Методическая разработка урока по теме «Шар. Сфера.» по математике в 6 классе
план-конспект урока по математике (6 класс)

Маркелова Татьяна Николаевна

Класс делится на 3 группы  по дополнительным домашним заданиям:1 группа – самый большой глобус в России, 2 группа – самый большой глобус в мире, 3 группа – самый большой в мире глобус-планетарий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_shar_sfera.docx298.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хозесановская средняя общеобразовательная школа

Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»

Методическая разработка урока

по теме «Шар. Сфера.»

по математике в 6 классе

Работа Маркеловой Т.Н.

учителя математики

1 категории

с. Хозесаново

2023г

Тема урока: Шар. Сфера.

Цель урока: формирование представлений о геометрических фигурах в пространстве шаре и сфере; формирование умений применять свойства фигур при решении простых геометрических и практических задач.

Задачи: повторить определения окружности, круга, радиуса, диаметра, хорды, формулы длины окружности и площади круга; продолжить совершенствовать умения учащихся округлять числа, использовать формулы длины окружности и площади круга при решении и составлении задач.

Планируемые результаты:

Предметные: владеть понятиями о шаре, радиусе шара, диаметре шара, сфере; знать и понимать формулы объема шара и площади сферы; уметь решать задач с использованием формул;

Метапредметные:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

коммуникативные: уметь определять понятия, создавать обобщения и делать выводы; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре (группе);

познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом.

Личностные: уметь осуществлять самооценку успешности учебной деятельности; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; учиться оценивать результаты своей работы на уроке и результаты работы одноклассников.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Технологии: технология проблемного диалога, ИКТ технология

Межпредметные связи: география, МХК.

Оборудование:

Учебник «Математика 6» Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др.

Путевой лист, ПК, презентация

План урока:

ЭТАП УРОКА

Деятельность учителя + методы и приёмы обучения 

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

 Добрый день! Я очень рада увидеть вас сегодня. Очень надеюсь на плодотворную совместную работу.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

- Соедините стрелками понятия и их формулировки.

Шар

Поверхность шара

Сфера

Соединяет любую точку сферы с центром шара

Диаметр

Рассекает шар

радиус

Пространственная фигура

Сечение

Соединяет две точки сферы и проходит через центр шара

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Перед вами лежат карточки с рисунками шарика, Земли, апельсина, футбольного мяча, арбуз, тарелка, глобус, планета, клубок ниток.

- Назовите лишний предмет. Объясните ваш выбор.

-Что общего в остальных рисунках?

- Все ли они между собой одинаковые?

- Какие геометрические фигуры мы сегодня будет изучать?

- Какому из предметов посвящается наш урок?

- тарелка

- шарообразные

- Мяч, шарик, глобус – внутри пустые. А остальные – заполнены.        

- «ШАР и СФЕРА»

- Глобус

3. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях

Класс делится на 3 группы по 3 человека по дополнительным домашним заданиям:

1 группа – самый большой глобус в России

2 группа – самый большой глобус в мире

3 группа – самый большой в мире глобус-планетарий.

1 задание: Решение задач.

1 группа –  Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус Земли?

2 группа –  Диаметр земного шара приближенно равен 12,7 тыс. км. Скольким тысячам километров равен длина экватора Земли?

3 группа –  Длина экватора Земли приближенно равен 39,9 тыс. км. Скольким тысячам километров равен радиус Земли?

2 задание: Выступление групп по своим темам

1 группа – самый большой глобус в России

2 группа – самый большой глобус в мире

3 группа – самый большой в мире глобус-планетарий

Каждая группа получает «Путевой лист», где прописан план работы на урок.

1 задание: Решение задач.

 

Радиус Земли: R = 39,9 : 2 : 3,14 ≈ 6,4 тыс. км.

https://webpulse.imgsmail.ru/imgpreview?mb=webpulse&key=pulse_cabinet-image-b31b547a-0f25-467e-8bb1-acef47cb03b2

Да вот он, самый большой глобус в России да и в Европе! Его высота 12 метров, в диаметр 10. И находится он  в городке Дорогобуже, что в Смоленской области, недалеко от Вязьмы.

