Сложение и вычитание десятичных дробей
методическая разработка по математике (5 класс)

Урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей" Базовый учебник: Н.Я. Виленкин. , В.И. Жохов, А.С.Чесноков , Математика: учебник для 5 класса Базовый уровень в 2-х частях, -М.:Просвещение , 2023 год.. Тип урока: изучение нового материала Планируемые образовательные результаты

предметные: складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;

метапредметные:

ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию.

личностные:

проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая ,индивидуальная, дифференцированная самостоятельная работа; работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран;

Демонстрационный материал: карточки с заданиями на сложение и вычитание десятичных дробей (по группам).

Ресурсы:

Презентация Мicrosoft Power Point: «Сложение и вычитание десятичных дробей».Контрольный тест 3

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока33.94 КБ
Файл презентация к уроку277.04 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока 12 марта 2024 года.

Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»

#1060;ИО : Корнилова Рита Ивановна

#1052;есто работы: МБОУ «Чернорудская СОШ», Ольхонского района, Иркутской области

3. Должность: учитель математики

#1055;редмет, класс: математика, 5 класс

#1058;ема и номер урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей», первый урок из шести.

#1041;азовый учебник: Н.Я. Виленкин. , В.И. Жохов, А.С.Чесноков , Математика: учебник для 5 класса

Базовый уровень в 2-х частях, -М.:Просвещение , 2023 год.

#1058;ип урока: изучение нового материала

Цель: ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.

Планируемые образовательные результаты

предметные: складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;

метапредметные:

ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию.

личностные:

проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Форма работы учащихся: фронтальная, групповая ,индивидуальная, дифференцированная самостоятельная работа; работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран;

Демонстрационный материал: карточки с заданиями на сложение и вычитание десятичных дробей (по группам).

Ресурсы:

Презентация Мicrosoft Power Point: «Сложение и вычитание десятичных дробей».




Структура и ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку; организация внимания учащихся.

/Здравствуйте ребята !

Сели ровно, оглянулись.

Друг другу улыбнулись

И в работу окунулись.

А девизом нашего урока будут такие слова:

Думать - коллективно!

Решать - оперативно!

Отвечать - доказательно!

Бороться - старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. ( Слайд№1)

-В какой большой теме мы сейчас с вами работаем? (Десятичные дроби.)

Фронтальный опрос

#1063;то такое десятичная дробь? (дробь, у которой знаменатель равен десяти, ста, тысячи и т.д)

#1048;з чего состоит десятичная дробь? (Из целой и дробной части)

#1050;ак называют разряды десятичной дроби, стоящей справа от запятой? (десятая, сотая, тысячная, десятитысячная и т.д)

#1063;то мы умеем делать с десятичными дробями?

(Записывать, сравнивать)

#1040;ктуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности

1)Прочитайте дроби (Слайд №2)

4,5; 0,475; 120,08; 81,792; 9,51.

Назовите:

-целую часть, дробную часть

-числа в порядке возрастания, убывания

2) (Слайд№3) Я приготовила несколько заданий на сравнение десятичных дробей и записала несколько пар чисел, между которыми нужно поставить знак «больше» или «меньше», но когда я к вам шла, в сумку попала вода и некоторые цифры стёрлись.

Вот что получилось: а)5,3** и 5,7**; б)**,778 и *,9*; в)0,764 и 0,763**;

3) (Слайд №4) Уравняйте количество знаков после запятой

а) 3,5 и 2,67; в) 4 и 12, 345

б) 8,37 и 4, 259 г) 15, 63 и 8,1

4) (Слайд№5) Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет?

Собственная скорость теплохода 24 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения.

На платье для первой куклы израсходовали 6/25 м ткани, а на платье для второй куклы на 2/25 м меньше. Сколько м. ткани израсходовали на оба платья.

С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,2 т больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

-Почему возникли затруднения? (Не умеем складывать десятичные дроби)

-Так что нам нужно еще узнать , чтобы решить третью задачу? (Научиться складывать и вычитать десятичные дроби).

-Значит тема нашего урока… ( «Сложение и вычитание десятичных дробей».)(Слайд №6)

-. Открыли тетради, записали число и тему «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Какова же цель нашего урока, чему мы должны научиться

Цель урока: ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей, с помощью которого мы сможем решать задачи, подобные третьей.

