Статья "Формирование мотивации на уроках математики"
статья по математике (5 класс)
В статье описываются формы работы на уроке математики для формирования мотивации.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации на уроках математики
«Знание всегда стремится приумножиться,
это как огонь, который сначала нужно разжечь
от какого‑то внешнего источника, а потом
он будет распространяться сам по себе»
Сэмюэл Джонсон
Математика — фундаментальный предмет, играющий ключевую роль в развитии логического мышления, аналитических способностей и навыков решения практических задач. Она служит основой для освоения как технических, так и гуманитарных дисциплин, формируя когнитивный инструментарий, необходимый для успешной адаптации в современном мире. Однако, несмотря на неоспоримую значимость предмета, существует проблема низкой мотивации школьников на уроках математики.
Основные причины снижения интереса к предмету:
- страх ошибок и негативный предыдущий опыт;
- однообразие форм работы, преобладание рутинных упражнений без элементов игры, исследования;
- ограниченность наглядных материалов (сложные абстрактные понятия без опор на схемы, модели, реальные объекты труднее усваиваются);
- восприятие математики как «абстрактной науки», далекой от реальной жизни;
- дефицит обратной связи, когда ученики не получают чёткого понимания, что у них получается, а над чем нужно работать.
Для преодоления данных проблем нужно сформировать эффективные педагогические стратегии, направленные на формирование устойчивой познавательной мотивации. Важно развить у обучающихся внутреннюю потребность в познании, что позволит получить долгосрочный устойчивый результат.
Эффективное решение задачи мотивации требует междисциплинарного подхода, объединяющего достижения психологии, педагогики и методики преподавания математики. При грамотном подходе можно превратить уроки математики в пространство увлекательного поиска и интересных открытий.
Прежде всего нужно создавать безопасную среду, где ошибка — часть обучения. Важно, чтобы ученик не выпадал из учебного процесса при столкновениями со сложностями. Необходимо учить школьника анализировать свои ошибки, делать выводы, уметь сформулировать вопросы по тем аспектам темы, которые остались непонятыми. Тогда ученик не будет впадать в апатию, если что-то не получилось освоить сразу, и сможет сохранять стремление разобраться в материале. Нужно поддерживать это стремление, помогать ученику заметить его прогресс, давать установку на рост. В этом случае при совершении ошибки ученику будет интересно найти верное решение, заполнить пробелы в знаниях. Важно сопровождать в этом обучающихся. Положительный опыт в исправлении ошибок и освоении новых навыков будет формировать у обучающихся уверенность в собственных силах. Это важно для развития усидчивости, упорства, целеустремленности.
Обратная связь на действия обучающегося должна быть поддерживающей, четкой и понятной. Контроль деятельности обучающегося может быть разнообразным и включать взаимоконтроль и самоконтроль, чтобы приучать его к ответственности и самостоятельности.
Развитию самостоятельности в получении знаний способствуют участие в школьных научно-практических конференциях, участие в олимпиадах, внеклассные мероприятия по предмету. Эти виды деятельности дают ученику возможность в полной мере проявить свои способности.
Чтобы раскрыть потенциал обучающихся и закрепить полученные знания, ученикам могут быть предложены нестандартные задачи и задачи на сообразительность. Наиболее ценны задачи, раскрывающие прикладное значение математики. Важно рассказывать ученикам где в реальной жизни применяются те или иные математические знания, таким образом формируя математическую грамотность. Это поможет избежать формального заучивания и даст возможность выработать более глубокое и многогранное понимание темы.
Чтобы урок наилучшим образом запомнился и отложился в памяти, у обучающегося должен быть активизирован познавательный интерес. Этому способствует разнообразие форм работы на уроке.
Основные формы работы на уроке:
- Фронтальная. Все обучающиеся одновременно выполняют одинаковую работу под руководством учителя (объяснение новой темы, совместное решение задачи у доски).
- Индивидуальная. Каждый ученик получает персональное задание с учетом его уровня подготовки (работа с учебником, решение задач по карточке, выполнение теста, работа на образовательном сайте).
- Парная. Ученики работают в парах, помогая друг другу (взаимопроверка, совместное решение, подготовка ответа к устному опросу).
- Групповая. Класс делится на малые группы (совместный проект, мозговой штурм).
Нестандартные формы работы на уроке, которые делают урок более динамичным и вовлекающим:
- Соревнования (викторины, турниры)
- Игра (ребусы, кроссворды, викторины, математическая рыбалка)
- Импровизация (урок-путешествие, урок-сказка)
- Интеграция других предметов (исторические факты, стихи)
Также на уроке важно использовать наглядные материалы. Они помогают формировать абстрактные понятия через конкретные образы и действия. В этом помогают интерактивные средства обучения.
Таким образом, создание эффективной системы мотивации, обучающихся на уроках математики, требует от педагога постоянного совершенствования методики преподавания и использования инновационных подходов. Только при соблюдении этих условий возможно формирование устойчивого интереса к предмету и развитие математического мышления обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний
Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ
Применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измер...
"Методы мотивации на уроках математики"
Методы мотивации на уроках математики.Для успешного достижения целей на уроках надо совершенствовать формы организации учебной деятельности....

«Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской»
Конкурс «Мои инновации в образовании» «Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской» Номинация: Описание инновационной деятельности по актуальным пр...
Статья "Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики"
Статья содержит материал, каторый показывает как учащиеся учатся учиться и готовятся вступить во взрослую жизнь на уроках математики....

мотивация на уроках математики
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский...

Современные методы повышения мотивации на уроках математики
Презентация доклада на тему: "Современные методы повышения мотивации на уроках математики"...
