открытый урок "Смешанные числа"
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Цель: изучение понятия «смешанное число», расширение знаний о числах.

Задачи урока:

Учебные:

  • Получить информацию о новом способе записи чисел, их применения к решению задач.
  • Научиться переходить от записи неправильной дроби к смешанному числу, применяя деление с остатком.
  • Отработать алгоритм записи смешанных чисел.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес учащихся;
  • развитие основ коммуникационного общения;
  • развитие уверенности в собственных силах;

Развивающие:

  • Развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений);
  • Способствовать развитию математической речи учащихся.
  • Организовать индивидуальную деятельность учащихся, которая способствует лучшему усвоению материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытый урок50.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике.

Учитель: М.А.Русанова

Тема урока: Смешанные числа

Класс: 5

Цель: изучение понятия «смешанное число», расширение знаний о числах.

Задачи урока:

Учебные:

  • Получить информацию о новом способе записи чисел, их применения к решению задач.
  • Научиться переходить от записи неправильной дроби к смешанному числу, применяя деление с остатком.
  • Отработать алгоритм записи смешанных чисел.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес учащихся;
  • развитие основ коммуникационного общения;
  • развитие уверенности в собственных силах;

Развивающие:

  • Развивать приемы умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с практическим применением, преодолением затруднений);
  • Способствовать развитию математической речи учащихся.
  • Организовать индивидуальную деятельность учащихся, которая способствует лучшему усвоению материала.

Тип урока: изучение нового материала.

Отрабатываемые УУД:

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.

Познавательные:

уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование:

  •  Презентация к уроку "Смешанные числа".
  • Мультимедийное оборудование.
  • Экран.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня у нас необычный урок, потому что у нас гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями. Мы начинаем наш урок.

Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому!

- Запишем число в рабочей тетради.

Включаются в деловой ритм урока

Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий

- Ребята, сегодня на уроке вы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили.

- Какую большую тему мы с вами изучаем?

- Тема «Дроби» одна из самых трудных в математике. Подскажите, как назывались дроби на протяжении многих веков? Почему?

- Когда дроби в жизни просто необходимы? Приведите пример.

(слайд №2): Устно.

- Дробь, вы сказали, ломаное число.

- Как математически мы умеем записывать дробные числа? Запишите на доске.

- Что показывает знаменатель дроби??

- Что показывает числитель дроби?

- Сейчас мы с вами разомнёмся. Назовите, какая часть фигуры закрашена?

- Предлагаю решить задачу. Гомер прячет    своего тела. Сколько сантиметров тела спрятано, если рост Гомера

 160 см?

  Сколько сантиметров тела спрятано, если рост Гомера  160 см ?

- Назовите виды ломаных дробей.

Первый вид – это …

- Запишите на доске, как будет выглядеть условие, которое должно выполняться для данного вида дробей.

Второй вид – это…

- Запишите на доске, как будет выглядеть условие, которое должно выполняться для данного вида дробей.

- Вы сказали неправильные дроби, а что означают слова «неправильный», «неправильно»?

- Давайте с вами выясним, всегда ли слово «неправильно» используют, говоря про отрицательный факт?

Выполним задание. Запишите в тетрадях на одной строке натуральные числа, на другой дробные число, но на какие группы можно еще разделить дробные числа. Значит запись должна выглядеть следующим образом:

Натуральные числа:

Дробные числа: правильные:

                               неправильные: 

12;    ;    ;   3;    ;     ;     29;     7;  

- Теперь давайте проверим, что у вас получилось. Итак, запишите на доске ответы.

- Чем натуральные числа отличаются от дробных?

- Что означает черта в дроби?

Мы изучаем тему «Дроби».

На протяжении многих веков дробь называли ломаным числом. В переводе с арабского «ДРОБЬ» - значит «ЛОМАТЬ, РАЗДЕЛЯТЬ»

Когда нужно что-то разделить. Например, торт между гостями, 5 мандаринов нужно разделить между 10 ребятами.

