рабочая программа по предмету: "Математика" 1 вариант
рабочая программа по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена на основе:
-адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее АООП УО (вариант 1) ГКОУ «Котовская школа-интернат», утвержденная приказом № 182 от 31.08.2023г
- проекта рабочей программы по предмету «Математика» федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики»
- учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат», на 2024-2025 учебный год
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Математика» относится к предметной области «Математика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Математика».
Цель обучения – развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого на разных этапах обучения.
Задачи обучения:
- формирование и развитие системы математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой деятельности, используемых в повседневной жизни;
- коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение уровня общего развития;
- воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» в 6 классе определяет следующие задачи:
- формирование знаний о нумерации чисел в пределах 1000000;
- формирование устных и письменных вычислительных навыков в пределах 10 000;
- формирование умения выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение в пределах 10 000;
- развитие умения читать и записывать обыкновенную дробь и смешанное число;
- формирование умения складывать и вычитать обыкновенные дроби и смешанные числа с одинаковыми знаменателями;
- формирование умения решать арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа;
- формирование умения выполнять построение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник), вычислять периметр; определять положение линий на плоскости и в пространстве;
- формирование понятий элементов геометрических тел (куб, брус, шар);
- формирование умения решать составные арифметические задачи на движение;
- формирование умения решать составные арифметические задачи в 2-3 действия;
- формирование умения составлять арифметические задачи по краткой записи, решать их;
- воспитание интереса к математике и стремление использовать знания в повседневной жизни.
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 6 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов:
- объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение математике в 6 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала осуществляется концентрически, что позволяет обеспечить постепенный переход от исключительно практического изучения математики к практико-теоретическому изучению, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке математики являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков математики предполагается использование следующих методов:
- объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
- репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
- метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
- частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);
- исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют).
Содержание разделов
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Тысяча. Нумерация, арифметические действия в пределах 1 000 | 12 | 1 |
2. | Нумерация чисел в пределах 1 000 000 | 25 | 1 |
3. | Обыкновенные дроби | 17 | |
4. | Скорость. Время. Расстояние | 5 | |
5. | Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число, и круглые десятки | 24 | 1 |
6. | Геометрический материал | 33 | |
7. | Повторение пройденного | 20 | 1 |
Итого: | 136 | 4 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории культуре других народов;
- проявление интереса к прошлому и настоящему Российской математики;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, использование доступных информационных технологий для коммуникации.
Предметные:
Минимальный уровень:
- знать числовой ряд 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя);
- уметь читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с использованием калькулятора);
- уметь получать числа из разрядных слагаемых в пределах 10 000;
- уметь определять разряды в записи четырехзначного числа, уметь назвать их (единицы тысяч, сотни, десятки, единицы);
- уметь сравнивать числа в пределах 10 000;
- знать римские цифры, уметь читать и записывать числа I—XII;
- уметь выполнять преобразования чисел (небольших), полученных при измерении стоимости, длины, массы;
- уметь выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений;
- уметь выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений;
- уметь выполнять сложение и вычитание чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя);
- уметь читать, записывать обыкновенную дробь, смешанное число, уметь сравнить обыкновенные дроби и смешанные числа;
- уметь выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, смешанные числа (в знаменателе числа 2—10 с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности;
- уметь решать простые арифметические задачи в 1 действие;
- уметь решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей от числа;
- уметь решать задачи на нахождение скорости, времени, расстояния;
- знать название различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве
- уметь выделять, называть элементы куба, бруса; определять количество элементов куба, бруса;
- знать виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон;
- уметь выполнять построение треугольника по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки;
- уметь вычислять периметр многоугольника.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
- 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
- 1 балл - минимальная динамика;
- 2 балла - удовлетворительная динамика;
- 3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов:
Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются 1 – 2 недочёта.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
- дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями;
- умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения;
- умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления;
- правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур пот отношению друг к другу на плоскости и в пространстве;
- правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы.
Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает 2 -3 ошибки и не более 2 недочётов.
Оценка «4» ставится, если обучающийся:
- при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
- при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов;
- при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий;
- с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве по отношению друг к другу;
- выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью.
Оценка «3» ставится, если обучающийся допустил 4-5 ошибок и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить обучающийся, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
- при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять;
- производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий;
- понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя;
- узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве со значительной помощью учителя или обучающихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя;
- правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы, демонстрации её выполнения.
Оценка «2» - не ставится.
