Развитие математических способностей учащихся 5 классов посредством работы над нестандартными задачами
статья по математике (5 класс)

Настоящая статья посвящена исследованию влияния решения нестандартных задач на развитие математических способностей пятиклассников. Рассматриваются особенности организации учебного процесса, направленные на формирование творческого подхода к решению математических проблем. Представлены практические рекомендации для учителей математики, способствующие развитию познавательной активности и креативности школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ln_statya.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ РАБОТЫ НАД НЕСТАНДАРТНЫМИ ЗАДАЧАМИ

КРЮЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

учитель математики МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №2», Чамзинский район, рп Комсомольский, Россия,

Аннотация: Настоящая статья посвящена исследованию влияния решения нестандартных задач на развитие математических способностей пятиклассников. Рассматриваются особенности организации учебного процесса, направленные на формирование творческого подхода к решению математических проблем. Представлены практические рекомендации для учителей математики, способствующие развитию познавательной активности и креативности школьников.

Ключевые слова: нестандартные задачи, учебный процесс, математическая проблема, развитие познавательной активности.

DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES OF 5TH GRADE STUDENTS THROUGH WORKING ON NON-STANDARD PROBLEMS

KRUCHKOVA LARISA NIKOLAEVNA

teacher of mathematics of MBOU "Komsomolskaya Secondary School No. 2", Chamzinsky District, Komsomolsky, Russia, Abstract: This article is devoted to the study of the influence of solving non-standard problems on the development of mathematical abilities of fifth-graders. The article discusses the features of the educational process aimed at developing a creative approach to solving mathematical problems. It provides practical recommendations for mathematics teachers to promote the development of students' cognitive activity and creativity.

Keywords: non-standard problems, educational process, mathematical problem, development of cognitive activity.

Развитие математических способностей является одной из важнейших целей школьного образования. Решение стандартных учебных задач позволяет учащимся освоить базовые знания и умения, однако оно часто недостаточно для формирования глубокого понимания математической науки и развития творческих качеств. Нестандартные задачи способствуют раскрытию потенциала учеников, стимулируют интерес к математике и формируют способность самостоятельно находить пути решения сложных проблем.

Нестандартные задачи представляют собой задания, которые требуют оригинального подхода, не укладывающегося в стандартные алгоритмы. Они помогают развивать абстрактное мышление, пространственное воображение, логику и умение анализировать ситуацию. Такие задачи позволяют ученикам выйти за рамки привычных шаблонов и научиться видеть скрытые закономерности и связи.

Для эффективного использования нестандартных задач в учебном процессе необходимо учитывать возрастные особенности пятиклассников. Важно подбирать задачи таким образом, чтобы они были интересны детям и соответствовали уровню их подготовки. Например, полезно включать задачи с элементами игры, головоломки, занимательные задачи, геометрические фигуры необычной формы и другие увлекательные элементы.

Примеры заданий, направленных на развитие математического мышления:

  1. Задача №1. Головоломка «Раздели фигуру»

Задача: Дан квадрат размером 8х8 клеток. Необходимо разделить этот квадрат на четыре равные части разными способами.
Решение: Эта задача развивает пространственное воображение и учит искать разные подходы к решению одной и той же проблемы.

  1. Задача №2. Логическая загадка

Задача: Есть три друга: Вася, Петя и Коля. У каждого своя любимая игра: шахматы, футбол и хоккей. Известно, что Вася любит спорт с мячом, а Петя не играет ни в шахматы, ни в футбол. Кто какой игрой занимается?
Решение: Такая задача стимулирует логическое мышление и помогает ученикам учиться строить цепочки рассуждений.

Проведенное исследование показало значительное повышение уровня математических способностей у тех учащихся, которые регулярно занимались решением нестандартных задач. Дети стали проявлять больше интереса к предмету, демонстрировали повышенную активность на уроках и улучшили показатели успеваемости.

Использование нестандартных задач в обучении математике является эффективным средством развития интеллектуальных способностей учащихся. Регулярная работа с такими заданиями способствует формированию устойчивого интереса к изучению предмета, повышает уровень мотивации и улучшает качество усвоения материала. Учителям рекомендуется активно внедрять подобные методы в свою педагогическую практику, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Таким образом, включение нестандартных задач в учебный процесс существенно обогащает образовательный потенциал уроков математики и способствует полноценному развитию личностных качеств учащихся.


Список литературы

  1. Белошистая А.В., Иванова Т.А. Развитие математических способностей младших школьников средствами нестандартных задач // Начальная школа плюс До и После. 2018. № 10. С. 15-19.
  2. Захарова Е.Н. Методика обучения математике в начальной школе: учебное пособие / Е.Н. Захарова. – Москва: Просвещение, 2019. – 234 с.
  3. Полонский В.Б. Психология математического творчества школьника. – Самара: Самарский университет, 2017. – 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей учащихся 5 – 6 классов путем решения задач на проценты.

В программе курса математики 5 – 6 классов большое место уделяется решению задач на проценты. Обучение решению этих задач всегда рассматривалось как необходимое условие ...

Решение задач как непременное условие развития математических способностей учащихся

Решение задач как непременное условие развития математических способностей учащихся...

Работа по выявлению и развитию математических способностей учащихся

В данном материале рассматриваются методики выявления способностей к математике на уроках и во внеурочной деятельности...

«Развитие математических способностей учащихся в процессе внеклассной работы по математике в начальной школе»

Использование внеклассной работы по математике способствует развитию математических способностей младших школьников....

Работа по выявлению и развитию математических способностей учащихся.

Работа по выявлению и развитию математических способностей учащихся....