5класс математика Урок на тему: "Смешанные числа"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Тема урока: «Смешанные числа»
Базовый учебник:Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ / Виленкин/ 2025год
Цели урока: сформулировать правила записи смешанной дроби в виде неправильной и выделения целой части из неправильной дроби. Сформировать умение использовать эти правила при решении упражнений.
Задачи урока:
- образовательная- научить учащихся применять на конкретных примерах правила записи смешанной дроби в виде неправильной и выделения целой части из неправильной дроби;
- развивающая — развитие творческого и логического мышления, умения анализировать;
- воспитательная — воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи,привитие интереса к предмету.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: сформулировать правило записи смешанного числа в виде неправильной дроби и выделения целой части из неправильной дроби. Научиться применять эти правила при решении упражнений.
Метапредметные:
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований.
Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая (парная)
Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал, листы самооценивания.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 278.29 КБ | |
| 16.97 КБ | |
| 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя:Жамбалова Аюна Геннадьевна
Предмет: математика
Тема урока:«Смешанные числа»
Класс: 5
Дата: 07.02.2025
Тип урока: урок открытия нового знания
Место урока в теме: №1
Дидактическая цель:создать условия для формирования новой учебной информации.
Задачи по содержанию:
обучающие: повторить правильные и неправильные дроби; ввести определение смешанных чисел и выявить правило перевода из неправильной дроби в смешанное число, уметь читать и записывать смешанные числа; сформировать умение выделения неправильной дроби в смешанные числа; углубить представления о дробных числах.
развивающие:развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание
воспитательные:развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки
метапредметные:видеть математическую задачу в окружающей жизни;самостоятельно определять цель своего обучения;осуществлять контроль своей деятельности и деятельности одноклассников по эталону; усилить мотивацию к обучению; проявлять инициативу при выполнении заданий; осознать значимость смешанных чисел в практической жизни; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация; Учебник: Математика. 5 класс
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задачи для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
1. Организа-ционныйэтап (1 мин.) | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Психологический настрой учащихся. | Учащиеся проверяют подготовку к занятию, записывают в тетрадях число. Настраиваются на деловой ритм работы. | - Добрый день, ребята! Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаши. «Лучший способ изучить что-либо –это открыть самому» Пойа Джордж Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Читают со Слайда 2: «Я умный, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится.»Слайд 3. Молодцы. У вас у каждого на партах лежат оценочные листы. Не забывайте делать записи в оценочных листах. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные:организация своей учебной деятельности Учащиеся концентрируют внимание, включаются в деловой ритм урока. |
2. Целеполагание и мотивация к учебной деятельности. (1 мин.) | Устанавливает тематические рамки. Создаёт условия для осознания учащимися целей урока. | Слушают учителя, участвуют в беседе, способствующей постановке учебной проблемы и формулированию темы урока. | -Какую тему вы изучили на прошлом уроке? -Сегодня мы продолжим работу с дробями. Ведь, чтобы новых знаний набраться, нужно на старые опираться! Слайд 4-5: Давайте вспомним Представить дроби в виде частного Слайд 6: Вычисли
Самопроверка ОЦЕНКА (+), (-) | Коммуникативные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные:целеполагание, умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
3. Актуализация опорных знаний учащихся. (3 мин.) | Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, создаёт проблемной ситуацию, способствующую формулированию учащимися определений правильной и неправильной дробей. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Ответ: 1) натуральные числа обозначают целые единицы, а дробные – частиединиц 2)черта означает знак деления3) Среди них есть правильные и неправильные.; . | Разбейте числа на группы Слайд 7 I - натуральные числа; II - дробные числа 36; ; ; 6; ; ; 12; 5; . 1)Чем натуральные числа отличаются от дробных?Что они обозначают? 2) Что означает черта в дроби? (деление) - проверяем ответы по слайду: Слайд 8 Самопроверка ОЦЕНКА (+), (-) 3) Во второй группе вы записали дроби, чем они отличаются? 3) Назовите неправильные дроби. | Познавательные:структурирование собственных знаний. Коммуникативные:умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности. |
