ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО
методическая разработка по музыке на тему

Красикова Марина Валентиновна

Цель:  определение качества промежуточных и итоговых результатов реализации программы, развития личностных качеств учащихся, коррекция педагогического воздействия. 

Педагогическая диагностика: Диагностика музыкальных способностей; Диагностика качества усвоения программы.

Применяются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, анкетирование,  составление индивидуальных планов учащихся,  технический зачет, контрольный урок,  академический концерт, конкурсы различных уровней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_krasikova.doc201.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ  

ПО ПРЕДМЕТУ ФОРТЕПИАНО

Являясь педагогом по фортепиано в Детском центре культуры, я хотела бы рассказать, как осуществляю диагностику музыкальных способностей учащихся на уроке фортепиано.

Цель:  определение качества промежуточных и итоговых результатов реализации программы, развития личностных качеств учащихся, коррекция педагогического воздействия.

Формы и методы диагностики

Педагогическая диагностика:

  • Диагностика музыкальных способностей
  • Диагностика качества усвоения программы

Психолого-педагогическая диагностика:

  • Диагностика формирования личностных качеств учащихся (авторы – Н.В.Кленова, В.Ф.Ломова, А.В.Меренков)
  • Диагностика формирования самооценки и развития мотивации учащихся (Гинзбург)
  • Диагностика удовлетворенности детей и родителей образовательным процессом (И.М.Витковская)
  • Диагностика уровня комфортности в коллективе (С.В.Тетерский)

Применяются следующие методы диагностики:

  1. собеседование
  2. наблюдение
  3. анкетирование
  4. составление индивидуальных планов учащихся
  5. технический зачет
  6. контрольный урок
  7. академический концерт
  8. конкурсы различных уровней

Формы фиксации и отслеживания результатов:

  • журнал
  • дневник
  • индивидуальный план
  • аналитические записки
  • графики, круговые диаграммы, гистограммы

 Анализ результатов диагностики помогает обработать педагог-психолог, что позволяет сделать более качественные выводы и скорректировать дальнейшую педагогическую деятельность.

            Если мы хотим, чтобы учебный процесс в максимально возможной мере развивал всех учеников, необходимо при выборе форм, методов и средств обучения осуществлять дифференцированный подход, который позволяет максимально конкретизировать учебные задачи, содержание, а также контроль и оценку результатов. Так как задатки у учеников разные, то в нашем образовательном учреждении введены дифференцированные требования по 3-м уровням (низкий, средний, высокий).

В первый год обучения дети не делятся по уровням. К концу года становится возможным разделение на 2 уровня:  

низкий – учащиеся со слабым развитием музыкальных способностей,  средний – учащиеся с относительным развитием музыкальных способностей.  

      Уровень определяется по следующим критериям:

  • эмоциональность
  • творческое воображение
  • музыкальный слух
  • ритм
  • технические навыки

     Начиная со 2-го класса (3-й год обучения) можно четко разделить учеников на 3 уровня:

  • низкий
  • средний
  • высокий

       

Разделение по уровням – внутреннее дело педагогов, оно не должно быть известно ученикам и их родителям. Задача педагога - правильно организовать педагогический процесс, который будет стимулировать развитие способностей учащихся, создавать условия для реализации их возможностей.  

Применение дифференцированного подхода обязательно связано с улучшением преподавания, более точной диагностикой развития ребенка, раскрытием его творческого потенциала. Уровневый подход нужен для того, чтобы не были загублены ростки интереса к музыке и не деформировалась личность.

Ориентиром служат потребности и реальные возможности конкретного ученика, а критерии помогают определять и корректировать слабые стороны учащегося. Критерии – это мой инструмент оценки ученика.

Критерии диагностики музыкальных способностей.

