Использование принципов здоровьесберегающих технологий на уроках математики
материал по математике

Анна Александровна Ганзера

От принципам к действиям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование принципов здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто

Сократ

Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса была, есть и будет актуальной во все времена. Современное поколение учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный, в результате 20-летних исследований пришел к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.

«Здоровье — это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Поэтому перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников. Вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.

Одним из ответов на этот вопрос - использовать здоровьесберегающие технологии на уроках.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это те принципы, приемы и методы педагогической работы, которые, дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

Принципы здоровьесбережения на уроках

  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
  • обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
  • обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
  • использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
  • создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
  • формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”)
  • сочетание умственной деятельности с физической активностью.

Содержательная часть урока.

Математика – один из самых сложных предметов в школе, кроме того, она занимает примерно четвертую часть общей урочной нагрузки 8 часов в неделю. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как обучать с наименьшей усталостью, не причиняя вред здоровью? Ответ простой - побуждать и поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Ведь, как известно, человек с интересом даже простудой не болеет.

Но как часто мы слышим, не интересно, потому что не понятно! Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения

(печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать.

Пример: работа над текстовыми задачами; использование видеозадач для визуализации метериала

Обеспечение интереса к предмету и уроку помогает ученику в процессе обучения преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

Поддерживать интерес мы можем, опираясь на сильные стороны ребенка, учитывая его темперамент, способности. Одни быстро решают задачи - олимпиадники, другие думают подольше, им под силу проектная деятельность, а третьи – готовы организовать работу в младших классах. Тем самым настраивая на успех и создавая положительную мотивацию.

         Процессуальная часть урока

Работая над уменьшением утомляемости на уроке, мы вспоминаем такое правило – лучший отдых – это смена деятельности. Урок должен быть структурированным, во время урока должна происходить смена 4-7 видов деятельности, среди которых есть и динамическая пауза – позволяющая, не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки. При этом физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.

Такие физкультминутки способствуют укреплению здоровья учащихся. Но есть и особые физкультминутки, которые способствуют более качественному усвоению материала.  

Пример: Изучение графиков функций 7-11 классы

               «Правило человечека» при изучении формул приведения 9-11 классы

               Прямая, луч, отрезок 5 класс

Немного о формах работы…

 Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.

Как часто ребята на уроке слышат: «Посоветуйтесь с коллегой по парте»

Да и выйти к доске, «слабый» ученик не всегда согласится, а если выйти вдвоем, наперегонки или, напротив, с поддержкой товарища, такой прием наверняка сработает

Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

   Выводы:

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Статья по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Настоящий материал позволяет сохранить здоровье студентов  и выработать потребность в здоровом образе жизни.   ......

Моя методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 ми...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обуч...

Анализ использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики информатики за I четверть 2013-2014 учебного года.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию здоровьесберегающих технологий. В ходе урока математики с обучающихся необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают,...