Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
статья по теме

Щербинова Наталья Николаевна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного  процесса     Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_na_urokah_matematiki.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

     Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного  процесса.

     Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД  создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е.
 способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. 
    В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его
 способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.  
    В основе концепции УУД лежит
системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
     Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
•действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него;
•действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
     Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
•планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
•прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
•коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
•волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.
     Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
•общеучебные,
•логические,
•действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
•поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
•структурирование знаний;
•осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
•рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
•постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
•моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
•преобразование модели с целью выявления общих законов,  определяющих данную предметную область.
Универсальные логические действия включают в себя:
•анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
•синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
•выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
•подведение под понятия, выведение следствий;
•установление причинно-следственных связей,  
•построение логической цепи рассуждений,
•доказательство;
•выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблем это:
•формулирование проблемы;
•самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
     Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Виды коммуникативных действий:        
•планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
•постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
•разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
•управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
•умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
    Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
•как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
•какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
•какие методы и средства обучения выбрать;
•как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
•как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
   
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
   Поэтому для того  чтобы сформировать у учащихся любое УУД в образовательной системе предложен следующий путь,  который проходит каждый ученик:
•вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;
•основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;
•далее изученное УУД включается в практику учения на уроке, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;
•в завершение организуется контроль уровня сформированности  этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Пример.
Формирование  универсальных учебных действий на одном из уроков  геометрии в 9 классе по теме «Решение треугольников».
Цель  урока: изучить алгоритм «Решение треугольников», ознакомиться с примерами решения различных типов задач  по данной теме, научить применять полученные знания для решения практических задач.
Задачи:
Обучающие:
•формирование первоначальных представлений о решении треугольников;
•приобретение опыта применения теоремы синусов и косинусов для решения треугольников.
Развивающие:
•умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение  и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы  для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, ПК
Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Время

1

Организа-ционный момент

Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме

2 мин

2

Актуали-зация знаний

Презентация «Теорема косинусов».ЭОР информацион-ного типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике»,

Задаёт вопросы,  комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока

Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство

5мин

3

Постано-вка целей урока

ЭОР практического типа «Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике»,

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Целеполагание, подведение под понятия

3 мин

4

Новый материал

Презентация «Решение треугольни-ков». ЭОР практического типа Воспроизведение на экране

Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников

Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя

Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

7 мин

5

Первичная проверка знаний

ЭОР контрольного типа. Воспроизведение на экране

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы модуля. Решают поставленные задачи

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей

3 мин

6

Закрепление знаний

ЭОР контрольного типа. Выполнение теста на компьютере  в программе Excel

Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения

Отвечают на вопросы модуля. Решение записывают в тетрадь. Выполняют тест на компьютере  в программе Excel

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

18 мин

7

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Авторская презентация

Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу, имеющуюся на слайде презентации. Поясняет  домашнее задание

Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание

Анализ и синтез, рефлексия способов  и условий действия

2 мин

Приложение к плану-конспекту урока
«Решение треугольников»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике

Информационный модуль

Видеофрагменты

http://www.fcior.edu.ru/card/6067/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html

2

Теорема косинусов

Мультимедиа

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5bcf61db-629d-4ef6-967c-abe3f9b60fcd/view/

3

Решение треугольников

Мультимедиа

Презентация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d95748b7-adb9-4167-ad92-8d6144207eb9/view/

4

Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике

Практический модуль

Видеофрагменты

http://www.fcior.edu.ru/card/12744/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html

5

Решение треугольников. Метрические соотношения в треугольнике

Видеофрагменты

http://www.fcior.edu.ru/card/11810/reshenie-treugolnikov-metricheskie-sootnosheniya-v-treugolnike.html

6

Тест к уроку

Интерактивное задание

Тест

http://schools.keldysh.ru/bb-12/test.zip


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в средней школе

Материал представляет собой выступление на ШМО учителей математики и информатики...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Презентация: Формирование универсальных учебных действий на уроках математики....

Задания на формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Формирование УУД на уроках математики, как основа образовательного процесса. Работа с текстом....

Презентация"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики"

Презентация выступления по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики" ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики.

формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эфф...

Роль рефлексии в формировании универсальных учебных действий на уроках математики

В связи с изменением в образовании, связанным с введением системно – деятельностного подхода, рефлексия становится необходимой частью образовательного процесса. Способность человека к рефлексии дает е...

"Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе"

Статья о формировании ууд на уроках математики в 5 классах в условиях ФГОС....