конспект открытого урока математики. 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок изучения нового материала по теме "Правильные и неправильные дроби".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 201 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
по теме «Правильные и неправильные дроби»
Учитель: Будаева Ц.Х.МБОУ «Курумканская СОШ№2»
Предмет: математика. Класс:5 класс.
Тема: Правильные и неправильные дроби.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: в парах, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Методы обучения:
По источникам знаний: словесные, наглядные. Относительно характера познавательной деятельности: практические.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Н.Я. Виленкин и др. 5 класс. М.: Просвещение, 2023г.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
Педагогические задачи:
Обучающая: научить распознавать дроби правильные и неправильные
Развивающая: развивать внимание, познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность при работе с текстами и записями примеров с правильными и неправильными дробями.
Планируемые результаты: Знать какая дробь называется правильной, а какая неправильной; уметь распознавать правильные и неправильные дроби.
Формируемые УУД:
Познавательные: уметь делать выводы, формировать навык распознания правильных и неправильных дробей; применять полученные знания при решении задач.
Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре и индивидуально, определять цель учебного занятия, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать достижения свои и одноклассников.
Личностные УУД: развить навыки самоорганизации, учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении личностной значимости.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определяют тему, цель урока;
-выводят правило для распознавания правильных и неправильных дробей;
- работают с текстом учебника;
-отвечают на вопросы;
-решают самостоятельно задачи;
-оценивают себя и товарища;
-выполняют рефлексию.
Структура урока
- Организационный этап и мотивация
- Актуализация опорных знаний – устная работа, с помощью которой ведется повторение основных фактов, ведущих идей и основных теорий на основе систематизации знаний с последующей постановкой целей и задач
- Изучение нового материала
- Физкультминутка
- Закрепление нового знания
- Первичный контроль и взаимопроверка
- Подведение итогов урока
- Рефлексия
- Домашнее задание
Урок «Правильные и неправильные дроби» (5 класс)
Методические комментарии. На изучение темы «Правильные и неправильные дроби» в 5 классе отводится 1 час. Понятия правильной и неправильной дроби включают в себя определения и свойства (возможно также изучение признаков) и представляют собой компактную модель математического понятия. Небольшой объем и невысокая сложность материала позволяют уложить в отведенные рамки не только традиционное содержание темы, но и довольно обширный методологический компонент содержания. Это создает предпосылки для знакомства на доступном для пятиклассников уровне с процессом возникновения и развития понятия в математике.
Усвоение методологических знаний на предлагаемом уроке идет по нескольким направлениям:
- знакомство с различными видами математических предложений (определение, гипотеза) и их ролью в решении задач и изучении теории;
- осознание содержания понятия как совокупности взаимосвязанных
фактов, отраженных в определении, свойствах и признаках; - знакомство с методом познания – классификация.
Конспект урока
Ход урока
Приветствие: здравствуйте, дети, уважаемые коллеги. Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, поздороваемся (повернулись лицом)
Мотивационно-ориентировочная часть
- Эмблемой нашего урока пусть будет этот орешек знаний (у детей на бейджиках рисунок закрытого орешка).
Орешек знаний тверд,
Но все же, мы не привыкли отступать.
Чтоб расколоть его сегодня
Мы будем истину искать!
Организационный момент
1. Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся
|
в жизни нам приходится делить целое на части (выполняют задания устно и у доски) |
1. на доске записаны дроби: ; ; ; ; . Очень внимательно посмотрели на дроби (затем закрываю запись).
Вопросы: Назовите числитель, знаменатель 2,4…дроби. Что показывает числитель и знаменатель дроби?
2. Запишите дробью: арбуз разрезали на 16 равных частей, за обедом съели 7
таких долек. Какую часть арбуза съели за обедом? Какая часть арбуза осталась?
3. Как записать 1 в виде дроби с числителем 3? со знаменателем 4? с произвольным знаменателем?
4. Сравните дроби: и ; и ; и
Какие дроби мы умеем сравнивать? Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? Сформулируем правило
2. Создание проблемной ситуации, мотивация.
(сравнение последней пары вызывает у учащихся затруднения)
|
|
3. Постановка учебной задачи (цели) урока.
