Дидактическая игра по математике для учащихся 5 и 6 классов
методическая разработка по математике (5, 6 класс)

Бауэр Аделина Вадимовна

Дидактическая игра направленная на повышение уровня мотивации школьников к изучению математики и заучиванию терминов и определений. Отлично подходит к урокам обобщения и систематизации знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПОЙМИ МЕНЯ»

В 5 И 6 КЛАССАХ

Разработала:

Учитель математики

ГБОУ СОШ №180

Бауэр Аделина Вадимовна

Санкт-Петербург

2024


При обучении в 5х и 6х классах на уроках математики разбирается достаточно большое количество новых для школьников понятий, и зазубривание данных понятий не всегда бывает эффективно. Тогда встает вопрос, как повысить мотивацию школьников к обучению, и при этом определить, насколько на данный момент школьниками усвоена тема? В ответе на этот вопрос может помочь адаптированный под математические термины «Alias».

«Alias» или же «Скажи иначе» игра направленная на «поговорить», объяснить слова так, чтобы другой человек смог понять, какое слово загадано.

Используя эту игру в школе, мы можем достичь следующих результатов, которые задаёт ФГОС нового поколения [1]:

Личностные:

1) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные:

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

3) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Предметные результаты освоения программы учебного курса к концу

обучения в 5 классе:

Числа и вычисления

Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями[2].

Наглядная геометрия

Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг.

Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро грань, измерения, находить измерения параллелепипеда, куба.

Предметные результаты освоения программы учебного курса к концу обучения в 6 классе:

Числа и вычисления

Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи.

Наглядная геометрия

Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии.

Получается очень полезный ресурс, который достаточно просто включить в ход урока и тем самым разнообразить его.

Игра показала свою эффективность на уроках обобщения и систематизации знаний на этапе актуализации знаний и проверки домашнего задания. В связи с этим правила были следующие:

  1. За 1 минуту нужно объяснить как можно больше терминов записанных на карточках, не используя синонимы;
  2. Один ученик объясняет термины всему классу, отвечающим запрещается перебивать объясняющего, ответ принимается только с поднятой руки (работая так можно заметить, какие термины непонятны объясняющему, и кто оперирует этими терминами из сидящих в классе);
  3. За работу можно получить отметку «5», если ученик смог объяснить пять терминов, «4» - за четыре термина, «3» за три термина.
  4. На всю игру выделяется не более 15 минут.

Получение отметки мотивирует школьников согласиться на такой вид деятельности, и если сначала желают выйти именно отличники, то к концу игры «загораются» отстающие ребята, что позволяет им проявить себя на уроке, повысить собственную самооценку и мотивацию к изучению «сложного» предмета.

Так же игру можно использовать в виде мероприятия посвященного повторению всех терминов, изученных за курс четверти, полугодия, года.

В приложениях представлены карточки по различным темам 5 (приложения 1 – 4) и 6 (приложения 5 - ) классов. Все карточки 5 класса применимы для игры с 6 классом и поэтому не включены в материалы за 6 класс.

Используемая литература:

  1. ФГОС ООО
  2. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Математика» базовый уровень
  3. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М.: Вентана-Граф, 2013. – 304 с.: ил.
  4. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М.: Вентана-Граф, 2014. – 304 с.: ил.

Приложение 1

Натуральные числа. Действия с натуральными числами

Натуральное число

Цифра

Ряд натуральных чисел

Тысяча

Миллион

Триллион

Шкала

Координата

Координатный луч

Разряд

Класс числа

Десятичная запись

числа

Единичный отрезок

Начало отсчёта

Больше

Меньше

Равно

Плюс

Минус

Сложение

Слагаемое

Сумма

Переместительное свойство сложения

Уменьшаемое

Вычитаемое

Разность

Умножение

Множитель

Произведение

Деление

Делимое

Делитель

Частное

Остаток

Неполное частное

Степень числа

Скорость

Путь

Время


Приложение 2

Наглядная геометрия

Точка

Прямая

Отрезок

Концы отрезка

Ломаная

Звено

Луч

Плоскость

Круг

Окружность

Угол

Развернутый угол

Прямой угол

Острый угол

Тупой угол

Градус

Линейка

Циркуль

Транспортир

Остроугольный треугольник

P = 3a

Треугольник

Равносторонний треугольник

Равнобедренный треугольник

Разносторонний треугольник

Тупоугольный треугольник

Прямоугольный треугольник

Прямоугольник

Квадрат

Диагональ

Периметр

P = 2(a +b)

P = 4a

Площадь

S = ab

S = a2


Приложение 3

Обыкновенные дроби, десятичные дроби

Числитель

Знаменатель

Дробная черта

Правильная дробь

Неправильная дробь

Смешанное число

Взаимно обратные дроби

Запятая

Десятичная дробь

Округление


Приложение 4

Тела и фигуры в пространстве

Прямоугольный параллелепипед

Куб

Пирамида

Грань

Ребро

Вершина

Измерения прямоугольного параллелепипеда

Площадь поверхности

Объём

V = abc

V = a3


Приложение 5

Прямые на плоскости

Параллельные прямые

Перпендикулярные прямые

Перпендикуляр

Осевая симметрия

Ось

Центральная симметрия

Координатная плоскость

Ось абсцисс

Ось ординат

Приложение 6

Десятичные дроби

Проценты

Отношение

Пропорция

Масштаб


Приложение 7

Целые числа

Целое число

Рациональные числа

Отрицательные числа

Положительные числа

Неотрицательные числа

Неположительные числа

Модуль

Приложение 8

Фигуры в пространстве

Цилиндр

Шар

Сфера

Конус

Призма

V = πr2h


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по математике для 5-6 классов

Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры, созданные мною с помощью сервиса learningapps.org/ Их можно использовать на уроках и для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления пройденного м...

Мультимедийный дидактический комплекс по математике для учащихся 6 класса по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Использование мультимедийных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также в развитии творческих способностей обучающихся с ограниченными возможностями...

Игра по математике для учащихся 7 класса "Счастливый случай"

Данная игра предназначена для использования во внеурочной деятельности по математике. Активизирует мыслительный процесс учащихся, повышает интерес к предмету...

Роль дидактической игры в обучении счёту учащихся младших классов со сложной структурой дефекта

Презентация и сообщение на тему: "Роль дидактической игры в обучении счёту  учащихся младших классов со сложной структурой дефекта" была подготовлена для педсовета...

Учебно-методическое пособие для учителей математики учителя математики ГБОУ школы № 519 Московского района Санкт-Петербурга Михалевой Наталии Георгиевны «Методические рекомендации учителю по разработке занятия-игры по математики для учащихся старших класс

      В соответствии с Федеральными государственными стандартами образования производится обучение и осуществление внеклассной и внешкольной деятельности учащихся 5-9 классов; а ...

Статья "Разработка интеллектуальной игры по математике для учащихся 6 класса"

Разработка интеллектуальной игры по математике для учащихся 6 класса...

Методическая разработка дидактической игры по математике «Путешествие в страну Пропорцию» для учащихся 6 класса

Цель мероприятия: создание условий для обобщения, закрепления, систематизации  знаний учащихся по изученному материалу по теме «Пропорции».Задачи мероприятия: Образовательные:- ...