Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
методическая разработка по математике (5 класс)

Выступление на педсовете и ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx37.89 КБ
Файл prezentatsiya.pptx500.26 КБ

Предварительный просмотр:

     

Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

                                                       Выступление подготовила

                                                       учитель математики

 МБОУ школы №17

Мартынова В.И.

                                                       

                                                               

                                   « Новый мир имеет новые условия и требует

                                                      новых действий.»

                                                      Н.Рерих.

   Каждый из нас, кто отдал школе не один десяток лет и кто только начинает работать , задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по-своему.

   Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы. И современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельного учиться и многократно переучиваться в течении жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Большие возможности для этого представляет освоение универсальных учебных действий.

  Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

  В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 Для дальнейшего успешного обучения у учащихся должны быть сформированы четыре основных вида УУД.

                                                                                   

ЦЕЛЬЮ образования становиться общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

ЗАДАЧЕЙ современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способствовать к саморазвитию и самосовершенствованию.

  Личностные УУД – система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные УУД выражаются формулами «Я природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «собеседник» и др.)

  Регулятивные  УУД – отражают способность обучающего строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты ( цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

  Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

  Коммуникативные УУД – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеурочных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

                  Актуальность современного образования

  В настоящее время, в век компьютеров и новых технологий, для достижения результатов, важно, в первую очередь, инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

  И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образованном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

                       Основные функции УУД

                               

     Каждый урок с УУД

                                      Умение решать задачи –

 такое же    практическое искусство,

 как умение плавать и бегать.

                 Ему можно научиться только путем

 подражания и упражнения.  

                                                                           Д. Пойа.

                                 Примеры заданий.

                         Математика 5 класс

Содержание учебной деятельности

                   Л и ч н о с т н ы е   У У Д

Рублика ищем информацию.

1.а) Известно, что цифры 0,1,2,3,…, которые мы

используем в вычислениях, называют арабскими, но придумали их не арабы.

Кто придумал эти цифры?

б) Почему цифры 0,1,2,3,…, называют арабскими?

2.ΧΧΙΙ Олимпийских играх в Москве (1980г.) спортсмены СССР получили 195 медалей, из них 126 золотых и бронзовых,146 золотых и серебряных. Сколько золотых, серебряных и бронзовых медалей в отдельности получили спортсмены СССР?

                  Р е г у л я т и в н ы е  У У Д

1. Из нескольких монет только одна фальшивая – она легче остальных. Как с помощью чашечных весов без гирь определить фальшивую монету:

а) за одно взвешивание, если монет 3;

б) за два взвешивания, если монет 9;

в) за три взвешивания, если монет 27?

 2. Тест «Найди ошибку»

Тема « Свойства вычитания натуральных чисел»

  1. 45-(25+17)=37
  2. 90-67=23
  3. 764-(264+40)=460
  4. 301-(20+20)=120
  5. 56-36-7=13
  6. (200+67)-100=33
  7. 1200-1100-40=1060
  8. 32+13-5=40
  9. 56+8+12-26=50
  10. 75-31-9+15=50

                   П о з н а в а т е л ь н ы е  У У Д

1. Найди выражения, значения которых равны:

(128+57) · 36; 43 · 25 + 62 · 25; (1355-955) · 68;

(43+62) · 25; 1355 · 68 - 955 · 68; 128 · 36 + 57 · 36.

Объясни, как ты их искал?

а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения;

б) Запиши это свойство в виде равенства;

в) Сравни свою запись с такой:

   (  a + b) · c = a · c +b · c.

Сделай вывод.

2. Докажите, что сумма всех чисел магического квадрата 3x3 делится на 3.

                 К о м м у н и к а т и в н ы е  У У Д

1. Групповая работа- класс делится на группы по 4-5 человек. Задание- составить кроссворд по теме «Квадрат и прямоугольник». Далее группы обмениваются кроссвордами и решают работа какой группы наиболее полно и интересно отразила понятия данной темы.

2. Ролевые игры. Например «Угадай, кто это?»

Каждый из участников записывает на листе бумаги свою характеристику учебной деятельности, не указывая в ней внешние данные. Ведущий зачитывает характеристики. Все угадывают, чьи они. Затем характеристики дополняются другими учащимися.

Патриотическое воспитание, отношение к историческим ценностям; формирование интереса к истории страны, уважение к ценностям культур других народов.

Составление плана и последовательности действий; волевому усилию в преодолении препятствий.

Обнаружить ошибку и сформулировать учебную проблему, составить план выполнения работы.

Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей знаково-символическое моделирование.

Общеучебные действия: поиск и выделение информации

Логические действия:

построение логической цепи рассуждений.

Действия постановки и решения проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Учиться познавать себя через восприятия других.

                                       

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий

Личностные УУД.

  •   Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
  •   В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
  •   Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные  психологической диагностики.
  •   Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Регулятивные УУД
  •   Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
  •   Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
  •   Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.

 Познавательные УУД

  •  Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала).
  •  Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
  •   Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
  •   Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД

  •  Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста.
  •   Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
  •   Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять.
  •   Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, ихинтересы, особенности развити

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

сформированности ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

сформированности коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в общественно полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласия позиций и учета интересов, слушать партнера, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

О самом

Универсальные учебные действия (УУД) – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Список использованной литературы.