Самый большой в мире глобус Eartha ( источник изображения Яндекс картинки)

Крупнейший в мире глобус по имени Эрта находится в городе Ярмут, штат Мэн. В диаметре Эрта составляет 1250 сантиметров и весит более 2500 килограммов.

https://www.kunstkamera.ru/images/cms/thumbs/921a5952344c2c0868f8a70431ebedda0e49a79a/1505181311_auto_428_jpg.jpg

Готторпский (Большой Академический) глобус диаметром в 3,1 метра – дипломатический подарок царю Петру I от Голштинского герцога Карла Фридриха в ходе Северной войны. Был привезен в Санкт-Петербург в 1717 г.  и в 1726 г. установлен на третьем этаже здания Кунсткамеры Академии наук.

Физ. минутка

Я показываю вам плакаты с равенствами. Если вы со мной согласны, то подпрыгиваете, поднимите руки вверх и хлопаете. Если вы не согласны, то топаете ножками и вертите головой. Начали!

  1. d=2r  (Да);
  2. 5,432≈ 5,5 (Нет);
  3. r/2=d (Нет);
  4. С = 2πr (Да);
  5. 22 = 4 (Да);
  6. S = πr2 (Да);
  7. 4 2 = 8 (Нет);
  8. 23=6 (Нет);
  9. 62 = 36 (Да);
  10.  3,169≈ 3,1 (Нет);

- подпрыгивают, поднимают руки вверх и хлопают

- топают ножками и вертят головой

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

3 задание: Каждая группа придумывает задачу, связанную с темой выступления и демонстрирует на доске. Остальные группы решают задачу.

1 группа – самый большой глобус в России

2 группа – самый большой глобус в мире

3 группа – самый большой в мире глобус-планетарий

4 задание: Найдите площадь поверхности вашего глобуса, используя формулу        S=4πR2 

Например:

Длина диаметра самого большого глобуса в России 10,5 метра. Какова длина экватора на этом глобусе?

В каком масштабе этот глобус изображал Землю, если в диаметре Эрта составляет 1250 сантиметров?

Найдите радиус глобус-планетария, если известна длина экватора земли на глобусе равна 973 см. Ответ округлите до целого квадрат метра.

S=4πR2 = 4·3,14·5,25=65,94≈66м2

S=4πR2 = 4·3,14·6,25=78,5≈79м2

S=4πR2 = 4·3,14·1,55=19,468 ≈ 19м2

7. Информация о домашнем задании,

Разноуровневая домашняя работа: чем выше ступень, тем выше оценка.

1 ступень - № 890

2 ступень - № 890(а), № 891(а)

3 ступень - № 890(б), № 891(б), № 888

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Наш урок подошел к концу. Хотелось бы узнать ваши впечатления от урока.

- Что вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Что вы узнали? На все ли вопросы вы получили ответы?

- Работа по «Путевым листам»

Благодарю всех за работу!!!!

Ответы детей

Ответы детей

Список используемых источников:

  1. Математика. 6 класс. Виленкин Н.Я.,  Жохов В.И.,  Чеснаков А.С., Шварцбурд С.И. – Мнемозина, 2020г
  2. Журнал русского географического общества «Вокруг света» - 11 марта 2022г.
  3. http://lifeglobe.net/entry/6971
  4. https://medn.ru/statyi/Istoriyaglobusa.html
  5. https://chemodanus.ru/places/samyi-bolshoi-globus-evropy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по теме "Треугольники" по геометрии для 7 класса

В этом материале имеются вопросы к зачету, первый признак равенства треугольников, медиана и высоты, второй и третий признак равенства треугольников, кроссворд, тест, самостоятельная работа...

Методическая разработка урока, технологической карты и презентации "Математика 5 класс. Прямоугольный параллелепипед"

Предлагается итоговая курсовая работа по теме "Модернизация образования" с разработкой урока, технологической карты и презентации...

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка по теме «Методы изучения природы», биология 5 класс (ФГОС)Цель разработки: раскрытие опыта проведения урока освоения новых знаний, построенного в рамках системно – деятельного ...

Методическая разработка по теме: "Описание как тип речи"-6 класс

Цели: дать представление о типе речи описании, признаках текста-описания; расширить преставление об изобразительно- выразительных средствах; закрепить умения сопоставлять, сравнивать явления, предметы...

Методическая разработка по теме: "Рассказ как тип речи"-6 класс

Цель урока: научить школьников отличать рассказ от сообщения и других повествовательных текстов; выделять структурные части композиции. Учебные задачи: • Образовательные: o выработать умение учитывать...

Собственная методическая разработка по теме "Погода в графиках" география 6 класс

Формировать понятие «погода», «суточный ход температуры воздуха».—Устанавливать взаимосвязи между элементами, явлениями погоды.—Научиться строить графики температуры и работать с ними....