  1. Эмоциональность – эмоциональная отзывчивость на разучиваемый репертуар. Выразительное исполнение, передача характера произведения, чувство фраз, кульминации, смысловых и динамических акцентов.
  2. Творческое воображение – отзывчивость на различные творческие задания (сочинить, импровизировать, нарисовать, рассказать о прослушанном)
  3. Музыкальный слух – способность улавливать связь между звуками, запоминать и воспроизводить их. Умение определять на слух знакомые мелодии, тембры, регистры, лады, жанры в соответствии с требованиями на каждый год обучения.
  4. Ритм – правильное исполнение ритмических фигур, формул по сложности соответствующих уровню прохождения репертуарного плана года.
  5. Технические навыки – правильная посадка, постановка игрового аппарата, грамотное владение инструктивным материалом (гаммы, этюды, упражнения), синхронность исполнения партий правой и левой руки, ровное звуковедение, в соответствии с учебно-тематическим планом.

Примечание:

1 балл – ученик не выполняет задание даже с помощью педагога

2 балла - ученик выполняет задание только с помощью педагога

3 балла - ученик выполняет большую часть задания с помощью педагога

4 балла – ученик выполняет задание частично с помощью педагога

5 баллов – ученик выполняет задание без помощи педагога

Каждый параметр оценивается по 5-бальной системе. В конце каждого учебного года в колонке «Общее количество баллов» суммируется результат каждого параметра и выводится в виде гистограммы (на каждого ребенка отдельно). В результате, данная диагностика очень удобна в использовании, т.к. сразу видны различия в развитии музыкальных способностей каждого ребенка по итогам учебных годов обучения. Выбор разной цветовой гаммы определяет разные года обучения (например, 2011-2012 – зеленый; 2012-2013 – синий; 2013-2014 – красный).

Данная диагностика составлена для того, чтобы проследить развитие музыкальных способностей у детей в течении учебного года, начиная со 2 класса и заполняется в конце учебного года.

Диагностика качества усвоения программы

Диагностика отслеживается по трем основным уровням:

I уровень – профориентированный (высокий);

II уровень – академический (средний);

III уровень – общеэстетический (низкий).

Примерный вариант диагностики качества обучения (1 уровень)

Виды заданий

Критерии оценки

Оценка в баллах

1

Исполнение программы

1. Эмоциональная отзывчивость.

2. Осмысленность исполнения:

-точность расшифровки авторского текста;

-ясность музыкальной формы произведения;

-устойчивость темпа, ритма.

Отсутствие одного из критериев снижает оценку на 1 балл

2

Исполнение произведений из ранее выученных

1. Объем репертуара.

2. Осмысленность исполнения.

3. Инструментальные навыки

3

Чтение с листа

1. Осмысленность исполнения.

2. Зрительная, слуховая, двигательная реакция на нотный текст.

4

Подбор по слуху

1. Звуковысотная память.

2. Метроритмическая память.

3. Двигательная реакция на слуховые представления.

5

Транспонирование

1. Ладо-тональное мышление.

2. Аппликатурные навыки.

6

Подбор аккомпанемента к мелодии

1. Точность гармонизации. Адекватность выбора фактуры аккомпанемента жанровым особенностям мелодии.

7

Сочинение мелодии

1. Выразительность мелодии и ритма.

2. Ясность формы.

8

Исполнение гамм, аккордов, арпеджио

1. Качество звука.

2. Аппликатурные навыки.

     

Примерный вариант диагностики качества обучения (2 уровень)

Виды заданий

Критерии оценки

Оценка в баллах

1

Исполнение программы

1. Эмоциональная отзывчивость.

2. Осмысленность исполнения:

-точность расшифровки авторского текста;

-ясность музыкальной формы произведения;

-устойчивость темпа, ритма.

Отсутствие одного из критериев снижает оценку на 1 балл

2

Исполнение произведений из ранее выученных

1. Объем репертуара.

2. Осмысленность исполнения.

3. Инструментальные навыки

3

Чтение с листа

1. Осмысленность исполнения.

2. Зрительная, слуховая, двигательная реакция на нотный текст.

4

Подбор по слуху

1. Звуковысотная память.

2. Метроритмическая память.

3. Двигательная реакция на слуховые представления.

5

Транспонирование

1. Ладо-тональное мышление.

2. Аппликатурные навыки.

6

Подбор аккомпанемента к мелодии

1. Точность гармонизации. Адекватность выбора фактуры аккомпанемента жанровым особенностям мелодии.

