Требования к современному уроку
презентация к уроку по математике (10 класс)

Ходова Светлана Владимировна

Требования к современному уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.ppt2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам, личности ребенка, его родителей, общества, государства. Урок - логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса, где представлены все основные элементы этого процесса (цели, содержание, средства, методы, формы организации). Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех! СОВРЕМЕННЫЙ УРОК - это профессиональная и методическая подготовка учителя. • Целеполагание и мотивация учения. • Системно-деятельностный подход. • Современные средства обучения. • Выбор оптимальных средств обучения. • Создание условий для саморазвития. • Анализ каждого учебного занятия.

Слайд 3

КОМПОНЕНТЫ УРОКА 1 ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВОЙ овокупность целей и задач учебного процесса в ИОС 2 ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ Вся необходимая информация относительно стратегий, форм, программ, и технологий обучения 3 ИНФОРМАЦИОННЫЙ Информация, положенная в основу учебной деятельности 4 КОММУНИКАЦИОННЫЙ Формы взаимодействия между участниками образовательного процесса 5 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ Средства обучения, используемые в ИОС

Слайд 5

Как изменяется урок: урок становится личностно-развивающим; урок становится компетентностно-ориентированным; урок становится метапредметным; наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы (уроки, занятия), стирается грань между обучением и воспитанием. Требования стандарта меняют представление учителя об уроке: ученик выступает не объектом, а субъектом учебной деятельности; на уроке применяются разнообразные источники знаний; изменяется структура урока; преобладают индивидуальная и коллективная деятельность; отдается приоритет деятельности ученика; применяются новые критерии оценивания деятельности обучающихся.

Слайд 6

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами обучающиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 7

Что же такое целеполагание? В педагогике этот термин понимается как «процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения». Понятия целей: предвосхищаемый результат деятельности; предметная проекция будущего; субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным. В педагогике под целями обучения подразумевается «идеальный, сознательно планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса в отношении к порождающим его действиям и условиям». Задача- это цель, данная в определенных условиях (А.Н.Леонтьев). В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема

Слайд 8

Целевой компонент урока Цели обучения- это не что иное как идеальное (мысленное) предвосхищение его конечных результатов, т.е. того, к чему должны стремиться педагог и обучающийся. Цели обучения имеют долговременный характер, они определяются для целого цикла уроков. А для конкретного урока определяются его задачи, тесно связанные с результатами, которые могут быть достигнуты на уроке. Задачи находят отражение в учебных и практических задачах. Которые ставятся перед детьми или определяются самими учениками. В процессе формирования учебной деятельности школьников в обязательном порядке ставятся и решаются учебные задачи. Д.Б. Эльконин подчёркивал, что учебная задача является основной единицей учебной деятельности. Он предложил отличать учебные задачи от практических. Результатом решения практической задачи становится некоторый изменённый объект (решённая арифметическая задача , написанные слова, в которых вставлены пропущенные орфограммы и т.п.) «При решении учебной задачи учащийся также производит изменения в объектах или в представлениях о них, однако его результат- изменение в самом действующем субъекте». Решение учебной задачи направлено на усвоение или овладение школьниками способами действий (выделение ориентировочной основы действия).Таким образом, существенным элементом учебной задачи является цель, содержанием которой служит способ действия.

Слайд 9

Практическая задача нацеливает учеников на получение результата, даёт указание, что делать. А учебная задача ориентирует на открытие и усвоение способа действия. т.е. даёт указание, как делать. Учебная задача — стоящая перед обучающимися конкретная цель, которую он должен выполнить в определённых условиях. Отличие учебной задачи от практической состоит в том, что при её решении ученик должен найти общий способ (принцип) подхода ко многим конкретно-частным задачам определённого класса. Которые в дальнейшем и решаются на основе открытого им способа. Одним из важнейших требований к современному уроку в условиях внедрения ФГОС является необходимость введения обучающихся в ситуацию учебной задачи и организации учебных действий.

Слайд 10

Этап целеполагания: Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для обучающихся целевую установку урока (зачем он вообще нужен?) Как же в соответствии с ФГОС определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Слайд 11

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ УРОКА И МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕМА-ВОПРОС» Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Они выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам преподаватель или выбранный ученик, а педагог в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. «РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ» Обучающимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". «СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА» Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. «ПОДВОДЯЩИЙ ДИАЛОГ» На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель. «ГРУППИРОВКА» Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается обучающимся разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.

Слайд 12

«ИСКЛЮЧЕНИЕ» Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Формулируется учебная цель. «ДОМЫСЛИВАНИЕ» Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим; изучим; узнаем; проверим. С помощью слов "помощников" обучающиеся формулируют цели урока. «ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ» Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находят уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет ученикам увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному

Слайд 13

Типология уроков Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Этим объясняется существование многочисленных классификаций уроков. В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков: по основной дидактической цели; по основному способу их проведения; по основным этапам учебного процесса. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков: урок ознакомления с новым материалом; урок закрепления изученного; урок применения знаний и умений; урок обобщения и систематизации знаний; урок проверки и коррекции знаний и умений; комбинированный урок.

Слайд 14

Типологией по основному способу проведения подразделяют на уроки: Типология по основным этапам учебного процесса: - в форме беседы; лекции; экскурсии; киноуроки; самостоятельная работа учащихся; лабораторные и практические работы; сочетание различных форм занятий. вводные; первичного ознакомления материалом; образования понятий, установления законов и правил; применения полученных правил на практике; повторения и обобщения;- контрольные; смешанные и комбинированные. Типология уроков по ФГОС 1. Урок открытия нового знания (ОНЗ). 2. Урок отработки умений и рефлексии. 3. Урок творчества (урок – исследование). 4. Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности). 5. Уроки развивающего контроля.

Слайд 15

Уроки «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Слайд 16

Структура урока по ФГОС: 1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты). 2. Проверка домашнего задания 4-5 минут. 3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут. 4. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут. 5. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 5-6 минут. 6. Реализация построенного проекта 5-6 минут. 7. Первичное закрепление 3-4 минуты. 8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут. 9. Включение в систему знаний и повторение 5-6 минут. 10. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 3-4 минуты. 11. Вариативное домашнее задание (на выбор ученика). УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Слайд 17

Уроки отработки умений и рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. Уроки общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Целью уроков общеметодологической направленности является построение методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Слайд 18

Уроки развивающего контроля На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля. Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев. При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок. Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"

мастер-класс "Требования к современному уроку, в условиях внедрения стандартов второго поколения"...

Современный урок «Зимние народные праздники» в цикле «Образы русской культуры». Требования к современному уроку и его характеристики.

Цикл «Образы русской культуры» для 5-х классов был включен в учебный план гимназии в 1994 г.   В 1995 году авторский коллектив был награжден Диплом...

Урок ИЯ. Требования к современному уроку.

Урок  ИЯ. Требования к современному уроку.Аракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Доклад «Требования к современному уроку. Пластическое моделирование на уроках фортепиано»

Сообщение подготовлено для тематического педсовета. Пластическое моделирование – познание музыки через жест. Применение этого метода на уроках фортепиано помогает раскрепостить учащихся, добиват...

Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока

В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс....

Доклад - презентация "Современный урок. Требования к современному уроку"

Работа в виде красочной презентации. Доклад, кототрый был сделан на районное методобъединение учителей физики о  современном уроке и требовании к современному уроку. Доклад о том, что урок должен...