-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? | - Будем учиться сравнивать дроби с разными знаменателями. |
- ребята, чтобы научиться сравнивать дроби с разными знаменателями, нам надо изучить числа, похожие на предложенные дроби, выяснить их свойства, дать им названия, а затем использовать их для решения задачи. Принимаете предложение? Как же сформулировать нам цель работы на уроке? (фиксирует предложенные варианты на доске)
| - Изучить дроби, похожие на дроби из последней пары. - Изучить дроби с разными знаменателями |
- Вижу, что сейчас нам сложно сформулировать цель урока, давайте тему урока и его цель запишем позже, когда сможем более четко охарактеризовать эти дроби. | . телями. |
II. Операционно-познавательная часть
- Выделение существенных свойств понятия.
(включить слайд1)
На доске записаны дроби: | Сравните числитель, и знаменатель каждой дроби. |
Добавьте к ним дроби и и разбейте все дроби на группы так, чтобы эти дроби оказались в разных группах. Можете работать в парах. | (работают индивидуально или в парах 2-3 минуты) |
- Как вы разделили дроби на группы? ( рассказывают, защищают свои выводы, читают дроби). На этом этапе оценивают друг друга. | I группа: ; ;; ;;; . II группа: ; ; . III группа: ; ;; ;. |
| |
Поясните, по какому принципу мы произвели разбиение на классы. Каково было основание классификации? | - В первую группу собраны дроби, которые имеют числитель меньше знаменателя, у дробей второй группы числитель равен знаменателю, в третьей группе - дроби, числитель которых больше знаменателя. |
-. Их называют свойствами для каждой группы, а каждая группа имеет собственное название: дроби первой группы называют правильными, второй и третьей групп - неправильными. Думаю, что теперь мы можем записать тему урока и уточнить его цель. Принимаю ваши предложения. - Какова будет цель нашего урока? - Слова – опоры помогут вам сформулировать цель.(слайд2) - Познакомиться с понятиями… - Определить отличия… - расширить знания… - Итак, мы распределили дроби на группы и дали им названия. Дайте свои определения правильным и неправильным дробям. Где же мы можем узнать, правы ли мы? Откройте учебник на стр. 26. Сравните свои определения с определениями в учебнике, расскажите друг другу. Всё верно? Молодцы! Физкульминутка – отложили ручки, тетради, посмотрели друг на друга, похлопали и поехали дальше. | (делают соответствующие записи на доске и в тетрадях). - Тема «Правильные и неправильные дроби». Цель урока - изучить правильные и неправильные дроби. Цель: - познакомиться с понятиями правильная и неправильная дробь; - определить отличие правильной дроби от неправильной; - расширить знания об обыкновенных дробях |
4. Выведение следствий из определения.
Но это ещё не всё, чем полезны определения. Сейчас мы в этом убедимся. Для этого обратимся к числовому лучу (на интерактивной доске рисунок) | |
- Назовите точки, которые лежат левее единицы. | Точки А и В лежат левее единицы. |
- Какими дробями являются координаты этих точек? | Координаты этих точек - правильные дроби. |
- Сравните их координаты с единицей. | Их координаты меньше единицы, так как они лежат левее. |
- Какой вывод можно сделать? Сравните правильную дробь с единицей. | Любая правильная дробь меньше единицы. |
- Как расположена дробь 3/3 на координатном луче по отношению к единице? | Дробь 3/3 совпадает с единицей, значит она равна единице. |
- Какой дробью является координата точки С? | - Координата точки С - неправильная дробь. |
- Назовите точки, которые лежат правее единицы? | - Точки D и Е лежат правее единицы. |
- Какими дробями являются координаты этих точек? | - Координаты этих точек - неправильные дроби. |
- Сравните их координаты с единицей. | - Их координаты больше 1, так как они лежат правее. |
- Какой общий вывод можно сделать? | - Любая неправильная дробь больше или равна 1. |
- А теперь сравните между собой правильную и неправильную дроби. Какой вывод можно сделать?
