Рабочая программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики»
методическая разработка по математике (10 класс)
Аннотация к рабочей программе
«Избранные вопросы математики»
Элективный курс «Избранные вопросы математики» предназначен для дополнительной подготовки учащихся 10–11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и направлен на подготовку к поступлению в высшие учебные заведения. Данная программа дополняет и углубляет традиционный школьный курс математики, предоставляя учащимся необходимые знания и навыки для успешного решения задач повышенной сложности.
Общая характеристика программы
Курс разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и направлен на развитие у учащихся глубоких математических знаний, навыков самостоятельного решения задач и эффективной подготовки к ЕГЭ. Особое внимание уделяется повышению уровня математической культуры, выработке устойчивости в восприятии математических понятий и подходов к решению нестандартных задач.
Цели и задачи курса
Основные цели курса включают:
- Дополнительную подготовку учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике.
- Расширение и углубление математических знаний и умений, соответствующих государственному образовательному стандарту.
- Овладение специфическими методами и приемами решения задач, выходящих за пределы стандартного школьного курса.
- Поддержание интереса к предмету и развитие познавательной активности учащихся.
Программа предусматривает изучение различных видов задач, включая уравнения и неравенства нестандартных типов, текстовые задачи разного уровня сложности, что обеспечит учащимся прочную основу для уверенного владения материалом и успешного завершения школьного курса математики.
Результаты освоения программы
По завершении курса учащиеся смогут:
- Решать задачи повышенной сложности, соответствующие стандартам ЕГЭ.
- Применять различные методы и приемы решения математических задач.
- Использовать математические знания в жизненных ситуациях и будущей профессиональной деятельности.
- Освоить базовые навыки планирования и осуществления самостоятельной работы по математике.
Курс «Избранные вопросы математики» имеет важное значение для качественной подготовки старшеклассников к вступительным испытаниям и дальнейшей учёбе в вузах, обеспечивая необходимую поддержку в формировании полноценных знаний и навыков по данному предмету.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Избранные вопросы математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.
Содержание рабочей программы соответствует основному курсу математики для средней (полной) школы и федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта по математике; развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 10-11 классов, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа и курса геометрии.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Цель курса «Избранные вопросы математики»
Основная цель курса:
- дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.
Курс призван помочь учащимся с любой степенью подготовленности в овладении способами деятельности, методами и приемами решения математических задач, повысить уровень математической культуры, способствует развитию познавательных интересов, мышления учащихся, умению оценить свой потенциал для дальнейшего обучения в профильной школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
Данная программа направлена на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему, отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению элективного курса - расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 10 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Содержание структурировано по блочно-модульному принципу, представлено в законченных самостоятельных модулях по каждому типу задач и методам их решения и соответствует перечню контролируемых вопросов в контрольно-измерительных материалах на ЕГЭ.
ОПИСАНИЕ МЕСТА
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая Программа «Избранные вопросы математики» рассчитана на год обучения, 1 час в неделю, всего в объеме 35 часов в год.
На учебных занятиях элективного курса используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников.
С целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся длительные домашние контрольные работы по каждому блоку, семинары с целью обобщения и систематизации. В учебно-тематическом плане определены виды контроля по каждому блоку учебного материала в различных формах (домашние контрольные работы на длительное время, обобщающие семинары).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
Сегодня актуален вопрос подготовки со школьной скамьи научно-технических кадров для общества. А, значит, высоко мотивированные дети уже сейчас нуждаются в расширенных возможностях самореализации. Такая возможность заключается как в публичной демонстрации результатов исследовательской деятельности, так и в активных участиях в математических олимпиадах, праздниках и конкурсах различного уровня: от школьного до международного. Потому возникает необходимость в метапредметной проектной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
- Личностные
- развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
- последовательное приобщение к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней;
- формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
- Метапредметные
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
3) Предметные
- использовать математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- понимать, как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- значение математики как науки;
- значение математики в повседневной жизни, а также как прикладного инструмента в будущей профессиональной деятельности
- решать задания, по типу приближенных к заданиям государственной итоговой аттестации (базовую часть).
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
№ п/п | Раздел учебного курса | Количество часов |
1 | Преобразование алгебраических выражений | 2 |
2 | Методы решения алгебраических уравнений и неравенств | 3 |
3 | Функции и графики | 6 |
4 | Многочлены | 6 |
5 | Множества. Числовые неравенства | 6 |
6 | Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств | 6 |
7 | Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения | 2 |
8 | Производная. Применение производной | 2 |
9 | Квадратный трехчлен с параметром | 1 |
Итоговое занятие | 1 | |
ИТОГО | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
10 класс
Тема 1. Преобразование алгебраических выражений
Алгебраическое выражение. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Различные способы тождественных преобразований.
Тема 2. Методы решения алгебраических уравнений и неравенств
Уравнение. Равносильные уравнения. Свойства равносильных уравнений. Приемы решения уравнений. Уравнения, содержащие модуль. Приемы и методы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль.
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль и иррациональность.
Тема 3. Функции и графики
Функции. Способы задания функции. Свойства функции. График функции.
Линейная функция, её свойства, график (обобщение). Тригонометрические функции, их свойства и графики. Дробно-рациональные функции, их свойства и графики.
Тема 4. Многочлены
Действия над многочленами. Корни многочлена. Разложение многочлена на множители. Четность многочлена. Рациональные дроби.
Представление рациональных дробей в виде суммы элементарных. Алгоритм Евклида.
Теорема Безу. Применение теоремы Безу для решения уравнений высших степеней.
Разложение на множители методом неопределенных коэффициентов. Методы решения уравнений с целыми коэффициентами.
Тема 5. Множества. Числовые неравенства
Множества и условия. Круги Эйлера.
Множества точек плоскости, которые задаются уравнениями и неравенствами.
Числовые неравенства, свойства числовых неравенств. Неравенства, содержащие модуль, методы решения. Неравенства, содержащие параметр, методы решения. Решение неравенств методом интервалов.
Тождества.
Тема 6. Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств
Формулы тригонометрии. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства. Методы их решения.
Период тригонометрического уравнения. Объединение серий решения тригонометрического уравнения, рациональная запись ответа.
Арк-функции в нестандартных тригонометрических уравнениях.
Тригонометрические уравнения в задачах ЕГЭ. Преобразование тригонометрических выражений.
Тригонометрические неравенства. Применение свойств тригонометрических функций при решении уравнений и неравенств.
Тригонометрия в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Тема 7. Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения
Приемы решения текстовых задач на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление». Задачи в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Тема 8. Производная. Применение производной
Применение производной для исследования свойств функции, построение графика функции.
Наибольшее и наименьшее значения функции, решение задач.
Применение методов элементарной математики и производной к исследованию свойств функции и построению её графика.
Решение задач с применением производной, уравнений и неравенств.
Тема 9. Квадратный трехчлен с параметром
Решение математических задач на квадратный трехчлен с параметром.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ПРАКТИКУМ ПО МАТЕМАТИКЕ»
9 класс – 34 часов (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты освоения материала УУД | Творческая, исследовательская, проектная деятельность | Дата | |
план | факти-ческая | ||||
1 | Преобразование алгебраических выражений - 2 ч | Личностные
Метапредметные
Предметные
| «Математика и философия» «Методы построения графиков тригонометрических функций» «Загадочные графики тригонометрических функций». «Методы решения тригонометрических уравнений» «Диофантовы уравнения» «Великие математики древности» «Великое искусство и жизнь Джероламо Кардано» «Интерактивные тесты по теме "Производная функции"» «Применение производной» «Производная в экономике и биологии». «Производная и ее практическое применение» | ||
2 | Методы решения алгебраических уравнений и неравенств - 3 ч. | ||||
3 | Функции и графики – 6 ч. | ||||
4 | Многочлены – 6 ч. | ||||
5 | Методы решения тригонометрических уравнений и неравенств – 6 ч. | ||||
6 | Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач. Методы решения – 2 ч. | ||||
7 | Текстовые задачи – 2 ч. | ||||
8 | Производная. Применение производной – 1 ч. | ||||
9 | Квадратный трехчлен с параметром – 1 ч. | ||||
10 | Итоговое занятие – 1 ч. | ||||
Рекомендуемая литература
- Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого
государственного экзамена 2019 года по математике.
- Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ – 2019 по математике /
Семенко Е.А., Крупецкий С.Л., Фоменко Е. А., Ларкин Г. Н. – Краснодар: Просвещение – Юг, 2019.
- Готовимся к ЕГЭ по математике. Технология разноуровневого обобщающего повторения по математике / Семенко Е. А. – Краснодар: 2015.
- ЕГЭ: 4000 задач с ответами по математике. / А.Л. Семёнов, И.В. Ященко и др. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
- Интернет – ресурсы:
http://www.fipi.ru
http://www.mathege.ru
http://www.reshuege.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса "Избранные вопросы математики" 9 класс
Программа расчитана на 1 час в неделю, целью которой является подготовка учащихся к ГИА....

Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики» 9 класс...

Рабочая программа групповых занятий "Избранные вопросы математики". 7 класс.
Курс индивидуально-групповых занятий «Избранные вопросы математики» является самостоятельным отдельным курсом и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) для работы с учащимися 7 класса....

Программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики", 9 класс (повышенный уровень)
Программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики", 9 класс (повышенный уровень)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Избранные вопросы математики" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Избранные вопросы математики" 7класс. Количество часов 35 часов в год , 1 час внеделю. Рабочую программу составила : Маёнкова Ирина Ни...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Избранные вопросы математики» составлена на основе авторской программы Е.Э. Кочуровой «Занимательная математика», которая разработана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» (для учащихся 10-11-х классов)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» (для учащихся 10-11-х классов)...
