Нестандартные уроки математики в начальных классах
методическая разработка по математике

Нестандартные уроки математики в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 1.zip37.9 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные уроки математики в начальных классах


План

Введение

ГЛАВА I.  Активизация познавательной деятельности учащихся и нестандартные уроки по математике

             1.1  Психолого-педагогические особенности нестандартных уроков математики младших школьников

             1.2  Активизация познавательной деятельности учащихся и нестандартные уроки по математике

             1.3  Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики

Выводы по I главе

ГЛАВА II. Нестандартные уроки по математике в начальных классах

              2.1 Классификация нестандартных уроков

              2.2  Интегрированный урок Информатика и математика УМК «Гармония» 1 класс

              2.3 Урок-сказка Математика 2 класс

 Выводы по II главе              

 Заключение

 Список литературы

 Приложение

Введение

Я считаю, что тема курсовой работы « Нестандартные уроки математики в начальных классах» ответственная и весьма важная в изучении начального курса математики.

С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду.

Они явились реакцией учительства на новые цели общеобразовательной школы, связанные с развитием личности учащихся, на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку. Гуманистические тенденции в народном образовании привели к пониманию личности учащихся заставил обратиться к психологической теории, потребовал знания психологических механизмов, действующих в учебном процессе, в частности, его мотивации, запросов и потребностей школьников.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

 Целевые установки уроков не предусматривают прирост новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе,  удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной  сфере. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Тема актуальна, так как активизировать внимание учащихся и повысить интерес к предмету помогают нестандартные уроки.

Объект исследования: младшие школьники.

Цель исследования: показать необходимость использования нетрадиционных форм урока в современной школе, как способ активизации учебной деятельности.

Задачи исследования:

- рассмотреть условия активизации познавательной деятельности младших школьников;

- разобрать средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроке;

- рассмотреть классификацию нестандартных уроков;

- разработать нестандартные уроки по математике в начальных классах.


ГЛАВА I. Нестандартные уроки математики в начальных классах

  1. Психолого - педагогические особенности нестандартных уроков математики младших школьников

      Среди первоклассников в среднем 15 – 20% детей сталкиваются с трудностями при принятии новой для них социальной позиции школьника, иначе говоря, вхождение в школьную жизнь для них затруднено. Школьная жизнь воспринимается ими, прежде всего, с формальной стороны, а содержательные стороны учебной деятельности – ориентация на самоизменение и присвоение научного знания – не выступают для них в качестве актуальных  [1,43].

     Исходя из вышесказанного, важно на начальном этапе обучения создавать для детей условия, органично сочетающие игровой и учебный типы жизнедеятельности: необходимо организовать своеобразную комплементарную деятельность детей, являющуюся игровой по форме, знакомой и привлекательной для ребёнка, но учебной по своей направленности. Такая деятельность должна предполагать достижение целей, связанных с занятием ребёнком позиции субъекта по присвоению нового учебно-игрового опыта.

      Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Чтобы развитие было успешным, нужна помощь со стороны учителя. Для этого требуется знание особенностей психического развития младших школьников, а также понимание конечных целей.

     Общество не может полноценно функционировать в условиях социального и научно-технического прогресса без активности человека, который является их мощным источником. Важной задачей является научить человека самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, продуктивно использовать эту информацию. Для этого необходимо формировать способность личности творчески мыслить, самостоятельно пополнять свои знания. Поэтому важным аспектом в формировании личности является повышение познавательной активности, которая ориентирует субъект на самовоспитание, на руководство человеком своим собственным развитием. По нашему мнению использование нестандартных форм организации обучения эффективно способствует развитию познавательной активности младших школьников [1,89].

     Обновление целей, задач и содержания в направлении личностно-ориентированного обучения в современной школе требует исследования влияния различных педагогических технологий обучения и изменений в структуре учебного процесса общеобразовательной школы, исследования условий применения новейших технологий для повышения знаний учащихся.

     Проблемой нестандартных форм обучения занимались А. Бородай, О. Дорошенко, Ю. Мальований, С. Николаева, О. Митнык, О. Пометун, А. Савченко. Нестандартный урок  рассматривается как средство повышения познавательной активности младших школьников, целью которого является пробуждение и содержание интереса учащихся к учебно-познавательной деятельности.

     Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Все это обеспечивает системное обновление содержания и переход на новую структуру обучения. У учителей появляется возможность применять новые активные технологии обучения, ценные для каждого ученика. В связи с изменением требований к формированию личности ребенка появилась потребность в усовершенствовании методики проведения нестандартного урока. Этого можно достичь путем включения в нестандартный урок технологий интерактивного обучения. Интерактивная технология обучения, по мнению учёного, это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие школьника в коллективном взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников, процессе учебного познания.

     Суть интерактивного обучения в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия учащихся. Это взаимообучение , где и ученик, и учитель являются равноправными, равнозначными субъектами обучения, понимают, что они делают, рефлексируют по поводу того, что они знают, умеют, осуществляют. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей ситуации [8,33].

     Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как  они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

      Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока [11,157].

      Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

     На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой.

1.2  Активизация познавательной деятельности учащихся и нестандартные уроки по математике

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя [7,210].

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

Начало обучения в школе значительно влияет на характер протекания психических процессов, изменяет восприятие, память, воображение, мышление – все те формы психической деятельности, уровнем и качественным своеобразием которых характеризуется умственное развитие младших школьников [18,146].

В процессе начального обучения повышаются возможности детей к анализу, дифференцировке воспринимаемого на уроках математики, что оказывает положительное влияние на познавательную активность школьников. В условиях интенсификации общего развития младших школьников через организацию у них деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, практического действия на уроках математики у них формируется внутреннее побуждение к учению. Учение становится захватывающим процессом познания, активности школьников.

Нашему обществу необходимы грамотные граждане, воспитанные на идеалах добра к своему государству, к своему народу, поэтому нельзя сводить духовный мир ребенка только к учению. Необходимо, обучая, формировать ребенка,  прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся – это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности [18, 57].

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. Тема актуальна, так как использование нетрадиционных форм обучения в начальной школе позволяет не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний и повышать мотивацию учения. Успешность обучения во многом определяется интересом к изучаемому предмету. А вот добиться того, чтобы дети учились с увлечением, с радостью шли на урок, удаётся не всегда.

Одним из средств решения этой проблем является проведение нестандартных уроков. Они формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, они помогают преодолевать трудности в обучении. Кроме этого нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. В подготовке нестандартных уроков и внеклассных мероприятий принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся.

Математика относится к числу школьных предметов с наиболее ярко выраженными межпредметными связями. Развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках, оказывает серьёзное влияние на изучение многих предметов в школьном расписании [16,99].

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям.   Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении.

Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:

- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

- меняется характер взаимоотношения между учащимися.

- растёт самокритичность.

- формируются навыки учебного делового общения.

    Опыт работы показывает, что нетрадиционные уроки:

- делают занятия более запоминающимися, эмоциональными;

- способствуют глубокому и последовательному усвоению материала;

- благоприятно воздействуют на развитие творческих способностей;

- развивают логическое мышление; творческие способности учащихся;

- проявляют интерес к предмету, любознательность;

- организуют связь с другими видами искусства.

В младшем школьном возрасте дети наиболее открыты, и не только для новых знаний, но и для личных контактов. А дальше – всё зависит от учителя, от того, как он будет понимать свою цель. Для учителя важно, что бы его уроки запомнились детям, поэтому необходимо пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают создать урок более увлекательным [16, 45].

1.3  Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приемами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре [12,112].

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер [8,96].

Включение в урок игр игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрей?" "Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?".

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Руководство дидактическими играми

Учащиеся знакомятся с каждой дидактической игрой под руководством преподавателя следующим образом: преподаватель говорит (или читает), как называется игра. Затем он знакомит детей с предметами (материалами), с которыми им придется иметь дело во время игры. Этот момент имеет важное психологическое значение, поскольку он должен создать у детей соответствующий психологический настрой, который поможет им внимательно выслушать правила игры. Они должны быть сформулированы кратко, точно и ясно. Преподаватель сам решает, есть ли необходимость давать учащимся более полное объяснение игрового действия. Потом начинается игра. Учитель контролирует, чтобы соблюдались правила. Он может участвовать в игре в качестве руководителя или же в качестве простого участника на общих основаниях. Игра оценивается в соответствии с полученными результатами и с тем, как соблюдались правила игры ее участниками. Если дидактическая игра носила коллективный характер, то вопрос, связанный с ее оценкой, решается при участии всех игроков.

Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Требования к организации игр

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Место дидактических игр в учебной работе

Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике [19,134].

Выводы по I главе

Общество не может полноценно функционировать в условиях социального и научно-технического прогресса без активности человека, который является их мощным источником.

Важной задачей является научить человека самостоятельно ориентироваться в информационном потоке, продуктивно использовать эту информацию. Для этого необходимо формировать способность личности творчески мыслить, самостоятельно пополнять свои знания.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося.

Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как  они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. Тема актуальна, так как использование нетрадиционных форм обучения в начальной школе позволяет не принуждать к учению, а пробуждать интерес к постоянному получению знаний и повышать мотивацию учения.

Нестандартные уроки  формируют устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, они помогают преодолевать трудности в обучении.

Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные и глубокие знания.

Использование на уроках нетрадиционных форм работы приносит свои результаты:

- у учащихся возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность.

- меняется характер взаимоотношения между учащимися.

- растёт самокритичность.

- формируются навыки учебного делового общения.

Для учителя важно, что бы его уроки запомнились детям, поэтому     необходимо пытаюсь использовать в своей работе нетрадиционные формы и методы обучения, которые помогают создать урок более увлекательным.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.


Глава II. Нестандартные уроки по математике в начальных классах

2.1 Классификация нестандартных уроков

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков  [9,76].

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и  ученики превращаются в пытливых искателей знаний.

Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза, обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация) [3,164].

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.

Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствовали более прочному усвоению новых знаний у детей и вызвали у меня огромное желание создавать и применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов.

На уроках математики появилась возможность наглядного иллюстрирования одной из сложнейших тем-задач на движение. Видя наглядно, куда и как движутся объекты, дети лучше понимают, о каком из видов движения идёт речь в задаче. Также для уроков математики разработаны программы устного счёта, которые дают возможность проверить знания отдельных учеников, либо использовать программу фронтально.

2.2  Интегрированный урок Информатика и математика УМК «Гармония»

 1 класс

     Тема: Знакомство с новым устройством «Черный ящик» и принципами его работы. Двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых десятков» [12,81].

     Цели:

 — познакомить учащихся с новым устройством и принципами его работы;

—  изучать интерфейс ПО «Роботландские конструкторы»;

—  развивать алгоритмическое мышление;

—  формировать умение выполнять сложение и вычитание «круглых десятков».

Учитель информатики: На уроках математики вы находите значения различных числовых выражений. Обычно бывают известны исходные данные.

     (Учитель начинает с помощью табличек строить схему.)

 Учитель информатики: Давайте назовем их «Вход»

     (На доске появляется табличка «Вход»)

  Учитель информатики:  В ходе выполнения задания вы выполняете определенные математические действия. Выполнив их, вы получаете результат. Назовем его «Выход». (На доске появляется табличка «Выход»)

  Учитель информатики:  Сегодня мы познакомимся с загадочным устройством: мы ему сообщаем число, а оно выдает результат. Сообщаем другое число – оно выдает другой результат, но неизвестно, какое математическое действие устройство выполняет. Такое устройство называется «Черный ящик».

   ( Учитель убирает на схеме надписи «исходные данные», «результат», заменяет надпись «действие» на знак ?  показывает детям макет устройства и предлагает угадать действие, выполняемое «Черным ящиком»).

     Учитель начальных классов:  Назовите число, которое меньше 5.

     (Дети называют, например, число 3).

     Учитель информатики берет карточку с названным числом и подает ее на ВХОД «Черного ящика», а показывает на ВЫХОДЕ число 4 и спрашивает:

— Какое действие выполнило устройство?

     Если дети угадывают действие сразу, учитель предлагает сделать проверку (два испытания).

