Подробный сценарий открытого урока по теме: Использование игровых технологий при изучении дробей в 5–6 классах
план-конспект урока по математике (5, 6 класс)

Козлова Ольга Александровна

В представленном материале предлагается подробный сценарий открытого урока по математике для 5–6 классов по теме "Дроби" с использованием игровых технологий. Урок ориентирован на формирование устойчивого интереса к предмету, развитие математических и коммуникативных навыков через командные соревнования, квесты и визуальные игровые карточки.

В ходе урока новый материал изучается в игровой форме: учащиеся участвуют в командном квесте с разнообразными станциями (сложение и вычитание дробей, сравнение дробей, перевод дробей в различные формы, решение практических задач), используют динамическую презентацию с визуализацией дробей, получают подсказки и вопросы на размышление. Материал рассчитан на 45 минут, содержит примеры игровых заданий, методические рекомендации для учителя и варианты адаптации под уровень класса.

Урок способствует развитию у школьников самостоятельности, умения работать в коллективе, а также формирует положительную мотивацию к изучению математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный сценарий открытого урока по теме

Использование игровых технологий при изучении дробей в 5–6 классах


1. Организационный этап (3 мин)

Цель: Сформировать рабочий настрой, вовлечь в атмосферу сотрудничества.

  • Учитель: "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок — мы будем не просто изучать дроби, а делать это через игру и командное взаимодействие. Вам пригодятся не только знания, но и умение слушать друг друга, договариваться и работать вместе. Готовы?"
  • Реакция детей: Обычно дети реагируют с интересом, могут перешёптываться, кто будет в какой команде.
  • Действие учителя: Быстро формирует команды по 4-5 человек, учитывая темперамент и уровень учеников, чтобы команды были равными.

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель: Освежить базовые знания о дробях, выявить пробелы.

  • Фронтальная мини-викторина:
  • Что такое дробь? (Определение)
  • Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? А с разными?
  • Как привести дроби к общему знаменателю?
  • Как перевести неправильную дробь в смешанную?
  • Способы вовлечения: Использовать красочные карточки с быстрыми заданиями (устно, с места).
  • Реакция детей:
  • Активные быстро отвечают, кто-то может вспомнить не всё.
  • Если видите затруднения — на доске наглядно показать способ.

3. Введение в игровую деятельность (3 мин)

  • Учитель:
    "Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну Дробляндия. На пути вас ждут станции, на каждой станции — математические испытания. За каждое успешно выполненное задание команда получает жетон. В конце — награда самому дружному и быстрому экипажу!"
  • Пояснение: Каждая команда получает маршрутный лист (на листе: список станций и место для жетонов).

4. Основная часть — Квест по станциям (25 мин)

Станция 1. “Дробный экспресс” — Сложение и вычитание дробей (7 мин)

Описание:
На столе у каждой команды — карточки с примерами (от простых к сложным).

Примеры карточек:

  1. 27+37=?\frac{2}{7} + \frac{3}{7} = ?72​+73​=?
  2. 14+23=?\frac{1}{4} + \frac{2}{3} = ?41​+32​=?
  3. 58−14=?\frac{5}{8} - \frac{1}{4} = ?85​−41​=?
  4. 712+23=?\frac{7}{12} + \frac{2}{3} = ?127​+32​=?

Организация:

  • Команда выбирает спикера, который поочередно озвучивает решения.
  • Остальные помогают, обсуждают, приводят к общему знаменателю.
  • Учитель подходит к каждой команде, наблюдает, поощряет за логичные рассуждения.

Возможные трудности:

  • Кто-то путает слагаемые, забывает про общий знаменатель.
  • Коррекция: Учитель задаёт наводящие вопросы: "Какой знаменатель общий? Почему?"

Станция 2. “Дробный лабиринт” — Сравнение дробей (6 мин)

Описание:
Команде выдается комплект карточек: на каждой — пара дробей, нужно расставить знаки “>”, “<” или “=”.

Примеры:

Организация:

  • Карточки можно разложить на столе, обсуждать всей командой.
  • Задания возрастают по сложности.

Возможные трудности:

  • Приведение к общему знаменателю вызывает затруднения.
  • Коррекция: Учитель может показать пример на отдельной карточке.

Станция 3. “Преобразователь дробей” — Перевод дробей (6 мин)

Описание:
Задания на перевод дробей из одной формы в другую.

Примеры:

Организация:

  • На каждое задание — 1 минута обсуждения.
  • В конце — быстрый опрос по кругу: кто какую дробь переводил.

Станция 4. “Дробный супермаркет” — Применение дробей в жизни (6 мин)

Описание:
Задачи из жизни, где дроби помогают решать проблему.

Примеры:

Организация:

  • Работа в команде, обсуждение, решение на листе.
  • Каждый этап — короткая презентация ответа.

5. Итоговая командная мини-олимпиада (7 мин)

  • Каждая команда по очереди тянет “секретную” карточку и за 1 минуту решает задание на доске, объясняя ход решения.
  • Остальные команды могут задать уточняющие вопросы.

Примеры:


6. Рефлексия. Подведение итогов (4 мин)

Вопросы для обсуждения:

  • Что было самым интересным и неожиданным?
  • Как помогла работа в команде?
  • Какие задания вызвали затруднения? Почему?
  • Какие игровые элементы запомнились больше всего?

Форма:
Краткие устные ответы, запись на доске “+” (понравилось) и “–” (что было сложно).


7. Домашнее задание (по выбору)

  • Придумать одну “жизненную” задачу с дробями для одноклассников или родителей.
  • Составить карточку для игры с дробями (любой тип: сложение, сравнение, перевод, задача).

Методические акценты для учителя

  • Педагогика сотрудничества: Не критиковать за ошибки, а подталкивать к поиску решения.
  • Вовлеченность: Наблюдать за динамикой в командах, поощрять тихих учеников.
  • Дифференциация: Задания разного уровня сложности, поддержка отстающих.
  • Рефлексия: Обсудить не только математику, но и командные чувства, эмоции.

Возможные корректировки по ходу урока

  • Если команда быстро прошла этап — дать дополнительное задание-”блиц”.
  • Если на этапе затруднения — провести мини-разбор на доске, вовлекая всех.
  • Если одна команда отстала — дать ей “помощь зала” (подсказка от другой команды).

Примеры игровых карточек для распечатки

Пояснения по работе с игровыми технологиями

  • Использование квеста и командных соревнований делает урок динамичным, поддерживает мотивацию и развивает навыки коммуникации.
  • Такие уроки можно использовать для повторения, введения или закрепления темы.
  • Квест можно проводить и в онлайн-формате с помощью Яндекс Формы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы на тему: « Использование игровых технологий на уроках физической культуры"

Спортивные игры закрепляют естественные навыки в беге, прыжках, метаниях. Развивают физические качества, оказывают содействие нормальному формированию и развитию организма детей и укреплению их здоров...

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

Открытый урок по теме:"Применение игровых и здоровьесберегающих технологий на уроке специального фортепиано в подготовительном классе"

Конспект открытого урока  с учащейся подготовительного класса, с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Реферат на тему: “Использование игровых технологий на уроке английского языка.”

Методическая разработка "Игры на уроках английского языка"....

Тема: Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания

Как повысить интерес учеников к предмету? Эта проблема волнует всех учителей. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Они могут усуг...

Самоанализ открытого урока на тему: «Знакомство с танцем фламенко. Изучение простых дробей».

Самоанализ открытого урока на тему: «Знакомство с танцем фламенко. Изучение простых дробей».Тип урока: комбинированный.Цель урока: Познакомить с танцевальной культурой танца фламенко. Изуч...