Учащийся выходит к доске и записывает дробное число в виде  .

На сколько частей разделили целое.

Сколько частей взяли от целого.

(Предлагаю картинки фигур, которые разделены на части, некоторые части заштрихованы. Учащиеся должны назвать какую часть составляет закрашенная часть).

Решение: 160:4*3=120 (см) – тела спрятано.

Это «реальные» дроби или правильные, когда числитель меньше знаменателя.

Если m

Это «ложные» дроби или неправильные, когда числитель больше знаменателя.

Если m>n.

Неправильно – это что-то с ошибкой. Например, неправильно решен пример, значит с ошибкой, неправильно записано слово – с ошибкой.

Натуральные числа: 12; 3; 29; 7.

Дробные числа:

правильные: ;

неправильные: ;

Целые числа обозначают целые единицы, а дробные – части единиц.

Черта означает знак деления.

Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Проблемная ситуация

- Все ли числа разбили по подгруппам? К какой группе можно отнести  число ? Докажите.

- К какому виду можно отнести дробную часть такой дроби?

- Чтобы узнать, как называются такие числа, решите ребус.

(слайд №3)

- Итак, тема нашего урока «Смешанные числа».

(слайд №4)

Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют СМЕШАННОЙ, а число – СМЕШАННЫМ ЧИСЛОМ.-

Нет.

Число  нельзя отнести ни к целым числам, ни к дробным, т.к. в этом числе присутствует и целая часть и дробная.

Дробная часть относится к правильным дробям.

Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения смешанного числа

- Записываем в рабочую тетрадь тему урока.  

- Как называются данные числа, если есть целая и дробная часть?

- (слайд №4) Запись смешанного числа выглядит вот так.

- Предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитать смешанные числа, назвать их целую и дробную части.

- А сейчас  вкусная задача: Пять апельсинов нужно поровну разделить между тремя ребятами.

- Как решить задачу? Ваши идеи по решению данной задачи.

- Сколько апельсин должен получить один ребенок?

- Сколько целых апельсин получит каждый ребёнок?

- Первый способ.

- Как математически можем записать, сколько апельсин получил каждый ребенок?

- Второй способ.

- Как математически можем записапь сколько апельсин получил каждый ребенок?

- Принято записывать короче .

Мы с вами получили новую запись числа, где присутствует и целая часть и дробная.

- Что вы скажите о числах  и ?

- В таком случае, как нужно преобразовать число  чтобы получить число ? Ваши предложения.

- Значит запишем деление в виде частного.

- Мы умеем делить такие числа?

- Давайте разделим.

- Итак, мы разделили числа и получили неполное частное и остаток.

- Посмотрите на наше деление и на правую часть равенства. Куда зписано неполное частное в смешанной дроби?

- Куда записан остаток от деления?

- А что вы скажите о знаменателе?

- Давайте с вами удостоверимся в правильности выделения целой части из неправильной дроби по учебнику на стр. 169 второй абзац.

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо:

  1. Разделить с остатком числитель на знаменатель;
  2. Неполное частное будет целой частью;
  3. Остаток (если он есть) даёт числитель, а делитель – знаменатель дробной части.

- При выделении целой части из неправильной дроби нужно…

- Мы с вами выделили целую часть из неправильной дроби и таким образом  доказали, что эти два числа равны.

Физкультминутка

Записывают тему урока “Смешанные числа”.

 Смешанным числом

(слайд №6)

Предлагают свои решения.

1 способ: можно разделить между ними поровну каждый мандарин, тогда каждый получит по 5 частей, т.е. .

2 способ: можно сначала дать каждому из детей по целому мандарину, а оставшийся мандарин разделить между ними.

Получили смешанное число.

-Вывод: каждый ребенок получает одно и то же количество апельсина: . Данные числа – равны.

Учащиеся предлагают свои способы решения.

Разделить 5 на 3.

Да. При делении таких чисел, находимо неполное частное и остаток.

