Музыкально-дидактические игры и драматизации для учащихся 1-х классов
методическая разработка по музыке на тему

Егорова Наталья Алексеевна

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalno-didakticheskie_igry_i_dramatizatsii.doc44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры и драматизации
для учащихся 1-х классов

1. Слушай звуки!

Цель игры - развитие звуковысотного слуха учащихся и способности перевоплощаться в заданную роль.

Музыкальный репертуар: «Монтер» Д.Б. Кабалевского, «Музыкальная табакерка» А. Лядова, «Весёлый музыкант» А. Филиппенко,

Методика и техника игры. В предлагаемой игре с приёмами драматизации школьники знакомятся с разными по высоте звуками. В начале звучит стихотворение Л. Хереско:

Вот из тёмных вод

Поднимается с волною кашалот...

А вокруг тепло, светит солнышко.

Стайки птичек летят в вышину...

Ночью звёздочки, днём ни облачка,

Ветерок чуть колышет волну...

Но кашалоту всё равно,

Он уплывает опять на дно..,

Во время чтения стихотворения один ученик играет по всем чёрным клавишам фортепиано с низкого до высокого регистра, «изображая» в мелодической поступенной линии движения кашалота в морской пучине.

После того, как ученики познакомились со звучанием разных по высоте музыкальных звуков, игру можно драматизировать. Школьники последовательно принимают позы «кашалота» (низкий регистр), который медленно поднимается из морской пучины, глубины, видит стаи птиц, звёзды (верхний регистр), а затем опускается на дно (низкий регистр).

2. Чей оркестр лучше

Цель игры - развитие музыкально-творческих способностей первоклассников, закрепление знаний вокального репертуара.

Музыкальный репертуар: Русская народная песня «Дон-дон», русская народная песня «Уж как шла лиса», «Серый кот» и «Ёжик» А. Березняк, попевка «Солнышко».

Методика и техника игры. Учитель вместе с учащимися исполняет ранее выученные песни «по руке», Затем класс делится на несколько групп, каждая из которых исполняет выбранную попевку с инструментальным сопровождением.

Одна группа - один состав оркестра. Учащиеся выбирают ударные инструменты (без определённой звуковысотности) для исполнения ритмического рисунка мелодии и сильных долей. Каждый участник оркестра поёт и играет на музыкальном инструменте. Лучшим будет назван тот оркестр, участники которого синхронно исполнили песню с начала до конца.

3. Репка

Цель игры - развитие навыков игры на детских, музыкальных инструментах, музыкально-творческих особенностей и артистизма.

Методика и техника игры. Сначала один из учеников рассказывает русскую народную сказку «Репка», а затем класс коллективно обсуждает музыкальный образ каждого персонажа и выбирает музыкальные инструменты для «озвучивания» шагов Дедушки, Бабушки, Внучки, Жучки, Кошки и Мышки,

Шесть учеников (по количеству персонажей сказки) сочиняют ритмический рисунок их шагов на выбранном инструменте, другие шесть учеников изображают героев сказки в мимике, жестах, движении (шаги повторяют ритмический рисунок, который сочиняет первый ученик). «Сказочник» (учитель или ученик) рассказывает сказку, а ученики инсценируют.

Примерный выбор инструментов:

Дедушка (идёт тяжело и прихрамывает) - барабан, ритмический рисунок с пунктирным ритмом, медленный темп,

Бабушка (идёт быстро и семенит) - ксилофон или металлофон, ритмический рисунок более спокойный, с половинными длительностями, умеренный темп.

Внучка (бежит вприпрыжку) - маракас или коробочка, ритмический рисунок состоит из восьмых и четвертей, быстрый темп.

Жучка (бежит громко и лает) - бубен, двойные ритмоблоки.

Кошка (не торопится и мурлычет) - ксилофон, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

Мышка (спешит и озирается вокруг) - треугольник, ритмический рисунок с восьмыми длительностями, быстрый темп.

4. Поезд

Цель игры - развитие художественно-творческих способностей и артистизма,

Музыкальный репертуар: «Попутная» М.И. Глинки.

Методика и техника игры. В драматизации участвуют «машинист» и «путешественники». «Машинист» даёт «гудок» (первый аккорд «Попутной песенки») и «поезд» с «путешественниками» (6-8 учеников) отправляется в «путь». «Путешественники» имитируют движения «поезда» согнутыми в локтях руками в ритме музыки. Остальные ученики изображают то, о чём поётся в песне.

5. Музыкальные загадки

Цель игры – обобщение знаний по теме «Танец»

Методика и техника игры. Школьники должны прочитать название народных жанров песен и танцев, переставив слоги по горизонтальным рядам, и назвать страну, где они впервые появились.

пак

го

ка

поль

линг

ха

зур

ка

ма

нез

по

ло

сир

ки

та

ро

бар

ка

ла

рап

ди

со

я

тел

ран

та

ла

даш

чар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов

Авторская игра "Поле чудес" для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: расширить и обобщить знания школьников об истории родного края, её экологии....

Развивающая игра по ЗОЖ для учащихся 5-6 классов "Правильное питание - путь к здоровью человека"

Ресурс будет полезен преподавателям-организаторам ОБЖ и классным руководителям при проведении воспитательных мероприятий по ЗОЖ. Никакой подготовки от учителя не требуется. Задания разработаны в форме...

Лингвистическая игра "Крестики-нолики" для учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие позволяет обобщить знания учащихся 5-6 классов по русскому языку...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "От игры-к спорту!" для учащихся 5-6 классов по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие включает в себя игры-эстафеты на внимание, силу, ловкость, быстроту, меткость, находчивость и направлено на популяризацию здорового образа жизни....

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 5-7 классов "Своя игра"

Интеллектуальная иградля 5–7-х классов "Своя игра"Цель игры:расширение кругозора;формирование устойчивого интереса к предмету;развитие интереса к изучению истории родного краяПорядок проведения и прав...

Познавательная игра по биологии "Своя игра.Живая планета"для учащихся 6 - 7 классов

Познавательную игру "Своя игра. Живая планета"  можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии "Бактерии. Грибы. Растения". Воп...