4. Формирование новых знаний. (9 мин.) | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: определения смешанного числа Организует работу с учебником. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках | Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради. Записывают в тетрадях тему урока. | Проблемная ситуация - К какой группе можно отнести число? - Что заметили нового, интересного? Проблемная ситуация -Как называется такое число? Как бы вы их назвали? -Какое же название вы могли дать этому числу? Для того, чтобы узнать название этого числа расставьте числа в порядке возрастания Правильно, ребята такие числа называются –смешанными. -Тогда как мы назовем тему нашего урока? Запишем в тетради тему урока «Смешанные числа» Слайд 9 Цели урока Слайд 10 | Личностные: ответственно относиться к учению; проявлять инициативупри выполнении заданий; Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлекают необходимую информацию для открытия нового понятия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные:контроль иоценка процесса и результатов деятельности. |
Организация восприятия и осознания нового материала. | Решаем задачи Работа с учебником. Смешанными числами называются числа, состоящие из целой и дробной частиЗаписывают в тетрадях. | Задача Слайд 13 Как поровну разделить 5 одинаковых яблок между тремя детьми? Сколько яблок получит каждый ребёнок? Работают в парах. взаимопроверка по слайду. Ответ: каждый ребенок получит по одному целому и 1/5 апельсина. Тогда Откройте учебник на странице42, прочитайте приведенные там определения. | ||
6. Первичное закрепление изученного (13 мин.) | Организует усвоение нового знания. Организует работу по выполнению упражнений с проговариванием во внешней речи. Осуществляет контроль за процессом решения задач | Отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради. Читают смешанные числа Самостоятельная работа | Запись смешанных чисел Слайд 14 (Учитель объясняет это на доске) 1) 2 – целая часть
Пример: (принято записывать короче) Обратите внимание! Дробная часть смешанного числа---правильная дробь. Прочитать смешанные числа Перевод из неправильной дроби в смешанное число Слайд 15-19 А встречались ли нам с вами неправильные дроби в начале урока? А как вы думаете, что с ними можно сделать? Чему мы должны научиться? Представим неправильную дробь
Что предлагаете? Делить столбиком. А как? К чему мы можем обратиться для уточнения своих предположений? На стр.43 показан способ выделения целой части из неправильной дроби, рассмотрите и выделите целую часть из . Тест 1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть: А) правильная дробь Б) неправильная дробь В) любой дробью
А) 2 Б) 7 В) 13
А) 505 Б) 5 В) 100 | Личностные: развитие самооценки Познавательные:совершенствование умения осуществлять сравнение, выявлять объект, подходящий под данное определение. Коммуникативные:уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные:планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7. Контроль и коррекция знаний (7 мин.) | Организует самостоятельную работу по закреплению изученного с последующей проверкой. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Организует работу в парах. Контролирует деятельность учащихся, при необходимости консультирует в появившихся вопросах. | Учатся применять полученные знания в процессе групповой работы. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. Параллельно 4 учащихся решают №769 у доски. | Работают в группах, заполняют таблицу проверка по слайду ОЦЕНКА (+), (--) (слайд 24) Проверяют правильность выполнения по слайду. Работа с учебником (если есть время) Решить пример №5.245, 5.246, 5.247 у доски. САМООЦЕНКА (+), (--) | Личностные:формирование позитивной самооценки Коммуникативные: умение работать в парах, группах, уважительно относиться к мнению других Регулятивные:умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы;осуществлять навыки взаимоконтроля в ситуации общения |
8. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) | Организует фиксирование нового содержания, самооценку учебной деятельности. Предлагает оценить свою деятельность с помощью смайла. | Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Оценивают свою учебную деятельность | Что вы нового узнали на уроке? Чему вы научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке и настроение, используя один из карточек: -Я все понял и мне было интересно -Я понял на уроке, но у меня есть вопросы -Я ничего не понял на уроке, мне было скучно (выставление оценок) 5-6 «+» оценка 5 3-4 «+» оценка 4 2 «+» оценка 3 0-1 «+» оценка 2 | Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причину успеха ( неуспеха) Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
