5класс математика Урок на тему: "Смешанные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Тема урока: «Смешанные числа»

Базовый  учебник:Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ / Виленкин/ 2025год

Цели урока: сформулировать правила записи смешанной дроби в виде неправильной и выделения целой части из неправильной дроби. Сформировать умение использовать эти правила при решении упражнений.

Задачи урока:

  • образовательная- научить учащихся применять на конкретных примерах правила записи смешанной дроби в виде неправильной и выделения целой части из неправильной дроби;
  • развивающая — развитие творческого и логического мышления, умения анализировать;
  • воспитательная — воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи,привитие интереса к предмету.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

            Планируемые результаты:

            Предметные: сформулировать правило записи смешанного числа в виде неправильной дроби и выделения целой части из неправильной дроби. Научиться применять эти правила при решении упражнений.

            Метапредметные:

            Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения.

            Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

            Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований.

            Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

            Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая (парная)

            Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал, листы самооценивания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя:Жамбалова Аюна Геннадьевна                        

Предмет: математика

Тема урока:«Смешанные числа»                                                                                                 

Класс: 5

Дата: 07.02.2025

Тип урока: урок открытия нового знания

Место урока в теме: №1

Дидактическая цель:создать условия для формирования новой учебной информации.

Задачи по содержанию:

обучающие: повторить правильные и неправильные дроби; ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, уметь читать и записывать смешанные числа; сформировать  умение выделения      неправильной дроби в смешанные числа; углубить представления о дробных числах.

развивающие:развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание

воспитательные:развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки

метапредметные:видеть математическую задачу в окружающей жизни;самостоятельно определять цель своего обучения;осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону; усилить мотивацию к обучению; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость смешанных чисел в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.

Оборудование:  мультимедиа-проектор,  презентация; Учебник: Математика. 5 класс

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задачи для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

1. Организа-ционныйэтап

(1 мин.)

Приветствует  учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Психологический настрой учащихся.

Учащиеся проверяют подготовку к занятию, записывают в тетрадях число. Настраиваются на деловой ритм работы.

- Добрый день, ребята!

Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаши.

«Лучший способ изучить что-либо –это открыть самому»  Пойа Джордж

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку.

Читают со Слайда 2:

 «Я умный, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.»Слайд 3.

Молодцы.

У вас у каждого на партах лежат оценочные листы. Не забывайте делать записи в оценочных листах.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:организация своей учебной деятельности

Учащиеся концентрируют внимание, включаются в деловой ритм урока.

2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности.

(1 мин.)

Устанавливает тематические рамки.

Создаёт условия для осознания учащимися целей урока.

Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы урока.

-Какую тему вы изучили на прошлом уроке?

-Сегодня мы продолжим работу с дробями.

Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться!

Слайд 4-5:  Давайте вспомним Представить дроби в виде частного

Слайд 6:   Вычисли

  1. 4/4=1
  2. 9/2
  3. 37/8
  4. 9/19

Самопроверка ОЦЕНКА  (+), (-)

Коммуникативные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные:целеполагание, умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности.

Личностные: мотивация учения

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

(3 мин.)

Организует фронтальную  работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, создаёт проблемной ситуацию, способствующую формулированию учащимися определений правильной и неправильной дробей.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

Ответ:

1) натуральные числа обозначают целые единицы, а дробные – частиединиц

2)черта означает знак деления

3) Среди них есть правильные и неправильные.

; .

Разбейте числа на  группы    Слайд 7

I - натуральные числа;

II - дробные числа

36;    ;    ;   6;    ;     ;     12;     5;   .

1)Чем натуральные числа отличаются от дробных?Что они обозначают?

2)  Что означает черта в дроби? (деление)

- проверяем ответы по слайду: Слайд 8

Самопроверка ОЦЕНКА  (+), (-)

3) Во второй группе вы записали дроби, чем они отличаются?

3) Назовите неправильные дроби.

Познавательные:структурирование собственных знаний.

Коммуникативные:умение выражать свои мысли с достаточной точностью.

Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности.

4. Формирование новых знаний.

(9 мин.)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы: определения смешанного числа

Организует работу с учебником.

Организует фиксирование нового знания в

 речи и знаках 

Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради.

Записывают в тетрадях тему урока.

Проблемная ситуация

- К какой группе можно отнести  число?

- Что заметили нового, интересного?

Проблемная ситуация

-Как называется такое число? Как бы вы их назвали?

-Какое же название вы могли дать этому числу?

Для того, чтобы узнать название этого числа расставьте числа в порядке возрастания

Правильно, ребята такие числа называются –смешанными.

-Тогда как мы назовем тему нашего урока?

Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа»  Слайд 9

Цели урока Слайд 10

Личностные: ответственно относиться к учению; проявлять инициативупри выполнении заданий;

Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлекают необходимую информацию для открытия нового понятия.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью.

Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности.

Организация восприятия и осознания нового материала.

Решаем задачи

Работа с учебником.

Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной части

Записывают в тетрадях.

Задача Слайд 13

Как поровну разделить 5 одинаковых яблок между тремя детьми?

Сколько яблок получит каждый ребёнок?

Работают в парах.

взаимопроверка по слайду.

Ответ: каждый ребенок получит по одному целому и 1/5 апельсина. Тогда

Откройте учебник на странице42, прочитайте приведенные там определения.

6. Первичное закрепление изученного

(13 мин.)

Организует усвоение нового знания. Организует работу по выполнению упражнений с проговариванием во внешней речи. Осуществляет контроль  за процессом решения задач

Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради.

Читают смешанные числа

Самостоятельная работа

Запись смешанных чисел Слайд 14

 (Учитель объясняет это на доске)

1)(дробная черта по середине целой части)

2 – целая часть

- дробная часть

Пример: (принято записывать короче)

Обратите внимание! Дробная часть смешанного числа---правильная дробь.

Прочитать смешанные числа

Перевод из неправильной дроби в смешанное число Слайд 15-19

А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока?

А как вы думаете, что с ними можно сделать?

Чему мы должны научиться?

Представим неправильную дробь

 в виде смешанного числа

Что предлагаете?

Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений?

На стр.43  показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и выделите целую часть из

.

Тест

1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть:

А) правильная дробь

Б) неправильная дробь

В) любой дробью

  1. В числе  целая часть равна:

А) 2

Б) 7

В) 13

  1. Неправильная дробь  записывается в виде смешанного числа как:

А) 505

Б) 5

В) 100

Личностные:

развитие самооценки

Познавательные:совершенствование умения осуществлять сравнение, выявлять объект, подходящий под данное определение.

Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

7. Контроль и коррекция знаний

(7 мин.)

Организует самостоятельную работу по закреплению изученного с последующей проверкой. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Организует работу в парах.

Контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах.

Учатся применять полученные знания в процессе групповой работы.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

Параллельно 4 учащихся решают №769 у доски.

Работают в группах, заполняют таблицу

проверка по слайду

ОЦЕНКА  (+), (--)

(слайд 24)

 Проверяют правильность выполнения по слайду.

Работа с учебником (если есть время)

Решить пример №5.245, 5.246, 5.247 у доски.

САМООЦЕНКА  (+), (--)

Личностные:формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:

умение работать в парах, группах, уважительно относиться к мнению других

Регулятивные:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;осуществлять навыки взаимоконтроля в ситуации общения

8. Рефлексия учебной деятельности

(3 мин.)

Организует фиксирование нового содержания, самооценку учебной деятельности.

Предлагает оценить свою деятельность с помощью смайла.

Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Оценивают свою учебную деятельность

Что вы нового узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке и настроение, используя один из карточек:

-Я все понял и мне было интересно

-Я понял на уроке, но у меня есть вопросы

-Я ничего не понял на уроке, мне было скучно

(выставление оценок)

5-6  «+»  оценка 5

3-4  «+»  оценка 4

2   «+»  оценка 3

0-1  «+»  оценка 2

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причину успеха

( неуспеха)

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

9. Информация о домашнем задании

(2 мин.)

Обеспечивает понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся записывают в дневники задание

Выучить определения;    

П31 стр42-43 №5.270, 5.271, 5.272

УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН

НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД К УСПЕХУ В

ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ!

Личностные:ответственное отношение к учению

Лист самоконтроля

  Ф.И. (учащегося) класс  _____________________

 

Разбить числа на группы

Задача

«Раздели яблоки»

Выделить целую часть

Заполнить таблицу

Самостоятельная работа

Дополнительное задание

Задание выполнил верно     « + »

Задание выполнил неверно «  -  »

7-8  «+»  оценка 5

4-6  «+»  оценка 4

3     «+»  оценка 3

0-2  «+»  оценка 2

Лист самоконтроля

  Ф.И. (учащегося)  класс _____________________

Разбить числа на группы

Задача

«Раздели яблоки»

Выделить целую часть

Заполнить таблицу

Самостоятельная работа

Дополнительное задание

Задание выполнил верно     « + »

Задание выполнил неверно «  -  »

7-8  «+»  оценка 5

4-6  «+»  оценка 4

3     «+»  оценка 3

0-2  «+»  оценка 2

Лист самоконтроля

  Ф.И. (учащегося)  класс _____________________

Разбить числа на группы

Задача

«Раздели яблоки»

Выделить целую часть

Заполнить таблицу

Самостоятельная работа

Дополнительное задание

Задание выполнил верно     « + »

Задание выполнил неверно «  -  »

7-8  «+»  оценка 5

4-6  «+»  оценка 4

3     «+»  оценка 3

0-2  «+»  оценка 2

Тест

     1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть:

А) правильная дробь

Б) неправильная дробь

В) любой дробью

  1. В числе  целая часть равна:

А) 2

Б) 7

В) 13

  1. Неправильная дробь  записывается в виде смешанного числа как:

А) 505

Б) 5

В) 100

Работа в группе



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 5 классе

Тема урока: «Смешанные числа»

Базовый  учебник:Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ / Виленкин/ 2025год

Цели урока: сформулировать правила записи смешанной дроби в виде неправильной и выделения целой части из неправильной дроби. Сформировать умение использовать эти правила при решении упражнений.

