Организация самостоятельной работы школьников на уроке и дома
учебно-методический материал по математике (7 класс)

Гурома Ольга Александровна

Организация самостоятельной работы школьников на уроке и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Организация самостоятельной работы школьников на уроке и дома».

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения одна из важнейших задач учителя состоит уже не в том, чтобы дать ученикам готовые знания, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую работу, т.е. обучение и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности. Поэтому главным принципом работы является организация деятельности школьников, направленной на формирование не только предметных знаний и умений, но и на развитие самостоятельности и творческой активности учащихся.

Организация самостоятельной работы обучающихся – один из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Что же такое Самостоятельная работа учащихся? - это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.  Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся.

Самостоятельная работа занимает очень важное место в образовании каждого. Только в результате самостоятельной учебной деятельности обучающийся получает прочные знания. Самостоятельная работа у многих современных детей вызывает серьезные трудности. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и сомнений, ошибок и переживаний, поэтому необходимо прививать навыки самостоятельной работы как можно раньше, ещё в начальных классах. Недостаточность самостоятельности делает обучающегося пассивным, тормозит развитие его мышления и делает его не способным к применению полученных знаний.

Целью и задачами  темы :«Организация самостоятельной работы школьников на уроке и дома» являются:

- формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнение, обобщения;

- развитие творческого мышления;

- развитие таких качеств творческой личности, как познавательная активность, упорство в достижении цели, самостоятельность;

- регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

Самостоятельную работу можно поделить на 2 вида: классная (во время урока в школе, в училище и т.д.) и внеурочная (домашняя: дома, в библиотеке и т.д.). Рассмотрим эти два вида.

Классная самостоятельная работа.

 Самостоятельная работа на уроках - это мыслительная деятельность учащихся направленная на:

- приобретение ими математических знаний, умений и навыков;

- развитие наблюдательности; развитие умений сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

- овладение анализом, обобщением; развитие интуиции и логического мышления.

Эффективность формирования навыков самостоятельной работы учащихся зависит от организации преподавания и здесь нужно помнить, что:

- в организации самостоятельной работы должна быть система, то есть она не должна быть случайной;

- уровень предлагаемых самостоятельных работ должен соответствовать учебным возможностям учащихся;

- за каждую самостоятельную работу учащийся должен получить оценку: либо это отметка в журнал, либо устные комментарии, но работа не должна оставаться незамеченной;

-  самостоятельные работы не должны быть однообразными.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

В своей работе я использую различные виды самостоятельной работы учащихся:

- обучающие самостоятельные работы;

- тренировочные самостоятельные работы;

- закрепляющие самостоятельные работы;

- развивающие самостоятельные работы;

- творческие самостоятельные работы;

- контрольные самостоятельные работы.

Немного поясню:

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Проведение самостоятельной работы организовываю так, чтобы она не только обеспечивала восприятие программного материала, но и способствовала бы всестороннему развитию учащихся.

Тренировочные самостоятельные работы. К ним относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила.

Закрепляющие самостоятельные работы. К ним можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал.

Самостоятельные работы развивающего характера. Это задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, проведение в школе Недели математики и др.

Творческие самостоятельные работы. Предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. например задания, при выполнении которых необходимо найти несколько способов их решений.

Контрольные самостоятельные работы. Главной функцией такой работы является функция контроля.

Я считаю, что форма работы, когда один учащийся работает у доски, а остальные воспроизводят записи в тетради, не всегда эффективна, потому что большинство списывает с доски бездумно. Такую работу провожу при закреплении изученного материала, при разборе новых типов задач. А чтобы получить достаточную информацию о том, как учащиеся овладевают знаниями и умениями, каких успехов они добились, какие у них возникли трудности, какие пробелы в знаниях следует устранить, провожу самостоятельную работу. На занятиях я ориентируюсь на каждого учащегося группы и считаю, что такой подход побуждает к работе сильного ученика и двигает к работе слабого.

Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа, карточки-задания, математические диктанты, тренажёры, готовые чертежи для решения задач.

Большую помощь оказывает использование ИКТ (информационно-компьютерных технологий) на уроках. Применение ИКТ осуществляет реализацию следующих  задач:

- наглядность на уроках математики;

- доступность и индивидуальный подход;

- возможность обеспечения обратной связи;

- организация коллективной и групповой работы.

Результатом моей работы является участие учеников и во внеклассных мероприятиях по математике, в школьных и районных олимпиадах по математике, в заочных всероссийских олимпиадах, в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру»,

Я могу сделать вывод, что учащимся на уроках математики нравится работать по парам, в группах, проводить исследования, создавать презентации. Таким образом, для меня приоритетными являются следующие принципы:

- учить учащихся самостоятельности, планировать свою деятельность, принимать решения, быть коммуникабельными;

- заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его;

- сотрудничать с детьми, вместе решать проблемы.

Внеурочная самостоятельная работа. 

Кроме самостоятельной работы на уроке, важное значение имеет самостоятельная внеурочная работа. Это задания для самостоятельного выполнения вне стен образовательного учреждения. Такими заданиями могут быть, например, задания для систематизации знаний по ранее пройденному (возможно даже в прошлом году) материалу, подготовка к экзаменам по определённой теме, самостоятельное изучение нового материала, поиск интересных фактов по теме, подготовка сообщений, докладов, проектов и т.д. Внеклассная самостоятельная работа может быть выдана на разный промежуток времени. Всё зависит от характера выполняемой работы и её объёма. Возможно, работу нужно выполнить к следующему уроку, а возможно через неделю, две, месяц.

После изучения определенного раздела, темы, учащимся предлагаю подготовить сообщения, рефераты, презентации для выступления на уроке. Темы выбираются заранее. К этой работе привлекаю всех учащихся с учетом их индивидуальных способностей. Приведу один из примеров самостоятельной внеурочной работы. Обучающимся 9 класса при подготовке к ОГЭ по математике выдаётся задание на 1 неделю. Первое задание: обобщить теоретический материал по теме «Неравенства». Нужно «проработать» материал по теме, изученной в прошлом году, поместить теорию на свой слайд -презентации. Такая работа носит в какой-то мере соревновательный характер.

Таким образом, оба вида самостоятельной работы обучающихся   оказывают значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала, повторения старого.

Основная цель школьного образования - максимально возможная социализация выпускников.  А применение  самостоятельной  работы — это такая система обучения, при которой  учебный процесс  ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Значит, выбранная мною тема семинара актуальна. Я считаю, только через преодоление трудностей, решения проблем, ребенок может войти в мир творчества. Если ученик сумеет справиться, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решени...

Метод проектов как один из способов организации самостоятельной работы школьников на уровне среднего общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт на уровне среднего общего образования (ФГОС СОО) содержит концепцию создания среды обучения, направленную на «личностное развитие учащихся, п...

Дидактические аспекты организации самостоятельной работы школьников по иностранному языку.

Самостоятельная работа - органическая часть учебного процесса, в основе ееторганизации лежат общепедагогические принципы. Общепедагогический подход предполагает рассмотрение сущности самостоятельной р...

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии: аспект требований ФГОС (из опыта работы) 2017г.

Тема выступления: Организация групповой работы школьников на уроке технологии:аспект требований ФГОС (из опыта работы)  2017г....

Презентация по теме "Организации самостоятельной работы учащихся в школе и дома"

Самостоятельная работа рассматривается как важнейший элемент обучения и воспитания школьников. Эффективность самостоятельной работы определяется её грамотной организацией. Необходимо целенаправленное ...

Методическая разработка «Содержание и организация самостоятельной работы школьников с нарушением интеллекта по физической подготовке для уроков гимнастики и баскетбола».

quot;Данная гимнастика предназначена для детей с нарушением интеллекта и направлена на улучшение физического здоровья, развитие двигательных навыков и поддержку общего развития. Программа включ...