#1055;остроение проекта выхода из затруднения. Слайд10

Как вы думаете, какой теорией можно воспользоваться, чтобы сложить десятичные дроби: а) 95,37 + 16,2. /Написать на доске/

(Сложением смешанных чисел. Сначала переводим числа в смешанные, а затем складываем.) 95,37 + 16,2 =95 + 16

Знаменатели разные. Что делать?

- Уравнять число знаков после запятой и сложить

95,37 + 16,20 =95 =111 = 111,57

Точно такой же ответ можно получить, если сложить эти числа столбиком:

95,37

16,20

111,57

- Как вычесть десятичные дроби? (порядок выполнения действий такой же)

95,37 -16,20 =95 =79 = 79,17

А теперь попробуем сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей. Работа в парах.. На столах лежат блоки алгоритма, проанализируйте их и расположите в том порядке, в каком считаете правильным , а затем сравните его с данным в учебнике.

Чтобы сложить(вычесть) две десятичные дроби, надо:

- уравнять в них количество знаков после запятой;
- записать их друг под другом так. чтобы запятая была записана под запятой

-выполнить сложение (вычитание) не обращая внимания на запятую

-в результате поставить запятую под запятыми .

Откройте учебник на странице 104 и проверьте себя, правильно ли вы составили алгоритм.

Рассмотрим пример применения этих правил ( Слайд № 11, 12)

#1056;еализация построенного проекта. (Слайд 13)

#1056;аботают с учебником: решают упражнение.

№ № № Дополнительно: №

Ученики работают по очереди у доски и проговаривают правило.

5. Включение в систему знаний и повторение.

В каком пункте при сложении допущена ошибка? (Слайд № 14)

а) 3,7 -1,2 = 2,5 в) 7,34 +10,1 = 17,35 (17,44)

б) 5,02 + 1,2 = 6,22 г) 5,6 + 7,4 = 13

6. Физкульминутка (Слайд№ 15 )

Если высказывание, верно, то вы встаёте со своих мест и хлопают в ладоши. Если неверно- сидите на месте.

1. Делить на нуль нельзя. (да)

2. 32 = 6 (нет)

3. После разряда десятых следующий разряд десятитысячный (нет)

5. 5 — самый дружный в школе! (да)

6. При делении на единицу получится само число. (да)

7. У любой десятичной дроби есть целая часть (да)

8. Математика — царица наук. (да)

9. Из двух десятичных дробей меньше та, у которой целая часть больше. (нет)(больше)

Продолжаем урок.

Для упаковки продуктов в магазине имеются пакеты, выдерживающие массу 5 кг; 10 кг; 12 кг. Какой из пакетов нужно выбрать, чтобы упаковать 1,2 кг яблок, 0,7 кг мандарин и 2,9 кг слив (Слайд №16). Можете ли устно решить эту задачу? (Ответ 4,8 кг. В пакет 5 кг).

7. Дифференцированная самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.( Слайд №17-18 с проверкой)

На партах перед вами лежат карточки с заданиями по уровню усвоения материала. Каждый из вас выбирает по своему усмотрению задания.

1 группа (базовый) на оценку «3»

2 группа (повышенный) на оценку «4»

3 группа (высокий) на оценку «5». Решаем. В вашем распоряжении 5 минут. . Проверяем задания по слайду.

1 группа (базовый)

2 группа (повышенный)

3 группа (высокий)

#1042;ыполни действие:

а) 3,5+12,3

б) 0,12+0,28

  1. Выполни действие:

а) 18,4+6,15

б) 0,64+0,018

  1. Выполни действие:

а) 80,974+46,4

б) 898,71+ 2,5399

Отметить плюсиком верно выполненные задания.

1 группа

2 группа

3 группа

1.

а) 15,8

б) 0,4

Контрольный тест 3

1.

а) 24,55

б) 0,658

1.

а) 127,374

б) 901,2499

8. Подведение итогов урока.

Какую цель ставили перед собой на уроке? ( вывести правило сложения и вычитания десятичных дробей и научиться его применять.

-Смогли ли ее достичь? (Достигли).

Кто желает сформулировать правила? (Учащиеся формулируют правило)

9. Рефлексия Притча. (Слайд 19)

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Оценить каждый свою работу на уроке.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно? (Давайте похлопаем ребятам, работавшим добросовестно)

- Кто принимал участие в строительстве храма? (Давайте подарим им аплодисменты)

10. Информация о домашнем задании (слайд 20)

#1076;оп


11. Итоги урока. Выставление оценок за урок.