| Любая правильная дробь меньше любой неправильной дроби. |
- Те предложения, которые вы только что сформулировали в математике, называют гипотезами. Как вы получили эти гипотезы?
| - мы сравнили несколько правильных дробей с 1, увидели, что все они меньше 1 и сформулировали свойство для дробей (аналогично для неправильных дробей). |
- Данные гипотезы являются свойствами правильных и неправильных дробей. Выдвинутые гипотезы в математике проверяют путём доказательства. Со схемой и сущностью доказательства мы познакомимся при изучении геометрии в 7 классе. -Что нового вы узнали на данном этапе урока? |
Свойства правильных и неправильных дробей |
5.Применение первичное
-Предлагаю вам проверить , как вы усвоили правила, выполнив задания из учебника с комментированием у доски:
Для проверки усвоения правил двое работают у доски, остальные тетради( делают выводы)
№134
№135
- не забываем про оценки на полях тетради (самопроверка)
6. Проверка качества усвоения знаний
-А сейчас, ребята, предлагаю вам небольшой тест, для проверки того, как вы усвоили тему сегодняшнего урока.
-Прочитайте задания. Задайте вопросы, если они возникли. Вопросов нет, приступайте к заданию. Время выполнения 5 мин.
Закончили работу. Взяли карандаш и выполним самопроверку правильности решения по образцу. (Ответы на слайде).
Оцените свою работу:
Если вы получили 9-10 «+», то вы получаете за это задание отметку «5». Если вы получили 6-8 «+», то вы получаете за это задание отметку «4».
Те, у кого менее 5 «+», сегодня отметки не получает. У вас есть возможность повысить свою отметку на следующем уроке.
III. Рефлексивно – оценочная часть
Подведение итогов
- Итак, давайте подведём итог нашего урока. - Какая была цель урока? - Чему учились на уроке? (Возвращаемся к началу урока) – (к орешку) - теперь, сможем разрешить нашу проблему? Сравните дроби и - Удалось «расколоть» орешек? (после ответов получают новую эмблему – рисунок с раскрытым орешком)
- оценивание - домашнее задание: Придумать 5-10 примеров правильных и неправильных дробей Выполнить № 157, 151 - дополнительно Домашнее задание комментируется. - спасибо за урок! | |
. | |
|
|
Самоанализ урока.
Тема урока. Правильные и неправильные дроби. (Математика: Учеб. для 5 кл. сред. Шк./Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, СИ. Шварцбурд. - М: Просвещение. - пункт 25)
Тип урока. Урок изучения нового.
Цели урока.
В совместной деятельности с учащимися
1) Выявить содержание понятий правильной и неправильной дроби, используя методы классификации, аналогии, индукции и дедукции;
2) Смоделировать путь познания в математической науке на примере изучения понятий правильной и неправильной дроби.
Диагностируемые цели
Обучающие цели урока обеспечивают усвоение темы урока на уровне знания, понимания, применения.
В результате изучения темы урока ученик:
- знает и формулирует определения и свойства правильных и неправильных дробей;
- умеет использовать определение для выбора правильных (неправильных) дробей из числа предложенных;
- умеет приводить примеры и контрпримеры правильных и неправильных дробей;
- умеет сравнивать правильные (неправильные) дроби с 1, правильную дробь с неправильной;
- имеет представление о строении родовидовых определений;
- знает о роли определений в математике, выделяет основные типы задач,
решаемых на основе определений (приведение примеров и узнавание); - умеет применять определения правильной и неправильной дроби к решению практических задач;
- выводит следствия из условия принадлежности объекта к данному понятию;
- указывает для решения каких задач можно использовать данное определение;
- составляет дидактические задачи на применение определения;
- различает определение правильной и неправильной дробей при обосновании хода решения задач;
- имеет представление о классификации как о приеме познания математических закономерностей.
Развивающие цели:
- Развивать познавательный интерес учащегося;
- Формировать вычислительную культуру учащихся;
- Развивать логическое мышление, то есть формировать умение наблюдать, выявлять закономерности, сравнивать и сопоставлять, проводить дедуктивные умозаключения.
