Урок-игра по математике в 5-ом классе "Мир математики"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Чадамба Светлана Монгушовна

1. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_v_5-om_klasse_mir_matematiki.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра в 5-ом классе «Мир математики»

 Девиз урока: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью"

Л.Н. Толстой.

Цели урока-игры:

формирование у учащихся умений применять полученные знания на практике;

развитие умений ставить цели, анализировать, делать выводы;

формирование творческой активности и самостоятельности;

воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм;

развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Задачи проведения урока - игры по математике в школе:

Учебные:

  1. Совершенствовать профессиональное мастерство учителя.
  2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
  3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
  4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
  2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
  3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
  2. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
  3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

Принципы организации урока математики:

  1. Массовость (участники)
  2. Доступность (задания)
  3. Заинтересованность (создание проблемных ситуаций)

Ожидаемые результаты:

  1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
  2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
  3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
  4. Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
  5. Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
  6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.

Формы поощрения активных и успешных участников:

  1. Награждение победителей грамотами образовательного учреждения
  2. Оценивание учащихся, по количеству жетонов (подготовить заранее).

Учитель:  

М.Борзаковский “Математика повсюду!”

-Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь…..
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!

-Ребята, как вы заметили, сегодня у нас урок необычный, и проведем мы его в командно-игровой форме. Для начала сформируем составы команд.

Детям предлагают достать по одной бумажке с закрытыми глазами из коробки. На бумажках, нарисованы по одной фигуре: квадрат, треугольник, окружность. Участники, доставшие одинаковые фигуры объединяются в одну команду.

- Представление команд через Синквейн к слову «Математика».

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего, одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. Три слова.
  • Четвертая строка —  целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. Может быть как предложение, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Синоним к теме.
  • Образец:

Математика.
Элементарная, высшая.
Изучает, рассчитывает, описывает.
Наука о количественных отношениях.
Числа.

Оценивание жюри.

Математические конкурсы

1-й конкурс. Разминка

  • Сколько хвостов у семи котов? (7)
  • Сколько носов у двух псов? (2)
  • Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
  • Сколько ушей у пяти малышей? (10)
  • Сколько ушек у трёх старушек? (6)
  • Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
  • На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
  • Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
  • В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
  • Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый в.)

2-й конкурс.   Ребусы.

МЕ100 ; 40А (место; сорока)

3БУНА; И100РИЯ (трибуна; история)

3-й конкурс. Весёлое умножение.

К доске приглашаются  по одному участнику от каждой команды, которые выполняют умножение с завязанными глазами. (двузначные числа)

4-й конкурс. Математика и Литература.

Командам предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

5-й конкурс. Блицтурнир.

Командам предлагается заполнить таблицы «Словесная запись» и «Символическая запись» поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные .

1-я команда

2-я команда

Словесная запись

Символическая запись

Словесная запись

Символическая запись

А на 60 больше, чем В

А – В = 60

В на 4 меньше, чем А

А – В = 4

А в 3 раза больше, чем в

А : В = 3 или а = 3в

А в 5 раз меньше, чем В

В : А = 5 или
В = 5А

Сумма чисел А и 18 равна 25

А+ 18 = 25

Разность чисел В и 23 равна 14

В – 23 = 14

6-й конкурс. Пантомима.

Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему “ У доски”.

7-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.

Предлагается всей командой решить пример, содержащий все математические действия

  • 1-й ученик – расставляет порядок действий.
  • 2-й ученик – выполняет первое действие.
  • 3-й ученик – выполняет второе действие.
  • 4-й ученик – выполняет третье действие.
  • 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
  • 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.
  • 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635

1)36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635

  • 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976

1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;

5) 1133 – 157= 976

 

  • 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107

1) 621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107

8-й конкурс. Математический футбол.

  • Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: число ноль)

  • Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)

  • Когда делимое и частное равны между собой?

(Ответ: когда делитель равен одному)

  • Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ: 4 кг)
  • Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)
  • Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12?

(Ответ: перевернуть число и получить 98)

  • От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ:100 – 1 = 99)
  • Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.

(Ответ: 2 + 2 : 2 = 1)

  • Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)
  • Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: число ноль)

  • Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: Число ноль)

  • Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)

  • Когда делимое и частное равны между собой? (Ответ: Когда делитель равен одному)
  • Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (Ответ: 20 рублей)
  • Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (Ответ: 5 кг)
  • Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)
  • Что больше: произведение всех цифр или их сумма? (Ответ:Сумма,0*1*2*3*4*5*6*7*8*9=0, 1+2+3+4+5+6+7+8+9 = 45)
  • Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1+2+34+56+7 = 100)

9-й конкурс. Назови лишнее слово

  • ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР

(Периметр, это не геометрическая фигура)

  • ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД 

(параллелепипед, это объёмная фигура)

10-й конкурс. Математика и Русский язык 

К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку математические термины и понятия :

УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА…..

11-й конкурс. Глаз-алмаз.

1.Командам вручаются стаканы с конфетами-горошинами. Побеждает команда, которая даст ответ, наиболее близкий к правильному.

2. Командам предлагают назвать длину карандаша, ширину тетради, толщину учебника и т.д., (предварительно измерить).

Итог. Для подведения итогов урока считаем жетоны у каждого обучающегося и выставляем оценки.

Примечание. Содержание урока-игры необходимо подобрать с учетом разноуровневой успеваемости обучающихся, что позволит каждому почувствовать себя успешным! Соответственно при поощрении учащихся, неудовлетворительные оценки не ставятся!

“Успех порождает успех!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).

Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры  для мотивации учащихся на изучение математики и повторения  изученного в начальной школе. К  разработке урока прилагается през...

Урок математики в 5 классе по теме: «Действия с натуральными числами» (Урок - игра)

Урок – повторение.Действия с натуральными числами (урок-игра)Оборудование : плакаты:«Счет и вычисления – основа порядка в голове»  - И. Пестолоцци;«Твой ум без числа ничего не постигнет» - ...

Урок-игра "Узники замка Иф" по теме "Натуральные числа", математика 5 кл.

Конспект урока-игры "Узники замка Иф" по теме "Натуральные числа" - это обобщающий урок по математике в 5 классе. УМК Зубарева И., Мордкович А....

Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".

Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки  для  снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...

"Математик-бизнесмен" (презентация к уроку-игре по математике)

Презентация к матемптической игре-викторине...

Урок-игра по математике для 5-х классов "Мир математики"

План и сценарий урока-игры  по математике для 5-х классов "Мир математики". Прекрасно подходит для проведения в последний учебный день четверти....

Урок-игра по математике "Мир математики"

Урок-игра по математике " Мир математики" Обобщение пройденного материала....