Примерный вариант диагностики качества обучения (3 уровень)

Виды заданий

Критерии оценки

Оценка в баллах

1

Исполнение программы

1. Эмоциональная отзывчивость.

2. Осмысленность исполнения:

- точность расшифровки авторского текста

- ясность музыкальной формы произведения

- устойчивость темпоритма

- выразительность мелодии

-тембро-динамическое разнообразие

Отсутствие одного из критериев снижает оценку на 1 балл

2

Чтение с листа

1. Осмысленность исполнения.

2. Зрительная, слуховая и двигательная реакция на нотный текст.

3

Подбор по слуху

1. Звуковысотная память.

2. Метроритмическая память.

3. Двигательная реакция на слуховые представления.

4

Подбор аккомпанемента к мелодии

1. Точность гармонизации.

2. Адекватность выбора фактуры аккомпанемента жанровым особенностям мелодии.

               


Мониторинг качества обучения

                             Количество обучающихся – 17 человек                    

Смотри файл «Мониторинг результативности победителей конкурсов»

Показ позитивной динамики достижений обучающихся

за последние пять лет

         2009-2014 гг


                                                       Психолого-педагогические диагностики

                                   Уровень развития интереса детей к занятиям 2013 – 2014 уч. год.

Шкала соответствует пятибалльной системе оценки,

синий – 2013 год, красный – 2014 год                                 


                          Особенности мотивации учащихся

  1. Внешняя
  2. Внутренняя
  3. Познавательная
  4. Саморазвития
  5. Общения
  6. Самоутверждения
  7. Избегания неудач

                             Самооценка учащихся

                                          Всего 17 обучающихся

                     


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

С 19 по 30 сентября 2010 года в ДЦК г. Березники проводилась входящая диагностика мотивации и самооценки детей. В исследовании приняло участие 17 учащихся педагога Красиковой М.В. в возрасте от 6 до 14 лет.

Цель:

  1. Изучение мотивации посещения предмета фортепиано;
  2. Изучение особенностей самооценки детей.

В ходе диагностики было выявлено:

  1. У большинства детей внутренняя мотивация:

  • у 52% - она сильная;
  • у 48% - средняя
  • низкая мотивация отсутствует.

У большинства учащихся разнонаправленная мотивация с преобладанием

  • Познавательной направленности - 60 %;
  • На втором месте встречается направленность на самоутверждение – 20 %;
  • Саморазвитие – 10 %;
  • Общение – 10 %.

  1. Большинство детей имеют:

  • Среднюю самооценку – 41 %;
  • Самооценка выше среднего – 35 %;
  • Высокую – 24 %;
  • Детей с низкой самооценкой нет.

Выводы и рекомендации:

Более половины детей имеют хорошо развитую мотивацию и среднюю самооценку, что способствует их успешному обучению и личностному развитию. Задача педагога – поддерживать их мотивацию и самооценку на должном уровне.

КРАСИКОВА М.В.,

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

Проблема развития музыкальных способностей юных пианистов на сегодняшний день актуальна и занимает важное место на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Как правило, занятия начинаются с детьми...

Диагностика музыкальных способностей у детей

Диагностика музыкальных способностей детейОПИСАНИЕПедагогический мониторинг музыкальной деятельностиДиагностика субъектных проявлений в музыкальной деятельностиПредмет педагогической диагностики:субъе...

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

В основе большинства концепций музыкального развития детей лежит убеждение в том, что каждый ребёнок не только имеет право заниматься музыкой, но и обладает для этого достаточными музыкальными способн...

Диагностика музыкальных способностей

Параметры развития музыкальных способностей:1. Эмоциональная отзывчивость на музыку.2. Музыкальная память.3. Музыкально-ритмическое чувство....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Фортепиано»

Дополнительная  общеразвивающаяпрограмма в области музыкального искусства по учебному предмету«Фортепиано» для учащихся подготовительного класса(срок реализации 1 год)...

Методический доклад : «Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке фортепиано»

Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-рит...

ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-5 КЛАССОВ ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МУЗЫКИ

Предлагаемая методическая разработка диагностики музыкальных способностей детей представляет собой систему тестов, направленных на изучение структурных компонентов музыкальности: звуковысотного(ладово...