9. Информация о домашнем задании (2 мин.) | Обеспечивает понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание | Выучить определения; П31 стр42-43 №5.270, 5.271, 5.272 УРОК СЕГОДНЯ ЗАВЕРШЕН НО КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: ПОЗНАНИЕ, УПОРСТВО, ТРУД К УСПЕХУ В ЖИЗНИ ПРИВЕДУТ! | Личностные:ответственное отношение к учению |
Лист самоконтроля
Ф.И. (учащегося) класс _____________________
Разбить числа на группы | Задача «Раздели яблоки» | Выделить целую часть | Заполнить таблицу | Самостоятельная работа | Дополнительное задание |
Задание выполнил верно « + »
Задание выполнил неверно « - »
7-8 «+» оценка 5
4-6 «+» оценка 4
3 «+» оценка 3
0-2 «+» оценка 2
Лист самоконтроля
Ф.И. (учащегося) класс _____________________
Разбить числа на группы | Задача «Раздели яблоки» | Выделить целую часть | Заполнить таблицу | Самостоятельная работа | Дополнительное задание |
Задание выполнил верно « + »
Задание выполнил неверно « - »
7-8 «+» оценка 5
4-6 «+» оценка 4
3 «+» оценка 3
0-2 «+» оценка 2
Лист самоконтроля
Ф.И. (учащегося) класс _____________________
Разбить числа на группы | Задача «Раздели яблоки» | Выделить целую часть | Заполнить таблицу | Самостоятельная работа | Дополнительное задание |
Задание выполнил верно « + »
Задание выполнил неверно « - »
7-8 «+» оценка 5
4-6 «+» оценка 4
3 «+» оценка 3
0-2 «+» оценка 2
Тест
1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть:
А) правильная дробь
Б) неправильная дробь
В) любой дробью
- В числе целая часть равна:
А) 2
Б) 7
В) 13
- Неправильная дробь записывается в виде смешанного числа как:
А) 505
Б) 5
В) 100
Работа в группе
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока математики в 5 классе
Тема урока: «Смешанные числа»
Базовый учебник:Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ / Виленкин/ 2025год
Цели урока: сформулировать правила записи смешанной дроби в виде неправильной и выделения целой части из неправильной дроби. Сформировать умение использовать эти правила при решении упражнений.
Задачи урока:
- образовательная- научить учащихся применять на конкретных примерах правила записи смешанной дроби в виде неправильной и выделения целой части из неправильной дроби;
- развивающая — развитие творческого и логического мышления, умения анализировать;
- воспитательная — воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи,привитие интереса к предмету.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: сформулировать правило записи смешанного числа в виде неправильной дроби и выделения целой части из неправильной дроби. Научиться применять эти правила при решении упражнений.
Метапредметные:
Коммуникативные: способствовать формированию научного мировоззрения.
Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований.
Личностные: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая (парная)
Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал, листы самооценивания.
Урок по данной теме первый в системе уроков по теме «Смешанные дроби»
В классе присутствовало ___ человек.
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся.
Класс средней активности, любознательный. Ребята были готовы к восприятию данной темы и имели достаточный запас знаний. В основном дети имеют хорошие вычислительные навыки. Все этапы урока были направлены на выполнение целей урока с учетом особенностей класса.
Выбранный тип урока соответствует его цели. Структура урока соответствовала его типу и дидактическим целям. Между этапами урока существовали взаимные связи, каждый последующий этап являлся продолжением предыдущего этапа. Применяемые методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, исследовательский. Стиль отношений с учащимися активно-положительный. Ученики на уроке работали все, были более активные и менее активные в своей работе, пассивно созерцающих не было. Во время урока большая нагрузка легла на плечи учащихся, учитель выступал в качестве координатора.
В ходе выполнения самостоятельной работы ребята получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов. По окончании работы, с помощью готовых решений на экране, учащиеся осуществляли самопроверку. Результаты проверки афишировались поднятием руки и оцениванием своей работы в листе самооценивания. Мною были созданы условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей самоопределения, самоутверждения, самооценки рефлексивных качеств.