     Учитель информатики предлагает, подставляя в схему следующие числа: 2, 4, занести в таблицу данные только третьего испытания. Дети строят таблицу в тетради, учитель начальных классов заполняет таблицу на доске:

№ испытания

вдох

выдох

действие

3

4

5

Выдох=вдох+1

 

     Учитель начальных классов: Как называется число, полученное на ВЫХОДЕ, по отношению к числу подаваемому на ВХОД?

     О: Число 5 следующее за числом 4.

     Учитель информатики предлагает детям угадать еще один алгоритм «Черного ящика». По ходу игры учащиеся одновременно с учителем начальных классов (он заполняет на доске) заполняют столбики таблицы, отделив горизонтальной чертой данные первого действия «Черного ящика»

№ испытания

вдох

выдох

действие

1

2

4

2

3

6

3

1

2

4

6

12

5

7

14

     

     После первого испытания дети обычно пытаются назвать действие, которое выполняет устройство: увеличивает число на 2. Учитель не соглашается, предлагает продолжить испытания. После пятого испытания учитель предлагает поработать в парах и сделать вывод о том, какое ДЕЙСТВИЕ выполняет «Черный ящик».  

     О: Устройство к числу, подаваемому на ВХОД, прибавляет то же число.

( в таблице появляется запись: «ВЫХОД = ВХОД + ВХОД»).

  1. Активизация знаний нумерации чисел

У: Какие числа принимал «Черный ящик»?

О: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 12, 14

У: Разбейте числа на две группы.

О: 2, 3, 4, 5,6,7  и  12,14

У: По какому признаку разбили числа на две группы?

О: Однозначные и двузначные.

У: Почему они так называются?

О: При записи однозначных чисел используется одна цифра, а для записи двузначных – две.

  2. Работа с «Черным ящиком».

Задание № 1

     У: «Черный ящик» знает двузначные числа и умеет выполнять с ними действия. (Учитель открывает заранее подготовленные таблицы).

     У: Проанализируйте данные испытаний и определите, какие действия выполняет «Черный ящик»? (Дети работают устно.)

        Таблица № 1

№ испытания

вход

выход

действие

1

51

1

2

94

4

3

30

?

     О: Определяет количество отдельных единиц в числе.

     Число, полученное на выходе устройства во время третьего испытания, дети пытаются угадать самостоятельно. После чего сверяют свой результат с результатом «Черного ящика».

Таблица № 2

   

№ испытания

вход

выход

действие

1

20

2

2

45

4

3

37

?

     О:  Определяет количество отдельных десятков в числе.

     Число, полученное на выходе устройства во время третьего испытания, дети пытаются угадать самостоятельно. После чего сверяют свой результат с результатом «Черного ящика».

Задание № 2

     У: Продолжаем работу в тетрадях. Самостоятельно определите действие, которое выполняет устройство. Запишите, пожалуйста, данные испытаний. (Дети заполняют столбики таблицы в тетрадях, учитель - на доске).

№ испытания

вдох

выдох

действие

1

60

70

2

70

80

3

80

90

Выдох=вдох+10

О: Увеличивает число на 10.

У: Как он это делает?

О: 60 – это 6 дес. Если 6 дес. увеличить на 1 дес., получится 7 дес., число 70. (аналогично проговариваются остальные случаи).

Задание № 3

№испытания

вдох

выдох

действие

1

40

20

2

60

40

3

80

?

Выход=вдох-20

     Работая по второй таблице, дети делают вывод, что устройство уменьшает числа на 20 и объясняют вычислительный прием сложения и вычитания «круглых десятков».

Задание № 4

     Работа в группах.

     Класс делится на группы по 6 человек. У каждой группы таблица.

№испытания

вдох

выдох

действие

1

Число, состоящее из пяти «круглых десятков»

90

2

Число, состоящее из двух «круглых десятков»

60

3

Число, которое меньше 50, но больше 30, состоящее из «круглых десятков»

?

4

Число, следующее при счете за числом 29

?

5

Число, предшествующее при счете числу 61

?

Выдох=вдох+40

     Учитель предлагает учащимся самостоятельно записать числа, подаваемые на ВХОД устройства, выполнив задания, указанные в таблице; определить, какое действие выполняет «Черный ящик»; в 3-ем, 4-ом и 5-ом испытании определить числа на ВЫХОДЕ устройства.

