Музыкальные способности и их диагностика у дошкольников.
статья (5 класс) по теме

Ерёмина Татьяна Пантелеевна

В данной статье рассматривается понятие "музыкальные способности", его составляющие факторы. А также способы диагностики наличия музыкальных способностей у ребенка-дошкольника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные способности и их диагностика у дошкольников.

   «Гений падает с неба…» - сказал когда-то Дидро. Но вдумаемся в продолжение этих слов: «...и на один раз когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». Так вот, что это за “дворец” и как в него попасть - это образное выражение одного из главных вопросов, на который не одно столетие пытаются найти ответ многие.

   Частота зарождения потенциальных гениев во все эпохи и у всех народов одинакова, но реализовавших себя намного меньше. Необходимо изучать природу возникновения гениев, и тем более тщательно готовить почву для их успешного развития. Некоторые аспекты данной проблемы, связанные с обучением и развитием музыкально одаренных детей затрагивает автор в данной статье.

   Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.

Б.М. Теплов выделил следующие три основных признака понятия «способность».

   «Во-первых, под способностями понимается индивидуальные психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все равны.

   Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

   В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

   Кроме того, способности человека могут развиваться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

   Конечным выводом вышеизложенного является положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности.

   Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные способности на :

  • музыкально-эстетические;
  • специальные.

   Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону музыкальности.

   В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная память.

   Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных способностей… По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

   Бесспорно, восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным. В связи с проблемой памяти приведу курьезный случай с Д.Б. Кабалевским, который в детские годы попал в число злополучных «трех процентов», когда не сумел правильно повторить предложенную ему мелодию и был отчислен из детского хора за «отсутствием музыкальных способностей».

   Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей.

   Напомню, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские, композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку), способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.

   Проблема диагностики музыкальных способностей - одна из самых актуальных в музыкальной педагогике и психологии, поскольку она связана с задачами профессионального и индивидуального отбора.

Я рассматриваю тот метод диагностики, который предлагает К.В.Тарасова в монографии «Онтогенез музыкальных способностей». Таким образом диагностировать музыкальные способности возможно у ребенка с 4-5 лет, т.к. некоторые задания являются затруднительными для детей более раннего возраста. В  конкретных случаях, конечно, надо учитывать посещение или не посещение ребенком музыкальных занятий в детском саду.

     Первое диагностическое занятие посвящается выявления уровня эмоциональной отзывчивости детей на музыку. Наблюдение за поведением детей в новой для них обстановке, за тем, как они действуют с новыми для них музыкальными инструментами, как реагируют на музыку в «живом» исполнении на фортепьяно и в грамзаписи («Неаполитанская песенка» П.Чайковского).

     На втором занятии  выявляется уровень развития динамического слуха. Принцип такой: поиграем с тобой вместе. Я - на пианино, ты - на барабане. Играй, как я; я - громко и ты - громко; я - тихо и ты - тихо. Будь внимателен.

     Третье занятие направленно на выявление уровня развития тембрового слуха по показателю различения звучания детских музыкальных инструментов.

     Цель четвертого занятия - определение уровня развития чувства мелодического (звуковысотного) компонента музыкального слуха. О нем можно судить по показателю чистоты интонирования мелодии голосом. Спеть любимую песню с аккомпанементом и без него.

     На пятом занятии выясняется уровень развития чувства музыкального ритма. После прослушивания отрывка (8 тактов) из пьесы С.Майкапара «В садике» ребенок должен воспроизвести его ритм хлопками в ладоши.

     На шестом занятии - при определении уровня музыкального мышления - от ребенка требуется уловить общее настроение (весело - грустно) и определить жанровую характеристику музыкальных произведений: марш, песня, танец («три кита» в музыке). Исполнялись соответственно пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла», «Болезнь куклы» из «Детского альбома», а затем «Марш» Р.Шумана и две пьесы М.И.Глинки «Песня жаворонка» и «Полька». Можно использовать прием выбора картинок, соответствующих по общему настроению и содержанию исполняемого произведения.

      На седьмом занятии определяется уровень развития творческого компонента музыкального мышления. Ребенку предлагается сочинить и сыграть на металлофоне «свою собственную мелодию».

      Последнее, восьмое занятие посвящалось музыкальной памяти. Ребенку предлагалось прослушать и запомнить короткую мелодию - 4 такта, а затем спеть её самостоятельно (без слов, на слог «ля»). Весь материал этого цикла занятий специально анализировался. Получились индивидуальные показатели уровней сформированности музыкальных способностей.

  Относительно сформированными у детей, на  раннем этапе онтогенеза оказываются наиболее простые компоненты музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, динамический и тембровый слух, те стороны чувства ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации, репродуктивная часть мышления (способность к интонационному анализу общего характера произведения) и узнавания, входящее в музыкальную память. Что касается более сложных составляющих музыкальных способностей, то они представляют собой более поздние образования.

   Не стоит судить обо всех музыкальных способностях по первому впечатлению. Ребенок может сразу и не показать весь свой потенциал возможностей. Данные испытания рисуют лишь приблизительную картину способностей детей. Здесь играет роль и недостаточная подготовленность, и волнение. Некоторые дети в возрасте  очень стесняются. В общем, причин можно найти немало. Поэтому необходимо каждому ребенку дать возможность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа: "Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ"

Программа развития музыкальных способностей у старших дошкольников в условиях ДОУ...

Диагностика музыкальных способностей у детей

Диагностика музыкальных способностей детейОПИСАНИЕПедагогический мониторинг музыкальной деятельностиДиагностика субъектных проявлений в музыкальной деятельностиПредмет педагогической диагностики:субъе...

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

В основе большинства концепций музыкального развития детей лежит убеждение в том, что каждый ребёнок не только имеет право заниматься музыкой, но и обладает для этого достаточными музыкальными способн...

Диагностика музыкальных способностей

Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....

Диагностика музыкальных способностей

Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО

Цель:  определение качества промежуточных и итоговых результатов реализации программы, развития личностных качеств учащихся, коррекция педагогического воздействия. Педагогическая диагностика...