Итак, ребята, вы видите, что новые знания, которые вы получили на уроке, помогли решить вам трудные задания. Желаю вам успехов в дальнейших познаниях. Оцените свое настроение на данный момент времени: возьмите в одну руку тучку, в другую – солнышко и поднимите вверх только ту фигурку, которая соответствует вашим эмоциям в конце урока.

Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Спасибо за урок.



Самоанализ урока математики

В 5 кл 10 учащихся ,отсутствовали- . Учащиеся 5 класса имеют довольно высокий учебный потенциал, достаточно активны и мотивированы. При планировании было учтено то, что ученики могут продуктивно и слаженно работать как самостоятельно (по группам), так и в парах, оказывая взаимопомощь.

Замысел данного урока связан с тем, что действия с десятичными дробями одна из значимых тем в разделе математики 5 класса.

Главная стержневая задача – мотивировать учеников на самостоятельное овладение знаниями. В этом классе такая задача выполнима.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

На уроке решались следующие цели и задачи, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:

Цель: ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей.

Планируемые образовательные результаты

предметные: складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;

метапредметные:

ставить цели и планировать пути их достижения с помощью учителя, находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; слушать собеседника, аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности; осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, анализировать (выделять главное), обобщать (делать выводы), понимать информацию.

личностные:

проявлять познавательный интерес к предмету, давать адекватную оценку результатам своей учебной деятельности, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная самостоятельная; работа в парах,

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютер, экран;

Демонстрационный материал: карточки с заданиями на сложение и вычитания десятичных дробей.

Ресурсы:

Презентация Мicrosoft Power Point: «Сложение и вычитание десятичных дробей». РЭШ-контрольный тест 3

Методы обучения, применяемые на уроке, соответствовали целям и задачам урока и по источнику передачи знаний были:

-практический, наглядный, словесный;

-частично-поисковый.

Использовалась технология проблемного обучения.

В соответствии с задачами и содержанием деятельности урок строился по следующим этапам:

I. Мотивация к учебной деятельности. Эмоциональный настрой учащихся.

#1040;ктуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности

#1055;остроение проекта выхода из затруднения.

#1056;еализация построенного проекта.

5. Включение в систему знаний и повторение.

6. Физкульминутка

7. Подведение итогов урока.

8. Рефлексия

В ходе проведения урока все структурные элементы были выдержаны:

Мною применены следующие приемы обучения:

-устный счет с целью быстрого включения учащихся в деловой ритм;

-с целью развития самоконтроля и взаимоконтроля учащихся, развития самостоятельности, на уроке интересна и эффективна работа в парах, которая построена с учетом возрастных особенностей;

-работа у доски позволила учащимся закрепить материал на решение задач и оценить степень усвоения материала;

-дифференцированная самостоятельная работа (каждый ученик по уровню усвоения материала выбирает себе задания)

-фронтальный опрос: показал, что каждый ученик мог себя проверить, все ли он понял, запомнил ли запись, решение. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что им усвоен материал урока.

Общие результаты урока: Цели и задачи урока реализованы. Учащиеся освоили новую тему и закрепили в ходе решения задач действия по сложению и вычитанию десятичных дробей. Для выполнения поставленных задач материально-техническая база оказалось достаточной, презентация была доступна всем. Рабочее место учащихся было оптимально организовано.

Все этапы урока были выдержаны.

Значение данного урока прежде всего обучающе-познавательное, так как ученики получили новые знания о десятичных дробях, увидели практическую значимость этих понятий. Также урок несет в себе важное развивающее значение: развитие самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности, организованности, грамотной математической речи.

Воспитывающее значение урока также немаловажно, так как учащимся прививалось чувство взаимопомощи и доброжелательное отношение друг другу через организацию работы в парах, коллективе.

Психологический климат урока был благоприятный. Каждый ученик мог высказаться, выбрать, обосновать и доказать свою позицию. В связи с этим активность на уроке была высокой, учащиеся были сосредоточены и внимательны.

За счет разнообразия форм работы я обеспечивала высокую работоспособность учащихся, этому способствовала физкультминутка. Учащиеся правильно и осознанно выполняли задания. Удалось избежать переутомления учащихся, развить мотивацию учения, навыки контроля и самоконтроля.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложение и вычитание десятичных дробей Корнилова Рита Ивановна

Слайд 2

Здравствуйте! Сели ровно, оглянулись. Друг другу улыбнулись И в работу окунулись .