Воспитательные цели:
- Ученик осознанно перерабатывает полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме;
- Ученик формирует умения, организующие деятельность: постановка цели, и задачи, определение способов их реализации, планирование своих действий, реализующие действия и проверка результатов;
- Ученик развивает самостоятельность и добросовестность.
Структура урока.
I. Мотивационно-ориентировочная часть.
- Актуализация имеющихся знаний и умений учащихся.
- Создание проблемной ситуации, мотивация.
- Постановка учебной задачи (цели) урока.
П. Операционно-познавательная часть
(Содержательная часть).
- Выделение существенных свойств понятия.
- Моделирование определения.
- Осознание определения и способов его получения.
- Выведение следствий из определения.
- Применение.
III. Рефлексивно-оценочная часть.
- Подведение итогов урока.
- Самооценка деятельности на уроке.
- Постановка домашнего задания.
Основная цель мотивационно – ориентировочной части заключается в формировании у школьников смысла предстоящей деятельности, потребности у него в изучении нового учебного материала. Эта часть состоит из трёх связанных между собой этапов. Актуализация включает повторение тех опорных знаний, которые ведут непосредственно к новой учебной задаче. Опорным материалом для этого урока являются:1) знание понятий числитель и знаменатель дроби, правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, определение понятий координатного луча и координаты точки на координатном луче, правило сравнения чисел с помощью координатного луча 2)умение отмечать точки с заданными координатами на координатном луче и определять координаты точек, заданных на координатном луче, умение сравнивать числа с помощью координатного луча.
Тема «Правильные и неправильные дроби» лежит в основе изучения последующей темы «Смешанные числа». Актуализация имеющихся у учащихся знаний, умений и навыков осуществляется в ходе фронтальной работы. На этом же этапе урока создаётся проблемная ситуация для подготовки учащихся к усвоению нового материала, когда учащийся не может воспользоваться правилом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, требуется искать другой способ сравнения этих дробей. Этап актуализации плавно переходит в этап мотивации. Цель этапов актуализации и мотивации в том, чтобы у ученика появилась потребность, желание и уверенность в своих силах. Этап мотивации заканчивается постановкой учебной задачи и планированием решения проблемной ситуации..
- Содержательная часть направлена на организацию деятельности учащихся, непосредственно связанной с решением учебной задачи. На этом этапе излагаются новые знания и способы действия, также здесь дети знакомятся с методологическим компонентом содержания математического образования, здесь впервые вводится на доступном учащимся уровне понятие определения, выделяются основные типы задач, решаемые на основе определений, формируется представление учащихся о классификации как о приеме познания математических закономерностей, вводится понятие гипотезы. На этом этапе у учащихся развиваются такие мыслительные операции, как: умение рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Определение понятий правильной и неправильной дроби даётся через род и видовые отличия.
Правильной дробью называют: 1)дробь - род 2)числитель, которой меньше знаменателя - видовое отличие | Неправильной дробью называют: 1) дробь- род 2)числитель которой больше ее знаменателя или 3)равен знаменателю - видовое отличие |
Видовые отличия задаются перечислением некоторого набора свойств. В ходе фронтальной работы с учащимися раскрывается роль определений в математике и выделяются типы задач, которые решаются на основе определений: подведение объекта под понятие, выведение следствий из условия принадлежности объекта к данному понятию. Далее в ходе фронтальной и индивидуальной работы учащихся осуществляется решение практических задач на основе применения определений понятий правильной и неправильной дроби. Затем учащиеся , используя правило сравнения дробей с помощью координатного луча, самостоятельно «открывают» и формулируют свойства правильных и неправильных дробей. Здесь осуществляется самостоятельная творческая, поисковая деятельность учащихся. Поэтому тип обучения на уроке проблемно – развивающий.
Большое значение имеет рефлексивно – оценочная часть. Её основная цель – осмысление проведённой учащимися математической деятельности, связанной с получением новых знаний. Подведение итогов урока осуществляется с помощью систематизирующей схемы, отражающей основные этапы и результаты данного урока.
На данном уроке была использована технология развития критического мышления- приём «фишбоун»(рыбный скелет). Стратегия «фишбоун» позволяет учащимся выявить причинно-следственные связи между новыми понятиями и способами их применения. Помимо этого данная схема позволяет систематизировать полученные знания, умения и навыки, понять их взаимосвязь.