5:3=1 (ост.2)

Неполное частное записано в целую часть.

Остаток от деления записан в числитель.

Знаменатель остался тот же.

Учащиеся читают правило перевода неправильной дроби в смешанное число.

Сравнивают свои предположения с правилом учебника.

Нужно разделить числитель на знаменатель.

Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Работа в тетрадях (слайд №6):

- Разделите предложенные дроби на группы.

- Вы проверили работу. Поднимите руку, кто правильно выполнил задание, поднимите руку у кого есть ошибки.

- Выделить целую часть из предложенных дробей.

№1086 (второе, третье, четвертое числа)

Работа по учебнику:

(слайд №7)

- №1089 решаем вместе.

1 неделя – 8 кг картофеля

1 день - ?

- Ваши предложения по решению задачи.

- Значит, как мне записать, сколько картофеля расходовала семья за 7 дней?

(на доске записываю число , чтобы определить внимательность детей).

- Что означает число 8 нашей дроби?

- Что означает число 7 нашей дроби?

- Но у нас 1 неделя, а пишем 7 дней. Как так?

- Какой вопрос задачи?

- Какое действие должны выполнить?

-Расскажите как будете делить.

- Что получилось?

Задача № 1090,1091.

Работа в тетради самостоятельно, трое учеников решают у доски. Затем, проверяются всеми учащимися.

Выполняют задание (слайда №6), после выполнения, меняются тетрадями и проверяют правильность выполнения (выставляют оценки).

Учащиеся работают у доски.

Представить 1 неделю как 7 дней.

 кг картофеля.

Кг картофеля всего расходовали за неделю.

За сколько дней израсходовали 8 кг картофеля.

1 неделя составляет 7 дней.

Сколько кг картофеля расходовали в один день.

Деление.

Учащиеся объясняют деление.

За 1 день расходовали кг картофеля.

Задачи решаются у доски учениками.

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

- Мы с вами сегодня поработали хорошо.

- Теперь мы еще больше знаем о дробях.

- Какие у нас бывают дроби?

- Почему неправильные дроби так называются?

- Что научились делать с неправильной дробью?

- Что такое смешанное число?

- Как называются вот такие числа:

- Так всегда ли «неправильно» может относиться к отрицательному факту?

Выставление оценок за урок.

Отвечают на вопросы.

Существуют смешанные дроби.

Правильные и неправильные дроби.

Потому что числитель больше знаменателя.

Неправильную дробь можно преобразовать в смешанную выделив целую часть.

Ученик дает определение смешанного числа.

Смешанные числа.

Нет. Не всегда.

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

- А теперь, внимание,

Домашнее задание…

П.28, № 1086 (5 примеров), № 1087 (5 примеров),  № 1102

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

- Сейчас заполним лист самооценки.

- Оцените свою работу на уроке.

Заполняют лист самооценки и сдают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, конспект открытого урока математики в 9 классе "Умножение и деление целых чисел на трёхзначное число в пределах 1 000 000"

Урок выработки практических умений. Презентация, конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида,работающими по учебнику Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Тема открытого урока «Число и цифра 3»

Тема открытого урока «Число и цифра 3»На своем уроке я использовала компьютер с  демонстрационный материалом и видео презентацию по теме. Построение урока шло от простого к сложному.Свой уро...

Конспект открытого занятия "Число и цифра "6"

Конспект занятия рекомендован педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста....

Конспект открытого урока по предмету "Математические представления и конструирование". На тему: "Число и цифра 5. Образование числа 5"

Конспект открытого урокаПо предмету: «Математические представления и конструирование»Для учащихся 4 классаНа тему: «Число и цифра 5. Образование числа 5.»...

Открытый урок математики в 5 классе "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Технологическая карта и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа"...

Открытое занятие "Число 5. Цифра 5".

Данное занятие было разработано мной лично для участия в конкурсе профессионального мастерства на уровне ДОУ. Занятие расработаны в соответсвии с ФГОС требованиями и исходя из интересов детей логопеди...