Слайд 3

Девиз урока Думать - коллективно! Решать - оперативно! Отвечать - доказательно! Бороться - старательно! И открытия нас ждут обязательно!

Слайд 5

Устно 1.Что такое десятичная дробь? 2.Из чего состоит десятичная дробь 3.Как называют разряды десятичной дроби, стоящей справа от запятой? 4.Что мы умеем делать с десятичными дробями ?

Слайд 6

Прочитать дроби 4,5 ; 0,475 ; 120,08; 81,792 ; 9,51; 6,107 0,005 Назовите целую и дробную части

Слайд 7

Сравните числа: 5,2** и 5,7** **,678 и *,9* 0, 764 и 0, 763*** **,* и *,***

Слайд 8

Посмотрите условия задач и определите, какую из них вы сможете решить? А какую нет? Собственная скорость теплохода 24 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения. На платье для первой куклы израсходовали 6/25 м ткани, а на платье для второй куклы на 2/25 м меньше. Сколько м. ткани израсходовали на оба платья. С одного участка собрали 95,37 т зерна, а с другого на 16,2 т больше. Сколько тонн зерна собрали с другого участка?

Слайд 9

Тема нашего урока Сложение и вычитание десятичных дробей

Слайд 10

А теперь попробуем сформулировать правило сложения и вычитания десятичных дробей. На столах лежат блоки алгоритма, проанализируйте их и расположите в том порядке, в каком считаете правильным

Слайд 11

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей. 1.Записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой 2.Уравнять в них количество знаков после запятой 3.Выполнить сложение (вычитание) не обращая внимания на запятую 4. В результате поставить запятую под запятой

Слайд 12

Примеры 5,8+3,54= 5,8-3,54= Работа по учебнику: №6.73 № 6.74( а,б,в ) № 6.75( а,б,в ) Дополнительно : № 6.76-6.78

Слайд 13

Найти ошибку . В каком примере при сложении допущена ошибка? а) 3,7 -1,2 = 2,5 б) 5,02 + 1,2 = 6,22 в) 7,34 +10,1 = 17,35 г ) 5,6 + 7,4 = 13

Слайд 14

Физкульминутка Если высказывание, верно, то вы встаёте со своих мест и хлопают в ладоши. Если неверно- сидите на месте. Делить на нуль нельзя. 3 2 = 6 5 — самый дружный в школе! После разряда десятых следующий разряд десятитысячный При делении на единицу получится само число. У любой десятичной дроби есть целая часть Математика — царица наук. Из двух десятичных дробей меньше та, у которой целая часть больше.

Слайд 15

Задача Для упаковки продуктов в магазине имеются пакеты , выдерживающие массу 5 кг; 10 кг; 12 кг . Какой из пакетов нужно выбрать, чтобы упаковать 1,2 кг яблок, 0,7 кг мандарин и 2,9 кг слив Можете ли устно решить эту задачу?

Слайд 16

Самостоятельная работа На партах перед вами лежат карточки с заданиями по уровню усвоения материала. Каждый из вас выбирает по своему усмотрению задания. 1 группа (базовый) на оценку «3» 2 группа (повышенный) на оценку «4» 3 группа (высокий) на оценку «5». Решаем. В вашем распоряжении 5 минут. . Проверяем задания по слайду. 1.Выполни действие: 1 группа (базовый) а) 3,5+12,3 б) 0,12+0,28 Выполни действие: 2 группа (повышенный) а) 18,4+6,15 б) 0,64+0,018 Выполни действие: 3 группа (высокий) а) 80,974+46,4 б) 898,71+ 2,5399 Контрольный тест 3 https:// resh.edu.ru/tests/15933

Слайд 17

Самопроверка Отметить плюсиком верно выполненные задания. 1 группа а) 15,8 б) 0,4 2 группа а) 24,55 б) 0,658 3 группа а) 127,374 б) 901,2499

Слайд 18

Рефлексия Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» - Ребята! Оценить каждый свою работу на уроке. - Кто работал как первый человек? - Кто работал добросовестно? (Давайте похлопаем ребятам, работавшим добросовестно) - Кто принимал участие в строительстве храма? (Давайте подарим им аплодисменты)

Слайд 19

Домашняя работа Стр109 № 6.118 . Дополнительно 6.121

Слайд 20

Итог урока Ребята, вы все сегодня очень хорошо работали. Молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...