Календарно-тематическое планирование
№П/п | тема | Кол-во часов | Программный материал | дата |
Тысяча. Нумерация, арифметические действия в пределах 1 000 (11ч) | ||||
1 | Устная и письменная нумерация в пределах 1000 | 1 | Закрепление представлений о числах в пределах 1000, закрепление умений записывать и сравнивать числа в пределах 1000 | |
2 | Таблица классов и разрядов | 1 | Повторение таблицы разрядов класса единиц, класса тысяч (единицы, десятки, сотни, единицы тысяч) Отсчитывание, присчитывание разрядных единиц в пределах 1000, называние разрядов и классов чисел, запись числа в разрядную таблицу | |
3 | Простые и составные числа | 1 | Знание простых и составных чисел. Чтение и запись простых и составных чисел | |
4 | Виды линий. Отрезок, луч, прямая | 1 | Повторение геометрических понятий: «точка», «прямая», «кривая», «отрезок», «луч», «ломаная», закрепить нахождение длиной ломаной линии. Закрепление умения выполнять построение линий (прямой линии, луча, отрезка заданной длины, незамкнутой и замкнутой ломаной) | |
5 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | 1 | Повторение компонентов сложения и вычитания. Закрепление приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 1000, решение составных арифметических задач в 2-3 действия | |
6 | Умножение трехзначных чисел на однозначное число | 1 | Повторение алгоритма умножения трёхзначных чисел на однозначное число Решение простых задач на кратное сравнение: «Во сколько раз больше (меньше) …?» | |
7 | Деление трехзначных чисел на однозначное число | 1 | Повторение алгоритма деления трёхзначных чисел на однозначное число. Решение простых и составных задач на деление на равные части | |
8 | Взаимное положение прямых на плоскости | 1 | Построение пересекающихся и непересекающиеся прямых, перпендикулярных прямых. Ознакомление со знаком: ⊥. Построение взаимно перпендикулярных прямых с помощью чертежного угольника, измерение отрезков с точностью до мм | |
9 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | Повторение алгоритма нахождения неизвестных компонентов сложения. Называние компонентов при сложении. Решение уравнения, осуществление проверки. Решение простых и составных задач на нахождение неизвестного слагаемого | |
10 | Нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | Повторение алгоритма нахождения неизвестного компонента уменьшаемого. Называние компонентов, при вычитании. Решение уравнения, осуществление проверки. Решение арифметических задач с составлением краткой записи на нахождение неизвестного компонента | |
11 | Нахождение неизвестного вычитаемого | 1 | Повторение алгоритма нахождения неизвестного компонента вычитаемого. Решение уравнения, осуществление проверки. Закрепление умения решать уравнения, осуществлять проверку. Закрепление умения решать простые и составные арифметические задачи в 2-3 действия | |
Нумерация чисел в пределах 1 000 000 (6 часов) | ||||
12 | Устная и письменная нумерация в пределах 1 000 000 | 1 | Введение понятия «многозначные числа», ознакомление с чтением и записью многозначных чисел в пределах 1 000 000. Счет разрядными единицами (единицами тысяч, десятками тысяч, сотнями тысяч) | |
13 | Таблица классов и разрядов | 1 | Знакомство с классами тысяч, миллионов. Чтение и запись многозначных чисел в таблицу классов и разрядов. Отсчитывание, присчитывание разрядных единиц в пределах 1000 000 | |
14 | Разложение чисел на разрядные слагаемые | 1 | Запись полных многозначных чисел. Разложение чисел на разрядные слагаемые, определение количества разрядных единиц и общее количество единиц, десятков, сотен | |
15 | Построение перпендикулярных линий | 1 | Построение перпендикулярных линий по заданным параметрам | |
16 | Получение чисел из разрядных слагаемых | 1 | Запись неполных многозначных чисел. Получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000 | |
17 | Округление чисел | 1 | Ознакомление с правилом округления чисел до десятков, сотен, единиц тысяч. Округление чисел до десятков сотен, единиц тысяч. Счет единицами, десятками, сотнями, единицами и десятками тысяч в прямом и обратном порядке от заданного числа до заданного в пределах 1 000 000 | |
Обыкновенные дроби- 11ч | ||||
18 | Обыкновенные дроби. Получение, чтение, запись, сравнение дробей (повторение) | 1 | Уточнение понятий: «обыкновенная дробь», «числитель дроби», «знаменатель дроби», закрепить образование, Уточнение понятий: «обыкновенная дробь», «числитель дроби», «знаменатель дроби», закрепить образование, Закрепление знаний об обыкновенной дроби, числителе и знаменателе дроби закреплять образование, чтение и запись обыкновенных дробей. Повторение способы сравнения обыкновенных дробей с одинаковыми числителями и знаменателями | |
19 | Образование смешанного числа | 1 | Ознакомление со смешанным числом, получение, чтение, запись смешанных чисел. Дифференциация смешанного числа и обыкновенной дроби | |
20 | Сравнение смешанных чисел | 2 | Ознакомление с правилом сравнения смешанных чисел | |
21 | Основное свойство дроби | 2 | Ознакомление с основным свойством дроби выражение дроби в более мелких долях, выполнение сокращения дробей | |
22 | Преобразование обыкновенных дробей | 2 | Преобразование неправильной дроби в смешанное число, выражение дроби в более крупных долях. Решение арифметических задач с обыкновенными дробями | |
23 | Нахождение части от числа | 2 | Нахождение одной части от числа. Решение задач на нахождение одной части от числа | |
24 | Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» Работа над ошибками. | 1 | Проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Обыкновенные дроби» | |
Скорость. Время. Расстояние-8 ч | ||||
25 | Скорость. Время. Расстояние Простые арифметические задачи на нахождение расстояния | 2 | Выполнение работы над ошибками. Ознакомление с величинами: «скорость», «время», «расстояние». Понимание зависимости между величинами (скорость, время, расстояние) Решение простых арифметических задач на нахождение расстояния | |