На уроке использовались методы:
- Словесный – при формировании теоретических и практических знаний.
- Наглядный – для развития наблюдательности и повышения внимания.
- Репродуктивный – для формирования ЗУН, когда учащиеся готовы к проблемному изучению темы.
- Проблемно-поисковый – для развития самостоятельности мышления, материал не сложный, учащиеся готовы к проблемному изучению материала.
При планировании данного урока были учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Данный урок был проведён в одном из наиболее сильных классов, так как он включает в себя не только теоретический и практический материал, но и довольно обширный методологический компонент содержания. Это создаёт предпосылки для знакомства на доступном для пятиклассников уровне с процессом возникновения и развития понятия в математике.
Урок по теме «Правильные и неправильные дроби» является 11 уроком в главе «Дробные числа». Основная цель данной главы - выработать умение читать, записывать, сравнивать, выполнять основные арифметические действия с обыкновенными дробями. Определения понятия правильной и неправильной дроби на уроке вводится на основе общенаучных эмпирических методов научного познания таких, как: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, конкретизация и систематизация. К открытию нового знания ученик приходит самостоятельно в процессе поисковой деятельности, он сам формулирует индуктивные умозаключения на основе использования общенаучных эмпирических методов научного познания. В основу урока заложен метод проблемного обучения, который направлен на самостоятельный поиск учащихся новых понятий и способов действия, предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая которые, они под руководством учителя усваивают новые знания. Метод проблемного обучения обеспечивает особый способ мышления, оно становится гибким и творческим. Цикл проблемного обучения на данном уроке можно представить в виде следующей схемы:
Возникновение сущности затруднения
Осознания сущности затруднения
Выделение учебной проблемы
Выдвижение гипотезы её решения
Поиск способа решения
Решение
Выводы
Я считаю, что все поставленные задачи на уроке удалось реализовать. Урок цели достиг. Содержание заданий соответствует целям каждого этапа. На уроке были использованы как репродуктивный, так и проблемный типы метода обучения, которые позволяют учащимся самостоятельно открывать и формулировать определения и свойства правильных и неправильных дробей. На первых этапах отрабатывается умение действовать по образцу, а затем данное умение формируется в навык, когда учащиеся уже выполняют действие на подсознательном уровне. Все учащиеся на уроке были включены в активную деятельность. На этапе контроля усвоения знаний вопросы и задания соответствовали целям урока. На следующем уроке по данной теме следует организовать работу, направленную на отработку знаний, умений, навыков в процессе решения различного типа задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, конспект открытого урока математики в 9 классе "Умножение и деление целых чисел на трёхзначное число в пределах 1 000 000"
Урок выработки практических умений. Презентация, конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида,работающими по учебнику Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика...

Конспект открытого урока математики во 2 классе для детей со сложной структурой дефекта "Число 0 как компонент сложения"
Данный урок представлен в системе уроков по формированию у учащихся навыков сложения и вычитания однозначных чисел, когда компонентом сложения является число 0...
Конспект открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби. Повторение".
Конспект открытого урока математики в 5 классе по теме "Десятичные дроби. Повторение"....
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
конспект открытого урока математики в 5 классе по теме "Дерево возможных вариантов"
Математику многие любят за ее вечные истины. Но реальная жизнь не так проста и однозначна. Исходы многих явлений предсказать невозможно, какой бы полной информацией мы не обладали. Такие закономерност...

Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида.
Конспект открытого урока математики по теме «Умножение трёхзначных чисел на круглые десятки» в 6 классе коррекционной школы VIII вида с использованием ИКТ....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5Б КЛАССЕ в рамках мероприятий «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» для представителей отдела образования района, администрации школы, учителей математики школы и учителя начальных классов данного кла
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА МАТЕМАТИКИ В 5Б КЛАССЕ в рамках мероприятий «Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения» для представителей отдела образования района, администрации школы,...













