Задачи урока:

  • образовательная- научить учащихся применять на конкретных примерах правила записи смешанной дроби в виде неправильной и выделения целой части из неправильной дроби;
  • развивающая — развитие творческого и логического мышления, умения анализировать;
  • воспитательная — воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи,привитие интереса к предмету.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

        Планируемые результаты:

        Предметные: сформулировать правило записи смешанного числа в виде неправильной дроби и выделения целой части из неправильной дроби. Научиться применять эти правила при решении упражнений.

        Метапредметные:

        Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения.

        Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

        Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований.

        Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

        Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая (парная)

        Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал, листы самооценивания.

        Урок по данной теме первый в системе уроков по теме «Смешанные дроби»

        В классе присутствовало ___ человек.

        Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся.

        Класс средней активности, любознательный. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. В основном дети имеют хорошие вычислительные навыки. Все этапы урока были направлены на выполнение целей урока с учетом особенностей класса.

        Выбранный тип урока соответствует его цели. Структура урока соответствовала его типу и дидактическим целям. Между этапами урока существовали взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением предыдущего этапа. Применяемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, исследовательский. Стиль отношений с учащимися активно-положительный. Ученики на уроке работали все, были более активные и менее активные в своей работе, пассивно созерцающих не было. Во время урока большая нагрузка легла на плечи учащихся, учитель выступал в качестве координатора.

        В ходе выполнения самостоятельной работы ребята получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. По окончании работы, с помощью готовых решений на экране, учащиеся осуществляли самопроверку. Результаты проверки афишировались поднятием руки и оцениванием своей работы в листе самооценивания. Мною были созданы условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей самоопределения, самоутверждения, самооценки рефлексивных качеств.

        На уроке я использовала современные образовательные технологии: проблемное обучение — на этапе мотивации учащихся, информационно-коммуникативные технологии — использование во время урока презентации, групповая ( взаимопомощь, взаимопроверка), здоровьесберегающая технология — физкультминутка.

        На уроке удалось:

  • решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
  • избежать перегрузки и переутомления учащихся;
  • сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочуствие;
  • выполнить все планируемые задания.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

07.02.25 Классная работа

Слайд 3

Я умный! Я все знаю! Я все умею! Я буду стараться! У меня все получится!

Слайд 4

Давайте вспомним: Представьте дроби в виде частного

Слайд 5

Давайте вспомним: Представьте дроби в виде частного 1:2 3:4 6:5 15:8

Слайд 6

Вычисли! (Устно)

Слайд 7

36 6 1 2 5 ! ?

Слайд 8

натуральные дробные 12 5 6 36

Слайд 9

Что нового мы узнаем на уроке?

Слайд 10

Смешанные числа

Слайд 11

Чтение и запись чисел Определение Смешанные числа Цели урока Представление неправильных дробей в виде смешанных чисел

Слайд 12

Какие числа называются смешанными? Как поровну разделить 5 одинаковых яблок между тремя детьми?

Слайд 13

Какие числа называются смешанными? Как поровну разделить 5 одинаковых яблок между тремя детьми? 1 способ. Каждый получит яблока 2 способ. Каждый получит яблока

Слайд 14

Запись смешанных чисел = Каждый ребёнок получит одно и тоже количество яблок. смешанное число, где целая часть, - дробная часть. 1 Прочитай смешанные числа, назови их целую и дробную части :

Слайд 16

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: Разделить с остатком числитель на знаменатель ; п ример: дробь 23 5 20 3 4

Слайд 17

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 2) неполное частное будет целой частью; 23 5 20 3 4 – целая часть пример: дробь

Слайд 18

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 3) остаток дает числитель, а знаменатель остаётся прежним. п ример: дробь 4 23 5 20 3 – числитель дробной части 4 – целая часть

Слайд 19

Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 1) Разделить с остатком числитель на знаменатель; 2) неполное частное будет целой частью; 3) остаток дает числитель, а знаменатель остаётся прежним.

Слайд 20

=

Слайд 21

Тест 1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть: А) правильная дробь Б) неправильная дробь В) любой дробью 2. В числе целая часть равна: А) 2 Б) 7 В) 13 3. Неправильная дробь записывается в виде смешанного числа как: А) 505 Б) 5 В) 100

Слайд 22

Работа в группах

Слайд 24

1. Запишите смешанные числа, у которых: а) Дробная часть , а целая часть 15. Самостоятельная работа 2. Выделите целую часть из неправильной дроби: а) а) целая часть 2, а дробная часть а) I вариант II вариант

Слайд 25

Итоги уроки Что вы нового узнали на уроке? Чему вы научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке и настроение, используя один из карточек ( выставление оценок) 5-6 «+» оценка 5 3-4 «+» оценка 4 2 «+» оценка 3 0-1 «+» оценка 2

Слайд 26

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"

Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"

Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...

Урок математики 5 класс "Степень числа. Квадрат и куб числа"

Урок математики 5 класс. Тип урока "открытие нового знания". Учащиеся знакомятся с понятиями: степень, квадрат и куб числа....

Урок математики по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа", 5 класс

Технологическая карта урока, презентация к уроку...

Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число"

Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число" ...

План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»

План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...