Технологическая карта урока математики в 5 классе на тему «Решение задач практического содержания»
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс)
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников, добиться понимания практической значимости умения решать задачи, развивать интерес к предмету.
Задачи урока:
Образовательная:
- усиление прикладной направленности;
- формирование функциональной грамотности школьников;
- повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами;
- продолжить работу над развитием вычислительных навыков;
- используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
- добиться понимания практической значимости умения решать задачи;
- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
-развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 205.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока математики в 5 классе
на тему «Решение задач практического содержания»
Учитель: Эркенова Диана Муратовна
Форма урока: урок-квест.
Тип урока: урок обобщения, повторения и применения знаний, умений и навыков.
Используемая технология: технология эдьютейнмент, развивающее обучение, ИКТ, игровая технология, технология системно – деятельностного подхода, здоровье-сберегающие технологии.
Цель урока: формирование функциональной грамотности школьников, добиться понимания практической значимости умения решать задачи, развивать интерес к предмету.
Задачи урока:
Образовательная:
- усиление прикладной направленности;
- формирование функциональной грамотности школьников;
- повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами;
- продолжить работу над развитием вычислительных навыков;
- используя знания по теме «Действия с натуральными числами».
Воспитательная:
- добиться понимания практической значимости умения решать задачи;
- способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;
- способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, гражданские качества личности, бережливость, экономность, деловитость, толерантность, предприимчивость, самостоятельности в принятии решений через решение задач;
Развивающая:
-развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.
Познавательные УУД:
- уметь искать информацию в задачниках, интернете, ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные УУД:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать и слышать, уметь работать в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием, проводить логические рассуждения по сюжетам текстовых задач практического содержания.
Метапредметные:
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать. Развивать познавательный интерес через творческие задания. Планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления. Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им. Развивать активность и находчивость при решении задач, умение общаться в коллективе.
Организационные формы общения: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки для работы в группах (с заданием), денежные купюры распечатанные (500р, 2000р.).
ХОД УРОКА:
1.Организационный момент (2 мин.)
У: - Звучит песня «Виноградная косточка»
Виноградную косточку в теплую землю зарою
И лозу поцелую и спелые гроздья сорву
И друзей созову на любовь свое сердце настрою
А иначе зачем на земле этой вечной живу
Добрый день ребята, в этой песне есть замечательные слова - друзей соберу, на добро свое сердце настрою и я пришла к вам, как к друзьям, с открытым сердцем и добром. На нашем уроке присутствуют гости и я надеюсь, что этот урок мы проведем в теплой, дружеской атмосфере.
Представим себе, что сегодня наш класс – это две крупные фирмы: Фирма «Лидер» и фирма «Лучшие». Ваша задача на сегодня, заключить большее количество контрактов, потому что за каждый выполненный контракт фирма получает 2000 рублей. Сотрудники более успешной фирмы получат оценку 5 в конце урока.
Чтобы получить контракт вам нужно быстрее конкурентов выполнить задание каждого офиса. А потом зафиксировать результаты в карточку лист-контроля, которые лежат у вас на столах.
(Приложение 1) ПОКАЗАТЬ ЛИСТЫ КОНТРОЛЯ
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5мин.)
У:- Ребята, давайте озвучим девиз нашего сегодняшнего урока «Вместе мы сила!»
Как вы думаете, по какой теме вы будете заключать контракты, какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?
У: - Определим тему урока, для этого выполним задание первого офиса «Маршрут»:
1. Триста восемь | 308-Р | 380-У | 388-П |
2. Три тысячи восемьсот | 3080-Л | 3800-Е | 3008-О |
3. Пятьсот семь | 577-В | 570-Д | 507-Ш |
4. Пять тысяч двести шесть | 5260-А | 5206-Е | 5620-И |
5. Сто тысяч триста | 100300-Н | 100030-О | 103000-В |
6. Двадцать пять тысяч восемь | 25080-Л | 25800-У | 25008-И |
7. Девяносто | 900-В | 90-Е | 909-А |
8. 6х7= | 42-З | 48-К | 24-И |
9. 20х100= | 2100-Н | 200-О | 2000-А |
10. 500:2= | 205-Л | 250-Д | 25-И |
11. 7х8= | 63-В | 54-Е | 56-А |
12. 10000:100= | 100-Ч | 1000-Д | 10-Ш |
У:- Итак, ребята, как звучит тема нашего урока? Правильно. Решение задач. Откройте тетради и запишите число, и тему урока «Решение задач практического содержания».
А теперь определим цель урока. Для чего нам нужно уметь решать задачи?
Мы учимся решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.
Подведение итогов работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку лист-контроля.
3. Актуализация знаний. Устный счет. (3 мин.)
У: - Следующий офис, с которым необходимо заключить контракт называется «Актуальные задачи».
- Нужно определить верно ли утверждение или нет.
№1. Семья заплатит за расход 2м3 воды 150рублей, если 1м3 воды стоит 60 рублей?
№2. В ноябре семья заплатила за телефон 500 рублей. До конца года она заплатит еще 1000 рублей?
№3. У автомобиля «Лада - гранта» расход бензина на трассе 8 литров на 100 км. При проезде 500 км расход бензина составит 40 л?
№4. Кабинету математики необходимо 4200 рублей на переоснащение. Спонсоры оказали помощь в размере 3500 рублей. 800 рублей осталось оплатить школе?
№5. Билет в кино стоит 300 рублей. 2000 рублей нужно, чтобы 4 друга сходили в кино на один сеанс?
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
4. Применение знаний, умений и навыков по теме (15 мин).
Следующий офис «Снегоуборочная компания»
У: - Ваша задача больше всех собрать в корзину снежинок, но это не все ,каждая снежинка это задача-шутка вы должны еще и верно решить и ответить на поставленный вопрос в задаче- шутке.(Приложение 2)
Задачи-шутки для развития логического мышления:
№1 Хозяйка в корзинке несла 100 яиц. А дно упало (читайте не «а дно», а близко к слову «одно»). Сколько яиц осталось в корзине? (Ни одного)
№2 На груше росло 50 груш, а на иве — на 12 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве не растут груши)
№3 Что легче: 1 кг ваты или 1 кг железа? (Одинаково)
№4 На дереве сидело 2 сороки, 3 воробья и 2 белки. Вдруг два воробья вспорхнули и улетели. Сколько птиц осталось на дереве? (3 птицы)
№5 У нас очень дружная семья: у семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей? (8)
№6 Сколько концов у двух с половиной палок? (6)
Подведение итогов работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «Компания мобильной связи»
-В нашей жизни без мобильных телефонов не обойтись.
Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.
Тарифный план | Количество минут | Стоимость за месяц | Цена за 1 минуту разговора |
«Лайт» | 300 | 300 руб. | |
«Стандартный» | 500 | 1500 руб. | |
«Бизнес» | 800 | 1600 руб. |
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «ЖКХ».
ЖКХ – это сокращенное название офиса, в котором принимают деньги за коммунальные услуги. А коммунальные услуги – это подача в дома электричества, воды, газа, отопления и т. д.
Скоро вы будете принимать участие во Всероссийской проверочной работе по математике (ВПР), и сейчас мы с вами будем упражняться в решении некоторых задач.
Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество.
Показания счетчика | Расход электроэнергии (квт.ч) | Тариф (р) | Сумма к оплате (р) | |
Предыдущее | Текущее | |||
8654 | 8888 | 3 р. | ||
Итого к оплате | ||||
Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
5. Физкультминутка (2 мин).
-У: Вы успешно поработали настало время перерыва. Есть фирмы, работники которых ходят на перерыв в тренажерный зал. Мы тоже последуем их примеру. Каждый работник делает: 5 прыжков, 5 приседаний и 5 наклонов вперед.
6. Применение знаний и умений в самостоятельной работе. (10 мин.)
Следующий офис, с которой необходимо заключить контракт называется «Туристическая компания»
- Семья из трех человек на зимние каникулы планирует поехать из села Николаевское в поселок Архыз на горнолыжный курорт. Можно ехать на автобусе, а можно — на своей машине. Билет на автобус на одного человека стоит 250 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 150 км, а цена бензина равна 50 рублям за литр. Сколько рублей придется заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Подведение итогов работы, дети оценивают себя и фиксируют результаты в карточку.
- Домашнее задание (1 мин)
У: - Домашнее задание на завтра у вас будет творческим. вам нужно будет придумать задачу про то, как Маша, медведь и волк решили построить колодец.
8. Кoнтpoль усвоения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия. (2 мин.)
У: - Наш квест пройден. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?
У: - Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?
У: - Поднимите ! знак - если вы легко справились со всеми заданиями и примеры решили без затруднений, а ? знак - если были где-то затруднения, вопросы, сомнения.
У: - Молодцы, ребята. С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с такими жизненными задачами, ведь с вами рядом всегда есть учителя и наставники, родители и надежные друзья.
Уважайте и цените их, настройте свое сердце на любовь и добро!
Благодарю вас за работу.
Спасибо, за урок!!!
Приложение 1
Лист контроля фирмы «Лидер»
Система oценивания:
+ «Получили контракт»
-«Не получили контракт»
№ | Офис | Контракт, сумма |
1 | «Маршрут» | |
2 | «Актуальные задачи» | |
3 | «Снегоуборочная компания» | |
4 | «Компания мобильной связи» | |
5 | «ЖКХ» | |
6 | Физкультминутка | |
7 | «Туристическая компания» | |
Итoгo заработали: | ||
Моя oценка за уpoк |
Если у вас: Больше контрактов, чем у конкурентов –
ставим oценку «5»;
Меньше контрактов, чем у конкурентов –
ставим oценку «4».
Лист контроля фирмы «Лучшие»
Система oценивания:
+ «Получили контракт»
- «Не получили контракт»
№ | Офис | Контракт, сумма |
1 | «Маршрут» | |
2 | «Повторение» | |
3 | «Снегоуборочная компания» | |
4 | «Компания мобильной связи» | |
5 | «ЖКХ» | |
6 | Физкультминутка | |
7 | «Туристическая компания» | |
Итoгo заработали: | ||
Моя oценка за уpoк |
Если у вас: Больше контрактов, чем у конкурентов –
ставим oценку «5»;
Меньше контрактов, чем у конкурентов –
ставим oценку «4».
Приложение 2
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 5 класс по теме Решение задач на движение Карта урока по ФГОС
1. ФИО Пивовар Елена Васильевна 2. Место работы МБОУ СОШ №4 СУИОП им.Г.К.Жукова 3. Должность Учитель математики высшей категории 4. Предмет Математика 5. Класс 5 6. Тема и номер урока в те...

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: Решение задач всех типов на обыкновенные дроби»
В данной разработке представлен урок в 5 классе по теме: "Решение задач всех типов на обыкновенные дроби". Урок разработан с учетом новых требований....

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".
Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"
Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...
Технологическая карта урока математики 5 класс по теме " Решение задач на проценты "
Технологическая карта пможет показать разнообразие задач на проценты, решаемых в жизни....
Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"
Тема урока: «Решение задач с помощью систем линейных уравнений» (1-й урок их 4-х по данной теме)Тип урока: урок новых знанийЦель: учить решать задачи с помощью систем линейных уравненийЗад...
урок по математике 5 класс по теме: "Решение задач практического содержания"
Тема урока: Решение задач практического содержанияТип урока: урок применения знаний, умений и навыковИспользуемая технология: технология системно – деятельностного подхода.Цель урока: формирован...

