открытый урок "Смешанные числа"
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Цель: изучение понятия «смешанное число», расширение знаний о числах.
Задачи урока:
Учебные:
- Получить информацию о новом способе записи чисел, их применения к решению задач.
- Научиться переходить от записи неправильной дроби к смешанному числу, применяя деление с остатком.
- Отработать алгоритм записи смешанных чисел.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес учащихся;
- развитие основ коммуникационного общения;
- развитие уверенности в собственных силах;
Развивающие:
- Развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений);
- Способствовать развитию математической речи учащихся.
- Организовать индивидуальную деятельность учащихся, которая способствует лучшему усвоению материала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по математике.
Учитель: М.А.Русанова
Тема урока: Смешанные числа
Класс: 5
Цель: изучение понятия «смешанное число», расширение знаний о числах.
Задачи урока:
Учебные:
- Получить информацию о новом способе записи чисел, их применения к решению задач.
- Научиться переходить от записи неправильной дроби к смешанному числу, применяя деление с остатком.
- Отработать алгоритм записи смешанных чисел.
Воспитательные:
- Воспитывать познавательный интерес учащихся;
- развитие основ коммуникационного общения;
- развитие уверенности в собственных силах;
Развивающие:
- Развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений);
- Способствовать развитию математической речи учащихся.
- Организовать индивидуальную деятельность учащихся, которая способствует лучшему усвоению материала.
Тип урока: изучение нового материала.
Отрабатываемые УУД:
Коммуникативные:
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные:
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Методы:
По источникам знаний: словесные, наглядные;
По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование:
- Презентация к уроку "Смешанные числа".
- Мультимедийное оборудование.
- Экран.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.- Здравствуйте, ребята!- Сегодня у нас необычный урок, потому что у нас гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Мы начинаем наш урок. Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому! - Запишем число в рабочей тетради. | Включаются в деловой ритм урока |
Актуализация знаний и умений | Актуализация опорных знаний и способов действий | - Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. - Какую большую тему мы с вами изучаем? - Тема «Дроби» одна из самых трудных в математике. Подскажите, как назывались дроби на протяжении многих веков? Почему? - Когда дроби в жизни просто необходимы? Приведите пример. (слайд №2): Устно. - Дробь, вы сказали, ломаное число. - Как математически мы умеем записывать дробные числа? Запишите на доске. - Что показывает знаменатель дроби?? - Что показывает числитель дроби? - Сейчас мы с вами разомнёмся. Назовите, какая часть фигуры закрашена? - Предлагаю решить задачу. Гомер прячет 160 см? Сколько сантиметров тела спрятано, если рост Гомера 160 см ? - Назовите виды ломаных дробей. Первый вид – это … - Запишите на доске, как будет выглядеть условие, которое должно выполняться для данного вида дробей. Второй вид – это… - Запишите на доске, как будет выглядеть условие, которое должно выполняться для данного вида дробей. - Вы сказали неправильные дроби, а что означают слова «неправильный», «неправильно»? - Давайте с вами выясним, всегда ли слово «неправильно» используют, говоря про отрицательный факт? Выполним задание. Запишите в тетрадях на одной строке натуральные числа, на другой дробные число, но на какие группы можно еще разделить дробные числа. Значит запись должна выглядеть следующим образом: Натуральные числа: Дробные числа: правильные: неправильные: 12; ; ; 3; ; ; 29; 7; - Теперь давайте проверим, что у вас получилось. Итак, запишите на доске ответы. - Чем натуральные числа отличаются от дробных? - Что означает черта в дроби? | Мы изучаем тему «Дроби».На протяжении многих веков дробь называли ломаным числом. В переводе с арабского «ДРОБЬ» - значит «ЛОМАТЬ, РАЗДЕЛЯТЬ»Когда нужно что-то разделить. Например, торт между гостями, 5 мандаринов нужно разделить между 10 ребятами.Учащийся выходит к доске и записывает дробное число в виде |
Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | Проблемная ситуация - Все ли числа разбили по подгруппам? К какой группе можно отнести число ? Докажите. - К какому виду можно отнести дробную часть такой дроби? - Чтобы узнать, как называются такие числа, решите ребус. (слайд №3) - Итак, тема нашего урока «Смешанные числа». (слайд №4) Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют СМЕШАННОЙ, а число – СМЕШАННЫМ ЧИСЛОМ.- | Нет.Число нельзя отнести ни к целым числам, ни к дробным, т.к. в этом числе присутствует и целая часть и дробная.Дробная часть относится к правильным дробям. |
Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа | - Записываем в рабочую тетрадь тему урока. - Как называются данные числа, если есть целая и дробная часть? - (слайд №4) Запись смешанного числа выглядит вот так. - Предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитать смешанные числа, назвать их целую и дробную части. - А сейчас вкусная задача: Пять апельсинов нужно поровну разделить между тремя ребятами. - Как решить задачу? Ваши идеи по решению данной задачи. - Сколько апельсин должен получить один ребенок? - Сколько целых апельсин получит каждый ребёнок? - Первый способ. - Как математически можем записать, сколько апельсин получил каждый ребенок? - Второй способ. - Как математически можем записапь сколько апельсин получил каждый ребенок? - Принято записывать короче . Мы с вами получили новую запись числа, где присутствует и целая часть и дробная. - Что вы скажите о числах и ? - В таком случае, как нужно преобразовать число чтобы получить число ? Ваши предложения. - Значит запишем деление в виде частного. - Мы умеем делить такие числа? - Давайте разделим. - Итак, мы разделили числа и получили неполное частное и остаток. - Посмотрите на наше деление и на правую часть равенства. Куда зписано неполное частное в смешанной дроби? - Куда записан остаток от деления? - А что вы скажите о знаменателе? - Давайте с вами удостоверимся в правильности выделения целой части из неправильной дроби по учебнику на стр. 169 второй абзац. Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо:
- При выделении целой части из неправильной дроби нужно… - Мы с вами выделили целую часть из неправильной дроби и таким образом доказали, что эти два числа равны. Физкультминутка | Записывают тему урока “Смешанные числа”. Смешанным числом(слайд №6)Предлагают свои решения.1 способ: можно разделить между ними поровну каждый мандарин, тогда каждый получит по 5 частей, т.е. . 2 способ: можно сначала дать каждому из детей по целому мандарину, а оставшийся мандарин разделить между ними. Получили смешанное число. -Вывод: каждый ребенок получает одно и то же количество апельсина: . Данные числа – равны. Учащиеся предлагают свои способы решения. Разделить 5 на 3. Да. При делении таких чисел, находимо неполное частное и остаток. 5:3=1 (ост.2) Неполное частное записано в целую часть. Остаток от деления записан в числитель. Знаменатель остался тот же. Учащиеся читают правило перевода неправильной дроби в смешанное число. Сравнивают свои предположения с правилом учебника. Нужно разделить числитель на знаменатель. |
Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Работа в тетрадях (слайд №6): - Разделите предложенные дроби на группы. - Вы проверили работу. Поднимите руку, кто правильно выполнил задание, поднимите руку у кого есть ошибки. - Выделить целую часть из предложенных дробей. №1086 (второе, третье, четвертое числа) Работа по учебнику: (слайд №7) - №1089 решаем вместе. 1 неделя – 8 кг картофеля 1 день - ? - Ваши предложения по решению задачи. - Значит, как мне записать, сколько картофеля расходовала семья за 7 дней? (на доске записываю число , чтобы определить внимательность детей). - Что означает число 8 нашей дроби? - Что означает число 7 нашей дроби? - Но у нас 1 неделя, а пишем 7 дней. Как так? - Какой вопрос задачи? - Какое действие должны выполнить? -Расскажите как будете делить. - Что получилось? Задача № 1090,1091. | Работа в тетради самостоятельно, трое учеников решают у доски. Затем, проверяются всеми учащимися. Выполняют задание (слайда №6), после выполнения, меняются тетрадями и проверяют правильность выполнения (выставляют оценки). Учащиеся работают у доски. Представить 1 неделю как 7 дней. кг картофеля. Кг картофеля всего расходовали за неделю. За сколько дней израсходовали 8 кг картофеля. 1 неделя составляет 7 дней. Сколько кг картофеля расходовали в один день. Деление. Учащиеся объясняют деление. За 1 день расходовали кг картофеля. Задачи решаются у доски учениками. |
Подведение итогов урока | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | - Мы с вами сегодня поработали хорошо. - Теперь мы еще больше знаем о дробях. - Какие у нас бывают дроби? - Почему неправильные дроби так называются? - Что научились делать с неправильной дробью? - Что такое смешанное число? - Как называются вот такие числа:
- Так всегда ли «неправильно» может относиться к отрицательному факту? Выставление оценок за урок. | Отвечают на вопросы. Существуют смешанные дроби.Правильные и неправильные дроби.Потому что числитель больше знаменателя.Неправильную дробь можно преобразовать в смешанную выделив целую часть.Ученик дает определение смешанного числа. Смешанные числа. Нет. Не всегда. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | - А теперь, внимание, Домашнее задание… П.28, № 1086 (5 примеров), № 1087 (5 примеров), № 1102 | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | - Сейчас заполним лист самооценки. - Оцените свою работу на уроке. | Заполняют лист самооценки и сдают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, конспект открытого урока математики в 9 классе "Умножение и деление целых чисел на трёхзначное число в пределах 1 000 000"
Урок выработки практических умений. Презентация, конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида,работающими по учебнику Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Тема открытого урока «Число и цифра 3»
Тема открытого урока «Число и цифра 3»На своем уроке я использовала компьютер с демонстрационный материалом и видео презентацию по теме. Построение урока шло от простого к сложному.Свой уро...

Конспект открытого занятия "Число и цифра "6"
Конспект занятия рекомендован педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста....

Конспект открытого урока по предмету "Математические представления и конструирование". На тему: "Число и цифра 5. Образование числа 5"
Конспект открытого урокаПо предмету: «Математические представления и конструирование»Для учащихся 4 классаНа тему: «Число и цифра 5. Образование числа 5.»...

Открытый урок математики в 5 классе "Степень числа. Квадрат и куб числа"
Технологическая карта и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа"...

Открытое занятие "Число 5. Цифра 5".
Данное занятие было разработано мной лично для участия в конкурсе профессионального мастерства на уровне ДОУ. Занятие расработаны в соответсвии с ФГОС требованиями и исходя из интересов детей логопеди...




















