Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему «Решение задач практического содержания»
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс)

Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников, добиться понимания практической значимости умения решать задачи, развивать интерес к предмету.

Задачи урока:

Образовательная:

- усиление прикладной направленности;

- формирование функциональной грамотности школьников;

- повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами;

- продолжить работу над развитием вычислительных навыков;

- используя знания по теме «Действия с натуральными числами».

Воспитательная:

- добиться понимания практической значимости умения решать задачи;

- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;

- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;

Развивающая:

-развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka.docx205.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики в 5 классе

на тему «Решение задач практического содержания»

Учитель: Эркенова Диана Муратовна

Форма урока: урок-квест.

Тип урока: урок обобщения, повторения и применения знаний, умений и навыков.

Используемая технология: технология эдьютейнмент, развивающее обучение, ИКТ, игровая технология, технология системно – деятельностного подхода, здоровье-сберегающие технологии.

Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников, добиться понимания практической значимости умения решать задачи, развивать интерес к предмету.

Задачи урока:

Образовательная:

- усиление прикладной направленности;

- формирование функциональной грамотности школьников;

- повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами;

- продолжить работу над развитием вычислительных навыков;

- используя знания по теме «Действия с натуральными числами».

Воспитательная:

- добиться понимания практической значимости умения решать задачи;

- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;

- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;

Развивающая:

-развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Познавательные УУД:

- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:  

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать и слышать, уметь работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием, проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач практического содержания.

Метапредметные:

- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задачу,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать. Развивать познавательный интерес через творческие задания. Планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.

Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки для работы в группах (с заданием), денежные купюры распечатанные (500р, 2000р.).

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент (2 мин.) 

У: - Звучит песня «Виноградная косточка»

Виноградную косточку в теплую землю зарою

И лозу поцелую и спелые гроздья сорву

И друзей созову на любовь свое сердце настрою

А иначе зачем на земле этой вечной живу

Добрый день ребята, в этой песне есть замечательные слова - друзей соберу, на добро свое сердце настрою и я пришла к вам, как к друзьям, с открытым сердцем и добром.  На нашем уроке присутствуют гости и я надеюсь, что этот урок мы проведем в теплой, дружеской атмосфере.

         Представим себе, что сегодня наш класс – это две крупные фирмы: Фирма «Лидер» и фирма «Лучшие». Ваша задача на сегодня, заключить большее количество контрактов, потому что за каждый выполненный контракт фирма получает 2000 рублей. Сотрудники более успешной фирмы получат оценку 5 в конце урока.

         Чтобы получить контракт вам нужно быстрее конкурентов выполнить задание каждого офиса. А потом зафиксировать результаты в карточку лист-контроля, которые лежат у вас на столах.

(Приложение 1) ПОКАЗАТЬ ЛИСТЫ КОНТРОЛЯ

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5мин.)

У:- Ребята, давайте озвучим девиз нашего сегодняшнего урока «Вместе мы сила!»

          Как вы думаете, по какой теме вы будете заключать контракты, какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?

У: - Определим тему урока, для этого выполним задание первого офиса «Маршрут»:

1. Триста восемь

308-Р

380-У

388-П

2. Три тысячи восемьсот

3080-Л

3800-Е

3008-О

3. Пятьсот семь

577-В

570-Д

507-Ш

4. Пять тысяч двести шесть

5260-А

5206-Е

5620-И

5. Сто тысяч триста

100300-Н

100030-О

103000-В

6. Двадцать пять тысяч восемь

25080-Л

25800-У

25008-И

7. Девяносто

900-В

90-Е

909-А

8. 6х7=

42-З

48-К

24-И

9. 20х100=

2100-Н

200-О

2000-А

10. 500:2=

205-Л

250-Д

25-И

11. 7х8=

63-В

54-Е

56-А

12. 10000:100=

100-Ч

1000-Д

10-Ш

        У:- Итак, ребята, как звучит тема нашего урока? Правильно. Решение задач. Откройте  тетради и запишите число,  и тему урока «Решение задач практического содержания».

               А теперь определим цель урока. Для чего нам нужно уметь решать задачи?

              Мы учимся решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.

Подведение итогов работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку лист-контроля.

3. Актуализация знаний. Устный счет. (3 мин.)

У: - Следующий офис, с которым  необходимо заключить контракт называется «Актуальные задачи».

- Нужно определить верно ли утверждение или нет.            

 №1.  Семья заплатит за расход 2м3 воды 150рублей, если 1м3 воды стоит 60 рублей?

 №2.  В ноябре семья заплатила за телефон 500 рублей. До конца года она заплатит еще 1000 рублей?

 №3.  У автомобиля «Лада - гранта» расход бензина на трассе 8 литров на 100 км. При проезде 500 км расход бензина составит 40 л?

 №4.  Кабинету математики необходимо 4200 рублей на переоснащение. Спонсоры оказали помощь в размере 3500 рублей. 800 рублей осталось оплатить школе?

  №5.  Билет в кино стоит 300 рублей. 2000 рублей нужно, чтобы 4 друга сходили в кино на один сеанс?

Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.

4. Применение знаний, умений и навыков по теме (15 мин).

Следующий офис «Снегоуборочная компания»

У: - Ваша задача больше всех собрать в корзину снежинок, но это не все ,каждая снежинка это задача-шутка вы должны еще и верно решить и ответить на поставленный вопрос в задаче- шутке.(Приложение 2)

Задачи-шутки для развития логического мышления:

№1 Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного)

№2 На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве не растут груши)

№3 Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)

№4  На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (3 птицы)

№5 У нас очень дружная семья: у семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)

№6 Сколько концов у двух с половиной палок? (6)

Подведение итогов работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.

Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «Компания мобильной связи»

-В нашей жизни без мобильных телефонов не обойтись.

Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.

Тарифный план

Количество минут
разговора в месяц

Стоимость за месяц

Цена за 1 минуту разговора

«Лайт»

300

300 руб.

«Стандартный»

500

1500 руб.

«Бизнес»

800

1600 руб.

Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.

Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «ЖКХ».

ЖКХ – это сокращенное название офиса, в котором принимают деньги за коммунальные услуги. А коммунальные услуги – это подача в дома электричества, воды, газа, отопления и т. д.

Скоро вы будете принимать участие во Всероссийской проверочной работе по математике (ВПР), и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач.

Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество.

Показания счетчика

Расход электроэнергии (квт.ч)

Тариф

(р)

Сумма к оплате (р)

Предыдущее

Текущее

8654

8888

3 р.

Итого к оплате

Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.

5. Физкультминутка  (2 мин).

-У: Вы успешно поработали настало время перерыва. Есть фирмы, работники которых ходят на перерыв в тренажерный зал. Мы тоже последуем их примеру. Каждый работник делает: 5 прыжков, 5 приседаний и 5 наклонов вперед.

 6. Применение знаний и умений в самостоятельной работе. (10 мин.)

Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «Туристическая компания»

- Семья из трех человек на зимние каникулы  планирует поехать из села Николаевское в поселок Архыз  на горнолыжный курорт. Можно ехать на автобусе, а можно — на своей машине. Билет на автобус на одного человека стоит 250 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 150 км, а цена бензина равна 50 рублям за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

Подведение итогов работы,  дети оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.

  1. Домашнее задание (1 мин)

У: - Домашнее задание на завтра у вас будет творческим. вам нужно будет придумать задачу про то, как Маша, медведь и волк решили построить колодец.

8. Кoнтpoль усвоения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия. (2 мин.)

У: -  Наш квест пройден. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?

У: - Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?

У: - Поднимите ! знак - если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а ? знак - если были где-то затруднения, вопросы, сомнения.

У: - Молодцы, ребята. С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с такими жизненными задачами, ведь с вами рядом всегда есть учителя и наставники, родители и надежные друзья.

Уважайте и цените их, настройте свое сердце на любовь и добро!

  Благодарю вас за работу.

Спасибо, за урок!!!

        

Приложение 1

Лист контроля фирмы «Лидер»

Система oценивания:

+ «Получили контракт»

-«Не получили контракт»

Офис

Контракт, сумма

1

«Маршрут»

2

«Актуальные задачи»

3

«Снегоуборочная компания»

4

«Компания мобильной связи»

5

«ЖКХ»

6

Физкультминутка

7

«Туристическая компания»

Итoгo заработали:

Моя oценка за уpoк

Если у вас: Больше контрактов, чем у конкурентов –

ставим oценку «5»;

Меньше контрактов, чем у конкурентов –

                    ставим oценку «4».

Лист контроля фирмы «Лучшие»

Система oценивания:

+ «Получили контракт»

-  «Не получили контракт»

Офис

Контракт, сумма

1

«Маршрут»

2

«Повторение»

3

«Снегоуборочная компания»

4

«Компания мобильной связи»

5

«ЖКХ»

6

Физкультминутка

7

«Туристическая компания»

Итoгo заработали:

Моя oценка за уpoк

Если у вас: Больше контрактов, чем у конкурентов –

ставим oценку «5»;

Меньше контрактов, чем у конкурентов –

                    ставим oценку «4».

Приложение 2

https://img2.freepng.ru/20180323/due/kisspng-snowflake-computer-icons-clip-art-snowflakes-5ab4854a11f928.9043181115217800420736.jpg

Приложение 3

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-122110855.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-122110855.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-122110855.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-122110855.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-122110855.jpghttps://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-122110855.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС

1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»

В данной разработке представлен урок  в 5 классе по теме:  "Решение задач всех типов на обыкновенные дроби". Урок разработан с учетом новых требований....

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...

Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "

Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Тема урока: «Решение задач с помощью систем линейных уравнений» (1-й урок их 4-х по данной теме)Тип урока: урок новых знанийЦель: учить решать задачи с помощью систем линейных уравненийЗад...

урок по математике 5 класс по теме: "Решение задач практического содержания"

Тема урока: Решение задач практического содержанияТип урока: урок применения знаний, умений и навыковИспользуемая технология: технология системно – деятельностного подхода.Цель урока: формирован...