     Обсуждение результатов выполнения работы. Самопроверка.

     Итог урока:

    У: Чему учились на уроке?

    У: Что показалось важным?

2.3 Урок-сказка Математика 2 класс

Урок – путешествие

Цели урока:

-познакомить с прямоугольником

- развивать логическое мышление;

 -отрабатывать вычислительные навыки;

 -развивать познавательный интерес к предмету;

 -учить умению наблюдать и сравнивать.

Оборудование:

 -макет паровозика;

 -маршрутная карта;

 -многоугольники;

 -книга по математике;

 -линейки, треугольник;

 -магнитофон;

 -сказочные персонажи

Ход урока.

I. Организационный момент

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим

II. Сообщение темы и постановка целей урока [2,96].

        - Сегодня на уроке нас ожидает встреча с удивительной наукой – геометрией. Вы, узнаете, как называется новая геометрическая фигура, мы будем отрабатывать вычислительные навыки, решать задачи, уравнения, развивать умение наблюдать, сравнивать. Вместе с нами отправляется в путешествие – замечательный герой мультфильма – Паровозик из Ромашково. Для отправления в путь нужны билетики (дети подходят к кассе и берут билетики). К нашему Паровозику прикреплены вагончики (в окошечки которых вставлены фотографии детей класса). Наш Паровозик будет делать остановки (5 остановок), конечная станция «Ромашково». Вам нужно будет на всех остановках как можно больше собрать ромашек, а для этого вы должны быть внимательными, сообразительными, находчивыми, трудолюбивыми. Итак, отправляемся в путь! (включаю магнитофон и под музыку «Голубой вагон» отправляемся в путешествие).

Остановка «Считайка»

     Цель: провести устный счет, состав числа 15 (из двух, трех, четырех слагаемых). Дети, перед вами дом на куриных ножках, как вы думаете кто живет в домике? (баба Яга). Но она совсем не умеет считать, поможем ей? (да).

    Возможные варианты состава числа 15:

7    3     5

5    1     9

4    8     3

2    8     5

1    3     7     4

6    4     3     2

     За правильные ответы дети получают ромашки).

Баба Яга довольна, благодарит детей.

Остановка «Решайка»

  Цель: проверить знания детей при решении примеров столбиком с переходом и без перехода через 10.

75        43        64       86       97       52

24        17        36       46       56       18

     Паровозик остановился возле «Волшебной яблоньки» на которой растут яблочки. Нужно сорвать эти яблочки, правильно решив примеры. Откройте свои тетради и прорешайте примеры, ответы правильные найдете в конвертике (за каждый правильно решенный пример – ромашка).

     Итог: Что мы делали на остановке «Решайка». Спасибо, ребята, вы очень помогли Аленушке. Отправляемся дальше.

Остановка «Нарисуйка»

      Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны у меня ровные, а углы все прямые [6,73].

        - Назовите эту фигуру ребята? (квадрат).

     Однажды встречает он на пути такую фигуру:

       - Ребята, как называется эта фигура? (прямоугольник). Правильно.

        - А почему она так называется? (все углы прямые).

        - Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы.

        - Сколько сторон у прямоугольника? (4).

        - Как называются стороны, которые лежат одна против другой? (противоположные). Покажите их.

        - Давайте измерим их длину.

        - Что скажите? (они равны).

Вывод: противоположные стороны прямоугольника – равны.

     4 признака прямоугольника:

- 4 угла;

- все углы прямые;

- 4 стороны;

- противоположные стороны равны.

     Практическая работа в тетрадях: начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 2 см. (почему я назвала только две стороны?).

     У: Проведите отрезок так, чтобы внутри оказался квадрат.

 

Остановка «Отдыхайка»

(Физкультминутка «Прогулка»).

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим

(бег на месте)

До лужайки добежим

(бег продолжается)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки

(прыжки на месте, на обеих ногах)

Стоп (присели) Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох, за парту сели).

Остановка «Думайка»

 - Откройте книгу на стр.12

Вывод на стр.12

        - Найдите четырехугольники, у которых все углы прямые (№1, №3, №5). Самостоятельное решение задачи №3 (взаимопроверка).

