Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Степень числа. Квадрат и куб числа».
учебно-методический материал по математике (5 класс)
Урок открытия новых знаний и первичного их закрепления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 942.5 КБ | |
| 386.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 5 классе
по теме: «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Учитель: Хангуев Игорь Сергеевич, МОУ Харанутская ООШ им. В.К.Бардымова
Тип урока | Урок открытия новых знаний и первичного их закрепления. |
Цель урока | •Создать условия для усвоения учащимися понятий «степень числа», овладения умениями и навыками выполнять действия со степенями. •Развивать наблюдательность, внимание, быстроту мышления. •Воспитывать чувства товарищества, коллективизма, внимательности к одноклассникам. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научить правильно читать и записывать степень числа, научиться выполнять порядок действий в выражении, содержащем степень Личностные: уметь осуществлять самооценку, контролировать процесс и результат математической деятельности |
Методы и формы обучения | Фронтальная и индивидуальная, работа в парах (группах), частично-поисковые, наглядно-демонстрационный. |
Основные понятия и термины | Степень числа, основание степени, показатель степени, квадрат и куб числа |
Учебное оборудование: | Мультимедийный проектор, компьютер, экран, раздаточный материал. |
Ресурсы: | Презентация «Степень числа. Квадрат и куб числа». |
Ход урока:
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предмет-ные | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||
I. Эмоциональная, психологическая подготовка к началу урока. Мотивация к учебной деятельности. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку (рабочее место, внешний вид); наличие отсутствующих; мобилизация внимания. | Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку. Нам урок пора начать. Пришло время вычислять. И на трудные вопросы Вы ответ сумейте дать. А трудных вопросов сегодня будет много. И это вопросы на вычисление, на определение порядка действий при нахождении значения выражения. | Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Отчет старосты класса об отсутствующих учениках на уроке. | Уметь читать математи-ческие записи чисел, записы-вать числа под диктовку | Регулятивные: научиться контролировать свои действия. |
II. Актуализация опорных знаний и постановка учебной задачи | Совершенствовать вычислительные навыки, повторить правила выполнения действий над числами. | А можно ли произведение одинаковых множителей записать короче?
Фронтальный опрос учащихся. Ответы проверяем: использование анимации - появление верных ответов. (слайд 2) | Слушают учителя и выполняют, отвечают на вопросы
Ответы учащихся: действие в скобках, умножение, деление, и вычитание. | Знать правила Арифме-тических действий | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, аргументиро-вать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последователь-ность действий на уроке |
III. Мобилизующий этап Формулировка темы урока. | Подготовка учеников самостоятельно определить и сформулировать тему урока. Организует постановку цели урока, составление совместного плана действий. | Найдите сходство и различие в примерах. Разбейте выражения на группы и укажите принцип разбиения (разбейте выражения на две группы так, чтобы примеры каждой группы имели общий признак, были похожи друг на друга и укажите, что объединяет примеры каждой группы). (слайд 3) Ребята, давайте вспомним как можно записать сумму одинаковых слагаемых короче?
Ответ на этот наш вопрос из начала урока следующий: Французский математик Рене Декарт предложил способ записи произведения нескольких одинаковых множителей 5 · 5 · 5 · 5 = 5^4 Ребята, а как Вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? Верно. Итак, тема урока «Степень числа. Квадрат и куб числа». Откройте тетради: запишите дату и тему урока (слайд 8) | С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план достижения цели | Знать равенство степени произве-дению одинако-вых множите-лей | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу |
IV. Усвоение новых знаний | Ввести понятие степени числа, квадрата и куба числа; научить читать степень; научить возводить число в степень, вычислять значение простейших выражений, содержащих степень. Введение понятия квадрата и куба числа. Простейшие примеры на вычисление квадрата и куба числа. | В течение объяснении темы необходимо заполнять рабочую карту ученика. Работа с новыми понятиями (слайд 9) Ребята, а что показывает показатель степени? Основание степени? Как же читается степень? (слайд №10-11) Ребята, вы обратили внимание, что появился еще один способ чтения чисел во второй и третьей степени? Что 72 читается «семь во второй степени» или «семь в квадрате», а 103 читается « десять в третьей степени» или «десять в квадрате». (слайд 11) Что же называется квадратом и кубом числа?
Они рисовали многоугольники и обкладывали их камнями, затем подсчитывали количество камушков. Решить задание в рабочей тетради (слайд 14). Порядок выполнения действий в выражениях со степенями (слайд 15) | Показатель показывает сколько множителей было взято, а основание – чему равен каждый множитель Учащиеся читают выражения по образцу Учащиеся записывают 7*7 = 72 = 49 10*10*10 = 103=1000 | Знать понятие степени числа, квадрата и куба числа; уметь читать степень; возводить число в степень | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке). |