  1. Асмолов ,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Формирование УУД в основной школе. ― М .:  Просвещение,2010.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект./ Под ред. А.М. Кондакова,А.А. Кузнецова.―М.:Просвещение,2009.
  3. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы /Под ред. В.Д. Шадрикова.―М.: Гардарики,2002.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект.―М.: Просвещение,2010.(Стандарты второго поколения)
  5. Учебник Математика 5 класс. Никольский С.М.―М.: Просвещение 2013.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Великая цель образования – это не знания , а действия» Герберт Спенсер. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики в 5 классе.

Слайд 2

«Нужно, чтобы дети, по возможности учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д.Ушинский .

Слайд 3

Задача современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», т. е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Слайд 4

УУД определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Слайд 5

Познавательные универсальные учебные действия–это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Слайд 6

Познавательные УУД включают общеучебные действия логические действия действия постановки и решения проблем

Слайд 7

К общеучебным УУД относятся построение устных и письменных высказываний, смысловое чтение, работа с информацией, целеполагание , структурирование знаний, создание алгоритмов деятельности, выбор эффективных способов решений. К логическим УУД относятся формирование понятий, построение логической цепи решение, сравнение, анализ и синтез. В постановку и решение проблем входят формулирование проблемы и создание способов решения проблем.

Слайд 8

Виды заданий «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» упорядочивание «цепочки» «хитроумные решения» составление схем-опор работа с разными видами таблиц составление и распознавание диаграмм

Слайд 9

П о з н а в а т е л ь н ы е У У Д Содержание учебной деятельности 1. Найди выражения, значения которых равны: (128+57) · 36; 43 · 25 + 62 · 25; (1355-955) · 68; (43+62) · 25; 1355 · 68 - 955 · 68; 128 · 36 + 57 · 36. Объясни, как ты их искал? а) Назови математическое свойство, на основании которого равны эти выражения; б) Запиши это свойство в виде равенства; в) Сравни свою запись с такой: ( a + b ) · c = a · c + b · c . Сделай вывод. 2. (№190) Замените звёздочки числами так, чтобы сумма любых трёх соседних чисел была равна 20: 7, *,*,*,*,*,*,9. Поиск и выделение необходимой информации; анализ с целью выделения общих признаков; синтез, как составление целого из частей знаково-символическое моделирование. Общеучебные действия: поиск и выделение информации Логические действия: построение логической цепи рассуждений.

Слайд 10

По учебнику А.Г.Мерзляк можно рассматривать такие задачи, в которых устанавливаются причинно – следственные связи, строятся логические рассуждения, делается вывод. №519 Среди купленных конвертов 18 оказались розового цвета, а 12 конвертов были с марками. Кроме того, среди розовых конвертов 8 было с марками. Сколько всего купили конвертов, если они были либо розовые , либо с маркой? В РТ №95 Какой из знаков, «+» или «-», стоит в выражении 143-140+137-134+......-2+1 перед числом: 1) 99; 2) 96?

Слайд 11

Математика 5 класс Содержание учебной деятельности №273. 1) Оксана задумала число. Если к этому числу прибавить 43 и полученную сумму вычесть из числа 96, то получим число 25. Какое число задумала Оксана? 2) У Буратино было 74 сольдо. После того как он купил себе учебники для школы, папа Карло дал ему 25 сольдо. Тогда у Буратино стало 68 сольдо. Сколько сольдо потратил Буратино на учебники? Общеучебные универсальные действия: моделирование; преобразование объекта в модель; Универсальные логические действия: построение логической цепи рассуждений; синтез как составление целого из частей; Познавательные выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Слайд 12

В три магазина привезли 3840 кг. масла. После того как первый магазин продал 568 кг, второй- 624 кг и третий- 401 кг, масла осталось во всех магазинах поровну. Сколько кг. масла получил каждый магазин?

Слайд 13

3840 кг 1 магазин - ? 2 магазин - ? 3 магазин - ? Продано 568 кг 624 кг 401 кг Осталось ? ? ? Пусть во всех магазинах осталось х кг. масла. Тогда (568+х+624+х+401+х) кг. масла в трёх магазинах или 3840 кг. 568+х+624+х+401+х = 3840, 3х + 1593 = 3840, х=749. 749 кг. масла осталось во всех магазинах. Теперь нужно найти: сколько кг масла привезли в каждый магазин? 1 магазин: 568+749= 1317( кг) 2 магазин: 624+749= 1373( кг) 3 магазин: 401+749=1150(кг) Ответ: 1317 кг, 1373 кг, 1150 кг .

Слайд 14

Содержание учебной деятельности Найти правило размещения чисел в полукругах и вставь недостающие числа. Логические действия: построение логической цепи рассуждений; Общеучебные действия: поиск и выделение информации; формирование умения выделять закономерность .

Слайд 16

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий Если вы хотите, чтобы дети усвоили материал по вашему предмету, научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) – пример – значение материала). Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Слайд 17

Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Ка...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе

Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Презентация: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики....

Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....

Презентация"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"

Презентация выступления по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики" ...

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»

Перемены, происходящие в современном обществе требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потре...