Остановка «Ромашково»

Наш Паровозик прибыл на конечную остановку.

Итог урока:

        - Кому понравилось путешествие?

        - Кто больше всего набрал ромашек?

Подведение итогов урока, выставление оценок.

Задание на дом: стр. 12 №2.

Выводы по II главе

1. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

2. Проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

3. Яркая, необычная форма подачи учебного материала способствовали более прочному усвоению новых знаний у детей и вызвали у меня огромное желание создавать и применять подобные уроки в рамках различных школьных предметов.

Заключение

 В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной  школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями,  происходящими в нашей стране,  которые  создали  определенные  условия  для  перестроечных процессов в  сфере  образования   создания  новых  типов  школ,  активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских  программ и учебников.

Организация   нетрадиционного   развивающего   обучения   предполагает создание   условий   для   овладения   школьниками    приемами    умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый  уровень  усвоения, но  и  дает  существенные  сдвиги  в  умственном  развитии.  Овладев   этими приемами, ученики становятся  более  самостоятельными  в  решении  различных учебных заданий, могут рационально строить  свою  деятельность  по  усвоению новых знаний.

Список литературы

1. Алексеева А.В., Бокуть Е.Л., Сиделева Т.Н. Преподавание в начальных классах: Психолого - педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. - М. ЦГЛ, 2003.

2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей: 2 класс. - М. Росмэн-Пресс, 2002.

3. Жиколкина Т.К. Математика. Книга для учителя. 2 кл.

4. Жиколкина. – М.: Дрофа, 2000.

5. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей/ В.В. Зайцев. –М.: Владос, 1999.

6. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И Моро.: 2класс- 2-е изд., перераб. и доп.- М.ВАКО, 2009.

7. Давыдова В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология. - М, 2003.

8. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M. Психология. Под ред. И. В. Дубровиной. - М. Издательский центр «Академия», 1999.

9. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений и факультетов начальных классов педвузов - М. Издательский центр " Академия ", 1998.

10. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений Н.Б. Истомина – М.: Издательский центр "Академия", 2002.

11. Крутецкий В.А. Психология - М. «Просвещение», 1980.

12. Колоскова   Начальная школа. – 2008. –№9.

13.Стойлова Л.П. Математика. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: "Академия " 2000.

14. Сергеев, И.Н. Примени математику / И.Н. Сергеев, С.Н. Олехин, – М.: Наука, 1991.

15.Тонких А.П. Математика - М.: "Университет книжный дом", 2002.

16.Фридман    Л.М.    Изучение   личности    учащихся   и   ученических коллективов. -М., 1988.

17. Чванов, В. Г. Переформулировка задачи / В.Г. Чванов // Математика в школе. – 1997. – №5.

18.Щукина Г.И. Активация   познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1999.

19. Шилова, О.А. "Симпатичные" задачи / О.А. Шилова // Начальная школа: приложение к газете "Первое сентября".– 2002. – №3.

20. Шилова, О.А. "Симпатичные" задачи / О.А. Шилова // Начальная школа: приложение к газете "Первое сентября".– 2002. – №3

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

          ГЛАВА I.  Активизация познавательной деятельности учащихся и нестандартные уроки по математике

             1.1  Психолого - педагогические особенности нестандартных уроков математики младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

             1.2  Активизация познавательной деятельности учащихся и нестандартные уроки по математике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  11

             1.3  Средства активизации познавательной деятельности на уроках математики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  16

Выводы по I главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  20

  ГЛАВА II. Нестандартные уроки по математике в начальных классах

              2.1 Классификация нестандартных уроков . . . . . . . . . . . . . . .   22

              2.2  Интегрированный урок Информатика и математика УМК «Гармония» 1 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

              2.3 Урок-сказка Математика 2 класс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Выводы по II главе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  38    Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Список литературы  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  40

Приложение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Приложение 1

Нестандартные математические задачи в начальной школе

2 класс

1. Хитрый шпион задумал число. Чтобы никто не догадался, он прибавил к нему 5, сумму разделил на 3, умножил на 4, отнял 6, разделил на 7 и всем называл получившееся у него число 2. Какое число задумал коварный шпион?

2. Я задумал число, прибавил к нему 1, умножил сумму на 2, произведение разделил на 3 и отнял от результата 4. Получилось 5. Какое число я задумал?

3. У мальчика было несколько груш. Он разделил их между двумя своими сестрами так: младшей отдал половину всех груш и еще одну, а старшей остальные 3 груши. Сколько груш было у мальчика?

4. Шестеро тянут репку: баба, внучка, Жучка, кошка и мышка. Каждый предыдущий сильнее вдвое своего последующего. Мышки решили сами вытащить репку. Сколько мышек потребуется для этого?

5. Хозяйка продавала яйца. Первому покупателю она продала половину яиц и еще одно, второму – половину остатка и его одно, третьему – половину от последнего остатка и еще одно. После этого яйца кончились. Сколько яиц принесла хозяйка и сколько купил каждый покупатель?

6. Три брата косили сено на лугу. В полдень они легли отдыхать и уснули. Сестра принесла им обед и по нескольку яблок каждому. Она не стала будить братьев, оставила узелок и ушла. Проснулся старший брат, увидел яблоки, разделил их на 3 равные части, но из своей части одно яблоко оставил младшему, а другие съел и снова уснул.Проснулся средний брат, он не знал, что старший уже делил яблоки; поэтому сам разделил их на 3 равные части, а из своей части оставил одно яблоко младшему. Другие свои яблоки он съел и снова уснул.Когда проснулся младший брат, он увидел 7 яблок в узелке и стал думать, как их разделить. Тут проснулись братья и все выяснилось. Сколько яблок принесла братьям сестра?

7. Крестьянин и черт (старинная задача). Плачет крестьянин: "Заела нужда совсем. В кармане только несколько грошей, да и те нужно отдать. Хоть бы кто помочь мне захотел". Только сказал, а перед ним черт стоит: "Я тебе помогу. Видишь мост через реку? Стоит тебе перейти через мост – у тебя будет вдвое больше денег, чем есть. Перейдешь назад, опять станет вдвое больше, чем было. И каждый раз, как ты будешь переходить мост, у тебя будет ровно вдвое больше денег, чем было до этого перехода. Только уговор! За то, что я тебе удваиваю деньги, ты после каждого перехода будешь отдавать мне по 24 копейки". Согласился крестьянин. Перешел через мост, сосчитал деньги. Действительно, стало вдвое больше. Бросил он 24 копейки черту и перешел мост второй раз. Опять денег стало вдвое больше, чем перед этим. Отсчитал он 24 копейки, отдал черту и перешел мост в третий раз. Денег стало снова вдвое больше, но только и оказалось их ровнехонько 24 копейки, которые по уговору… он должен был отдать черту. Отдал он их, и черт сгинул, а крестьянин остался без копейки. Сколько у него было денег сначала?

8. Поверхность пруда постепенно закрывается вырастающими в нем кувшинками. Кувшинки растут столь быстро, что за каждый день закрываемая ими поверхность увеличивается вдвое. Вся поверхность пруда закрылась за 30 дней. За сколько дней была закрыта кувшинками первая половина всей поверхности пруда?

3 класс

9. Пол трети – число 100. Что это за число?

10. Шестеро тянут репку: дедка вдвое сильнее бабки, бабка втрое сильнее внучки, внучка вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее кошки, кошка вшестеро сильнее мышки. Сколько понадобится мышек, чтобы только они сами вытянули репку?

11. У мальчика было несколько груш. Младшей сестре он отдал половину всех груш и еще половину груши, а старшей – остальные 5 груш. Сколько груш было у мальчика?

12. Крестьянка пришла на базар продавать яйца. Первая покупательница купила у нее половину вех яиц и еще ? яйца. Вторая покупательница приобрела половину оставшихся яиц и еще ? яйца. Третья купила всего одно яйцо. После этого у крестьянки не осталось ничего. Сколько яиц она принесла на базар?