26 | Простые арифметические задачи на нахождение скорости | 2 | Понимание зависимости между величинами (скорость, время, расстояние). Решение простых арифметических задач на нахождение скорости | |
27 | Простые арифметические задачи на нахождение времени | 2 | Решение задач на нахождение времени | |
28 | Составление задачи на встречное движение по чертежу. Самостоятельная работа. «Скорость. Время. Расстояние» | 2 | Составление задачи на встречное движение по чертежу Проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Скорость. Время. Расстояние» | |
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число, и круглые десятки -17ч | ||||
29 | Умножение четырехзначных чисел на однозначное число | 3 | Выполнение умножения четырехзначных чисел на однозначное число приемами устных вычислений. Ознакомление с алгоритмом письменного умножения полных четырехзначных чисел на однозначное число. Ответ на вопрос: «Почему простые задачи?» Решение составных арифметических задач | |
30 | Умножение неполных многозначных чисел на однозначное число | 3 | Закрепление умения решать простые задачи арифметического содержания | |
31 | Умножение неполных четырехзначных чисел на однозначное число | 1 | Закрепление умения решать примеры на умножение неполных четырехзначных чисел на однозначное число. Закрепление умения решать составные задачи | |
32 | Порядок действий в выражениях без скобок | 1 | Ознакомление с приемом решения сложных примеров, содержащих действия разных ступеней (выражения без скобок) | |
33 | Умножение многозначных чисел на круглые десятки | 1 | Ознакомление с алгоритмом умножения многозначных чисел на круглые десятки. Закрепление умения решать арифметические задачи практического содержания | |
34 | Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» Работа над ошибками | 1 | Оценивание и проверка уровня знаний обучающихся по теме: «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» | |
35 | Повторение и закрепление темы «Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки» | 4 четверть | Закрепление умения решения сложных примеров, содержащих действия разных ступеней (выражения без скобок). Закрепление умения решать арифметические задачи практического содержания Закрепление умения решать примеры по алгоритму действий умножения многозначных чисел на круглые десятки | |
36 | Геометрический материал 2ч Четырехугольники. Периметр четырехугольника | 2 | Обобщение понятий: четырехугольник, прямоугольник, закрепить существенные признаки прямоугольника. Закрепление умения нахождения периметра прямоугольника | |
37 | Деление-4ч Деление многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд | 2 | Ознакомление с алгоритмом деления многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Закрепление умения решать арифметические задачи | |
38 | Деление многозначных чисел на однозначное с переходом через разряд | 2 | Закрепление приёма деления многозначных чисел на однозначное число с переходом через разряд | |
Повторение- 9ч | ||||
39 | Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1 000 000 (повторение) | 2 | Закрепление устной и письменной нумерации чисел в пределах 1 000 000 | |
40 | Высота квадрата и прямоугольника | 2 | Закрепление умения выполнять построение квадрата, прямоугольника, (проводить в них высоту) | |
41 | Сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 с переходом через разряд (повторение) | 2 | Закрепление приёмов сложения и вычитания чисел в пределах 1 000 000 с переходом через разряд. Закрепление умения решать арифметические задачи практического содержания | |
42 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 | Закрепление правила нахождения неизвестных компонентов. Закрепление решения примеров на основе связи суммы и слагаемых. Закрепление умения решать простые и составные задачи | |
43 | Нахождение неизвестного уменьшаемого | 1 | Закрепление приема нахождения неизвестного уменьшаемого. Закрепление умения решать простые и составные задачи | |
44 | Контрольная работа. Работа над ошибками. | 1 |
Учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники:
- Учебник «Математика» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной, Москва «Просвещение», 2013.
Учебно-практическое оборудование:
- Дидактический материал: дополнительные сведения из математики, занимательный материал.
- Наглядный материал: плакаты, памятки, алгоритмы, схемы к задачам.
- Раздаточный материал: карточки по темам, тесты, дифференцированные карточки по всем ключевым темам, самостоятельные и контрольные работы.
Технические средства обучения:
- Компьютер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету математика для 7 класса (вариант II)
Программа для 7б класса по предмету «Математика» составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальн...

Рабочая программа по предмету математика для 9 класса (У/О (ИН) вариант II)
Содержание Рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные ф...

Рабочая программа по предмету "Математика" для 5-9 классов (ФГОС ИН) 1 вариант
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированно...

Рабочая программа по предмету Математика для 10-12 классов (ФГОС ИН) 1 вариант
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированно...
Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г.
Рабочая программа по предмету "Математика"для 5 класса 1 вариант УП (обучение на дому) 2023-2024 г....
Рабочая программа по предмету "Математика" (АООП ИН, 1 вариант), 5- 9 классы
Рабочая программа по предмету "Математика" (ФГОС, 1 вариант)...
Рабочая программа по предмету "Математика" (АООП ИН , 1 вариант), 10 - 12 классы
Рабочая программа по предмету "Математика" (АООП ИН , 1 вариант), 10 - 12 классы...