На уроке я использовала современные образовательные технологии: проблемное обучение — на этапе мотивации учащихся, информационно-коммуникативные технологии — использование во время урока презентации, групповая ( взаимопомощь, взаимопроверка), здоровьесберегающая технология — физкультминутка.
На уроке удалось:
- решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочуствие;
- выполнить все планируемые задания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я умный! Я все знаю! Я все умею! Я буду стараться! У меня все получится!
Давайте вспомним: Представьте дроби в виде частного
Давайте вспомним: Представьте дроби в виде частного 1:2 3:4 6:5 15:8
Вычисли! (Устно)
36 6 1 2 5 ! ?
натуральные дробные 12 5 6 36
Что нового мы узнаем на уроке?
Смешанные числа
Чтение и запись чисел Определение Смешанные числа Цели урока Представление неправильных дробей в виде смешанных чисел
Какие числа называются смешанными? Как поровну разделить 5 одинаковых яблок между тремя детьми?
Какие числа называются смешанными? Как поровну разделить 5 одинаковых яблок между тремя детьми? 1 способ. Каждый получит яблока 2 способ. Каждый получит яблока
Запись смешанных чисел = Каждый ребёнок получит одно и тоже количество яблок. смешанное число, где целая часть, - дробная часть. 1 Прочитай смешанные числа, назови их целую и дробную части :
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: Разделить с остатком числитель на знаменатель ; п ример: дробь 23 5 20 3 4
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 2) неполное частное будет целой частью; 23 5 20 3 4 – целая часть пример: дробь
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 3) остаток дает числитель, а знаменатель остаётся прежним. п ример: дробь 4 23 5 20 3 – числитель дробной части 4 – целая часть
Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: 1) Разделить с остатком числитель на знаменатель; 2) неполное частное будет целой частью; 3) остаток дает числитель, а знаменатель остаётся прежним.
=
Тест 1. В записи смешанного числа дробная часть должна быть: А) правильная дробь Б) неправильная дробь В) любой дробью 2. В числе целая часть равна: А) 2 Б) 7 В) 13 3. Неправильная дробь записывается в виде смешанного числа как: А) 505 Б) 5 В) 100
Работа в группах
1. Запишите смешанные числа, у которых: а) Дробная часть , а целая часть 15. Самостоятельная работа 2. Выделите целую часть из неправильной дроби: а) а) целая часть 2, а дробная часть а) I вариант II вариант
Итоги уроки Что вы нового узнали на уроке? Чему вы научились на уроке? - Оцените свою деятельность на уроке и настроение, используя один из карточек ( выставление оценок) 5-6 «+» оценка 5 3-4 «+» оценка 4 2 «+» оценка 3 0-1 «+» оценка 2
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-игра по математике 5 класс "Натуральные числа. Арифметические действия над натуральными числами"
Урок в форме игры. Предназначен для повторения всез арифметических действий над натуральными числами. Из-за нетрадиционной игровой формы проведения заинтересовывает детей с различным уровнем подготовк...

Конспект урока математики "Правило умножения смешанного числа на натуральное число"
Данный ресурс содержит краткий конспект и презентацию к уроку математики в 6 классе. ...

Урок математики 5 класс "Степень числа. Квадрат и куб числа"
Урок математики 5 класс. Тип урока "открытие нового знания". Учащиеся знакомятся с понятиями: степень, квадрат и куб числа....
Урок математики по теме "Степень числа. Квадрат и куб числа", 5 класс
Технологическая карта урока, презентация к уроку...

Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число"
Конспект урока по математике 4 класс "Умножение числа на двузначное число" ...

Конспекты уроков по математике 5 класс Смешанные числа (уроки с первого по четвертый), урок по теме "Квадрат и куб числа"
Дданные конспекты уроков предназначены для уроков математики в 5 классе...

План - конспект урока Математика 5 класс «Модуль числа. Противоположные числа»
План - конспект урокаМатематика 5 класс (по учебнику Э.Г. Гельфман, О.В. Холодная, 2014)Тема урока: «Модуль числа. Противоположные числа»...


