13. Три крестьянина зашли на постоялый двор отдохнуть и пообедать. Заказали сварить картофель, а сами уснули. Хозяйка поставила миску на стол, а будить постояльцев не стала. Проснулся один, увидел картофель, сосчитал, съел свою долю и снова заснул. Проснулся другой; он не знал, что один из товарищей уже съел свою долю, поэтому он съел третью часть оставшегося картофеля и опять заснул. После него проснулся третий; полагая, что он проснулся первым, он посчитал в чаше картофель и съел третью часть. Тут проснулись его товарищи и увидели, что в чашке осталось 8 картофелин. Только тогда объяснилось дело. Сколько картофелин подала на стол хозяйка, сколько съел уже и сколько должен еще съесть каждый, чтобы всем досталось поровну?

14. К парикмахеру пришли трое мужчин. Побрив первого, тот сказал: "Посмотри, сколько денег в ящике, положи еще столько и возьми 2 руб. сдачи". То же он сказал второму и третьему. Когда они ушли, оказалось, что в ящике нет денег. Сколько денегтам было первоначально?

15. Крестьянину царь разрешил взять одно яблоко из сада. Но сад огорожен тройным забором с одними воротами в каждом и одним сторожем у каждых ворот. Первый сторож сказал, что при выходе крестьянин должен будет отдать половину всех яблок, имеющихся у него, и еще одно. То же сказали оба других сторожа. Сколько яблок нужно взять крестьянину, чтобы после того как он отдаст положенное трем сторожам, у него осталось одно яблоко?

16. Из корзины взяли 3 яблока, затем треть от оставшихся и затем еще 3 яблока, после чего в корзине осталась половина от первоначального числа яблок. Сколько яблок было в корзине сначала?

17. Пьер был в хорошем настроении, имел некоторую сумму денег и решил пойти в магазин. У хозяина магазина он занял столько денег, сколько у него было., после чего потратил 1 франк. Затем он зашел во второй магазин, снова занял у хозяина столько, сколько имел, и потратил 2 франка. Он посетил еще два магазина, где занимал столько, сколько имел, и тратил соответственно 5 и 6 франков. Когда он вышел из последнего магазина, то оказалось, что денег у него нет. Сколько денег было у Пьера первоначально? Сколько он их всего потратил?

18. В королевский дворец пришли трое просить руки принцессы. Королева предложила им задачу, сказав, что продолжать разговор она будет только с тем, кто ответит на вопрос. "В корзине находятся сливы. Если первому отдать половину всех слив и еще оду, второму – половину оставшихся и еще две сливы, а третьему – половину нового остатка и еще три сливы, то слив в корзине не останется. Сколько слив было в корзине?

19. Крестьянка принесла на базар корзину яблок. Первому покупателю она продала половину всех яблок и еще пол-яблока, второму – половину от оставшихся яблок и еще пол-яблока, третьему – половину от нового остатка и еще пол-яблока и т.д. Когда шестой купил половину оставшихся яблок и еще пол-яблока, то в корзине ничего не осталось. Сколько яблок было у крестьянки, если каждый покупал только целые яблоки?

20. Крестьянин покупал товары. Сначала он уплатил первому купцу половину своих денег и еще 1 рубль; потом уплатил второму купцу половину оставшихся денег да еще 2 рубля; наконец, уплатил третьему купцу половину оставшихся денег да еще 1 рубль. После этого денег у него не осталось. Сколько денег у него было первоначально?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Коррекционно- развивающие упражнения на уроках математики в начальных классах

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памя...

Коррекционно- развивающие упражнения на уроках математики в начальных классах

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья отличаются пониженной математической подготовкой. Они усваивают программный материал не полностью; плохо запоминают и слабо удерживают в памя...

ОсОбенности изучения геометрического материала на уроках математики в начальных классах

Материал можно использовать при оформлении  математического уголка  в начальных классах и при изучении раздела "Методика изучения геометрического материала"  по учебной дисциплине "Мето...

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Этнокультурный компонент на уроках математики в начальных классах.

Формирование гражданских качеств личности, посредством решения задач, содержащих историко- краеведческую и экологическую информацию; развитие математического мышления, повышение интереса к истории и к...

Проект« Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах»

Трудно представить себе современного учителя, не использующего дополнительных наглядных, технических средств, учебных и методических пособий, кроме учебника. На сегодняшний день огромное внимание на н...