Физкультминутка | Организует выполнение упражнений | Выполнение упражнений для головы, туловища и рук | Регулятивные: Осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнера | ||
V. Первичное закрепление темы | Организует формирование навыка применения новых знаний на практике | А сейчас ребята нужно настроиться на более серьезную работу. Здесь уже нужно вспомнить все правила. По очереди выходят к доске и решают примеры со слайдов (17-18). | Выполняют задания в карточках. | Знать определе-ние степени, правиль-но читать, делать подсчёт и записы-вать степень | Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке). |
Самостоятельная работа | Учитель организует работу учеников | Ну вот ребята мы с вами всё освоили, а теперь проверим на сколько прочно вы это запомнили в ходе выполнения самостоятельной работы в парах «ДВА В ЧЕТВЁРТОЙ СТЕПЕНИ» 2) «ПЯТЬ В КУБЕ» 2) «ВОСЕМЬ В КВАДРАТЕ» 2) После всех примеров из Рабочего листа и карточек-заданий, ставим самостоятельно себе оценку. Критерии: 6 заданий – «5», 4 задания – «4», 2 задания – «3», 1 задание – «2». Сколько у нас сегодня «5», «4»??? | Осуществляют консультации, взаимопомощь, взаимоконтроль. | Уметь читать степень числа и находить его значение | Коммуникативные: уметь работать самостоятельно |
VII. Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности | Вопросы для закрепления, изученного материала (слайд 20) 1. Как называется запись 3^7? (степенью) 2. Как называется запись 3, запись 7? 3. Правильно прочитайте название степеней -Подведем итог работы на уроке. -Расскажите, чему вы научились на уроке. Итак, ребята, что вам понравилось на уроке? В ходе выполнения каких упражнений у вас возникали трудности? Домашнее задание: п. 17 № 3.325, 3.326, 3.327 | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Осуществляют самооценку. Записывают домашнее задание | Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения своих действий. Личностные: уметь осуществлять самооценку | |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) 9 + 19 = 2) 34 + 7 = 3) 55 – 12 = 4) 63 + 8 = 5) 120 – 35 = 6) 141 + 17 = 7) 202 – 23 = 8) 319 + 12 = 28 41 43 71 8 5 158 179 331
Сумма нескольких одинаковых слагаемых (1 группа) Произведение нескольких одинаковых множителей (2 группа)
Сумма нескольких одинаковых слагаемых (1 группа) Произведение нескольких одинаковых множителей (2 группа) 4+4+4 7+7+7+7 2+2+2+2+2+2+2 5·5·5·5 7·7 10·10·10
1) 4+4+4 7+7+7+7 2) 3) 2+2+2+2+2+2+2 = 4 *3=12 = 7 *4=28 = 2 *7=14
Сумма нескольких одинаковых слагаемых (1 группа) Произведение нескольких одинаковых множителей (2 группа) 4+4+4 7+7+7+7 2+2+2+2+2+2+2 5·5·5·5 7·7 10·10·10
400 лет назад французский математик Рене Декарт предложил такой способ записи произведения нескольких одинаковых множителей 5 · 5 · 5 · 5 = 5 4 Запись 5 4 читают «пять в четвёртой степени»
Тема урока: «Степень числа. Квадрат и куб числа»
Показатель степени Основание степени 5 4 Выражение 5 4 называют степенью = 5 · 5 · 5 · 5 = 625
Читаем правильно: « семь во второй степени» « десять в третьей степени» « шесть в двадцать девятой степени» « пять в четвертой степени» 5 4 7 2 10 3 6 2 9 «семь в квадрате» «десять в кубе»
« три во второй степени» или « пять в третьей степени» или « шесть в семнадцатой степени» « девять в четвертой степени» 1) 9 4 2) 3 2 3) 5 3 4) 6 17 «три в квадрате» «пять в кубе»
Почему «квадрат» и «куб»? S = 3 ∙ 3 = 3² = 9 V = 2 ∙ 2 ∙ 2 = 2³ = 8 3 см 2 см
Свойства степени 1. Первая степень любого числа равна самому числу: 2. Вторую степень числа называют «квадратом»: 3. Третью степень числа называют «кубом»:
Представить в виде произведения и вычислить: 1) = = = = 5) = 2 ·2·2 = 8 6 ·6 = 36 15·15 = 225 10·10·10 = 100000 9·9 = 81
Порядок выполнения действий в выражениях со степенями: СТЕПЕНЬ 1 ШАГ 2 ШАГ 3 ШАГ Если есть скобки, то действия сначала выполняют в скобках!!!
Физкультминутка Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три в ладоши три хлопка, На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть.
Представить в виде произведения и вычислить: 1) = = = = 5) = 4·4·4 = 64 3·3·3·3·3·3 = 729 15·15 = 225 10·10·10·10·10 = 100000 27
Вычислите примеры 1) = 15 = 33 28
«Два в четвёртой степени» 1) 2 4 2) 16 «Три в кубе» 3) 5 3 125 «Семь в квадрате» 5) 8 2 6) 64
Закрепление изученного материала Как называется запись числа 3 7 ? Как называется запись 3 , запись 7 ? Правильно прочитайте название степеней: 2 6 ; 9 2 ; 20 5 ; 8 3
Домашнее задание. § 17 № 3.332 № 3.333 № 3.334
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа".
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме "Нахождение дроби от числа"...

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме "Степень" учебник А.Г. Мерзляк
Актуальность работы обусловлено тем, что современный урок трудно представить без использования ИКТ. Использование презентаций и мультимедийных программ на уроке математики создает условия для эфф...

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...

Технологическая карта урока математики 6 класс "Положительные и отрицательные числа"
Тема урока: Положительные и отрицательные числа.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результатов по заданной теме:приобретение учебной информации,контроль усвоени...

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей".
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Сложение и вычитание десятичных дробей"....

Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Параллелепипед"
Технологическая карта урока математики 5 класс на тему "Параллелепипед"....
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "
Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....









