Статья "Социализация учащихся посредством мотивации на уроках математики"
статья по теме

Статья содержит материал, каторый показывает как учащиеся учатся учиться и готовятся вступить во взрослую жизнь на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sotsializatsiya_uchashch.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Николаевна Попова,

учитель математики,

МБОУ гимназия №1,г. Липецк, РФ

СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему активно и успешно действовать в современном обществе. А мотивация выступает побуждающим компонентом для этих активных действий.

Социализация – непрерывный и творческий процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в школьные годы, когда закладываются все человеческие ценности, усваиваются основные социальные нормы, формируется основа социального поведения.

Отличительная особенность новых ФГОС состоит в том, что их главной целью выступает развитие личности учащегося, включённого в различные виды деятельности.

Для формирования у учащихся качеств, позволяющих человеку быть успешным в современном мире, педагогу требуется использование в учебном процессе специальных методик, средств и приёмов, а так же мотивирование учащихся не только  на обучение, но и на всестороннее саморазвитие и самосовершенствование.

По словам великого германский педагога А. Дистервега, ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их; ему можно предложить эти знания, но овладеть ими он должен в результате собственной деятельности.

Но человек включается в такую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются личные мотивы для ее выполнения.

Каждый педагог должен знать интересы, желания, потребности, нужды детей, и тогда ему удастся создать мотивацию к их деятельности.

Одним из мотивов выступает практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания – ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Задача учителя: показать ученикам, что  знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

Эффективное формирование предметной мотивации учащихся может быть осуществлено в рамках специально организованного обучения математике, удовлетворяющего следующим требованиям: цели и содержание обучения соотнесены с потребностями, мотивами и интересами учащихся; характер используемых методов обучения соответствует уровню развития мотивационной сферы школьников; обеспечена возможность для проявления учащимися готовности к реализации творческого поиска.

Но общеизвестен мотивационный потенциал и самой математики, который заключается в её универсальности, применимости её методов во всех науках и сферах человеческой жизни.

Решение проблемы социализации учащихся осуществляю на уроках математики в следующих аспектах. Каждую тему начинаем с того, что выясняем её практическую применимость, обсуждаем, где и как этот материал может использоваться в повседневной жизни, а в некоторых случаях рассматривается вопрос использования учебного материала в будущем («полёт» детской фантазии).

Веду работу по формированию навыков и приёмов работы, обобщенного характера, которые возможно применять как на уроке, так и в жизни за пределами школы.

Учимся решать задачи и проблемы – изучаем освоение способов и приёмов проектной деятельности.

Учимся думать – проводим знакомство с основными операциями логического мышления, формирование навыков их осознанного использования в различных проблемных ситуациях.

Учимся работать с текстом – совершенствуем способы осознанного чтения, понимания прочитанного, умения соотносить задачу и рациональный способ чтения.

Учимся исследовать – осуществляем освоение способов и приёмов основных процедур исследовательской деятельности, прежде всего – постановки и доказательства гипотез.

Учимся работать вместе – осваиваем основные технологии совместного решения проблем, интеллектуального сотрудничества.

Учимся удобно учиться – знакомимся с индивидуальными особенностями когнитивных процессов, рассматриваем рациональные способы самоорганизации в учебной деятельности.

Учимся строить планы на будущее – формируем готовность к профессиональному и личностному самоопределению. [1, с. 13]

Для расширения возможностей можно сочетать урочные и внеурочные формы работы.

При работе с учащимися 10 – 11 классов, в которых математика не является профильным предметом, основой мотивации  служит не только успешное завершение учёбы в школе, сдача государственных экзаменов и поступление в ВУЗы, но и умение правильно вступить во взрослую жизнь.

При изучении математических наук в таких классах акцент делаю не на изучении довольно сложной теории, хотя и без неё не обойтись, а на «очеловечивании» математики, на её практическую направленность.

Математика учит логически мыслить, а значит, поможет оценить различные жизненные ситуации, сделать прогноз и принять верное решение. Математика учит проводить расчеты, но не сами по себе, а при решении жизненных ситуаций. Например, проводим расчёты для ремонта квартиры, правильного получения кредита или наиболее выгодного размещения личных средств на вкладах в банках. Математика позволяет разбираться в статистической информации, и мы рассматриваем статистические данные предоставляемые СМИ и находящиеся в сети Интернет.

Для таких классов математика не самоцель, а практическое руководство к действию, залог успешного продвижения вперед к намеченной в этой жизни цели.

Взаимоотношения со старшеклассниками на уроках и во внеурочной деятельности выстраиваю с учётом индивидуальных характеристик личности ученика, на основе социального партнёрства и творчества.

Опыт показывает, что при такой работе формируется интеллектуальная способность ученика к самостоятельному приобретению новых знаний, жизненных установок и готовности к дальнейшему самообразованию.

Для учащихся 5 – 6 классов ведущей деятельностью является – игровая, поэтому предоставляются возможности сочетать урочную форму с игровой на закрепление полученных знаний и развитие навыков их применения в различных ситуациях. Благодаря игре ребята получают возможность применить знания и навыки в конкретной деятельности, получить новый опыт общения и поведения. А значит, знания приобретают вкус и цвет жизни.

Список литературы

  1. Битянова М. Система развивающей работы школьного психолога // Школьный психолог. — 2004. — № 44. — С. 13 – 16.
  2. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике. М.: «Вербум-М», «Академия», 2003. – 432 с.
  3. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. –2002. –№2. –C. 42 – 45.
  4. Родионов М.А. Мотивация учения математике и пути ее формирования.  Саранск: Поволжск, 2001. – 252 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной мотивации на уроках математики с применением технологии полного усвоения знаний

Статья раскрывает сущность технологии "полного усвоения знаний" применительно к конкретным условиям в обучении математике...

ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Применение информационных технологий на уроках математики, дает возможность у учащихся развивать пространственное воображение, логическое мышление, овладеть практическими приемами геометрических измер...

"Методы мотивации на уроках математики"

Методы мотивации на уроках математики.Для успешного достижения целей на уроках надо совершенствовать формы организации учебной деятельности....

«Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской»

Конкурс «Мои инновации в образовании» «Повышение мотивации на уроках математики с использованием краеведческого материала земли Вятской» Номинация: Описание инновационной деятельности по актуальным пр...

Мастер-класс «Развитие интеллектуальных и творческих способностей посредством использования на уроках математики исследовательского метода»

Цели мастер-класса: Показать методические приемы и элементы технологии исследовательской деятельности учащихся на уроках математики...

Программа и описание опыта работы по теме "Развитие творческих способностей учащихся посредством театрализации на уроках литературы"

Программа развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся составлена для работы с учащимися 10-11 классов. В  публикации дается описание опыта работы учителя русского языка и литерат...

Развитие познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках математики посредством использования современных образовательных технологий.

Методологической основой Образовательного Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологичес...