Урок по теме "Нестандартные меры длины"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Тонких Валентина Александровна

Урок-исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx793.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики.

Тема: Нетрадиционные меры длины

5 класс.

Учитель: Тонких Валентина Александровна.

  1. Организационный момент. Мотивация. (1-2 мин.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинается урок.

Сегодня будем мы опять

Решать, отгадывать, смекать.

На уроке работай старательно

И успех тебя ждет обязательно.

  1.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности  (4-5 мин.)
  1. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности.

  1. Фронтальная работа: у учащихся на столах лежат карточки с единицами измерения длины.

Ребята, какие единицы измерения длины вы знаете?  Сейчас мы с вами проверим, знаете ли вы соотношения единиц измерения длины. Я называю единицу измерения и прошу выразить  ее в других единицах, а вы показываете карточку  с равной ей единицей.

Сколько миллиметров в 1см?

Сколько сантиметров в 1дм?

Сколько дециметров в 1м?

Сколько метров в 1 км?

Молодцы!

Кто быстрее скажет, сколько в 1км миллиметром?

(на экране высвечивается таблица соотношений)

  1. Индивидуальная работа с последующей самопроверкой. Проверка умения перевода одних единиц измерения в другие.

Ребята, посмотрите отрывок из мультфильма и попробуйте определить тему урока.

Отрывок из мультфильма «38 попугаев»

В каких единицах измеряли удава? (в попугаях, слонах и мартышках).

  1. Ребята, а вы знаете, какими единицами измерения издревле пользовались на Руси?
  2. Какова цель урока?

Рассмотрите внимательно картинку. Как вы думаете, почему использовались эти единицы измерения?

Были известны такие единицы: миля, морская миля, верста.

Сейчас я предлагаю проверить эти единицы измерения на себе.

  1. Работа в группах.

Задания для групп:

1 группа. Измерьте  маховую сажень каждого представителя группы. Далее сравните результаты. Какие они получились: одинаковые или разные? Сравните ваши измерения с размерами на картинке, сделайте вывод.

2 группа. Измерьте  косую сажень каждого представителя группы. Далее сравните результаты. Какие они получились: одинаковые или разные? Сравните ваши измерения с размерами на картинке, сделайте вывод.

  1. группа. Измерьте  локоть  каждого представителя группы. Далее сравните результаты. Какие они получились: одинаковые или разные? Сравните ваши измерения с размерами на картинке, сделайте вывод.
  2.  группа. Измерьте  ладонь  каждого представителя группы. Далее сравните результаты. Какие они получились: одинаковые или разные? Сравните ваши измерения с размерами на картинке, сделайте вывод.

Вы заметили, насколько удобны эти меры длины? Ведь измерительный прибор всегда при тебе. Не нужно носить линейку, рулетку.

Почему же мы отказались от этой системы измерения?

 Учащиеся делают вывод о несовершенстве и неточности старорусских мер длины.

Верно, все старорусские меры были относительными.

Именно поэтому эти единицы измерения «изжили» себя и государству пришлось вводить новые единицы измерения, единые системы мер, используемые во всем мире.

  1. Включение нового знания в систему знаний.

А теперь я предлагаю вам обратиться к художественной литературе, где часто используются старорусские меры длины.  Вам  будут представлены отрывки из произведений, в них вы должны найти эти меры длины и перевести их в международные.

  1. Иван Сергеевич Тургенев написал рассказ «Муму». В этом рассказе

рассказывается о крепостном крестьянине Герасиме. Вот что о нём говорит

писатель: « Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был

дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный

богатырём и глухонемой от рождения.( В старину принято было обозначать

рост количеством вершков сверх двух аршинов. )», « Но Герасим только

закивал головой и так сильно принялся грести, хотя и против течения реки, что в одно мгновение умчался саженей на сто.»

  1. Петр Павлович Ершов написал сказку в стихах «Конек –горбунок», в которой тоже употребил старинные русские меры длины.

« Да ещё рожу конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами».

  1. Была репа важная, дивилась старуха каждая:

          Одним днем кругом не обойдешь!

             Направо полверсты пройдешь – лишь полрепы обогнешь.

            А пойдешь налево – прошагаешь смело

            Целых 250 маховых саженей.

           Всю мы репу обошли, но ответа не нашли.

           Сколько метров нам пройти,

          Чтоб вкруг репы путь найти?

  1. Н. А. Некрасов

«Дедушка Мазай и зайцы»

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Меры длины:

1 линия = 2 мм (ширина пшеничного зерна)

1 дюйм = 25 мм.

1 вершок = 44 мм.

1фут = 30см 48 мм

1 локоть =45 см.

1 аршин = 71 см 2мм

1 верста = 1 км 67 м

1 миля = 1км 900 м

1 морская миля = 1км 850 м

  1. Выступление представителей групп с выводами по исследуемому тексту.
  2. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
  3. Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

(Техника  «3-2-1» («Билет на выход») используется в конце занятия.

  1. Три факта, о которых ты узнал на занятии;
  2. Два факта, которые показались тебе наиболее интересными;
  3. Один вывод, который ты сделал на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости, "

Конспект урока математики 6 класса по теме "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами длины, массы, стоимости". При подборе материала использованы материалы учебника, интернета....

Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....

Урок - путешествие в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины"

Интегрированный урок литературы в 6 классе "Путешествие в прошлое. Старинные меры длины". Цель работы: выяснить, какие меры длины существовали на Руси в  прошлом и почему не используютс...

Урок обобщения и систематизации знаний по математике в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями. Старинные меры длины".

Технологическая карта урока математики по УМК «Математика. 5 класс», Н.Я.Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2015г., составленная в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО, с описанием поэтап...

Интегрированный урок по математике и английскому языку с презентацией на тему "Меры длины", 5 класс

Итегрированный урок для 5 класса.Тема "Знакомство с русской и английской системами мер.Урокудобно проводить при закреплении единц длины....

Методическая разработка урока математики в 5 классе "Меры длины. Километр"

Методическая разработка  содержит технологическую карту урока математики по теме «Меры длины. Километр»   и презентацию урока. Карта урока составлена в соответствии с требов...