Анализ летнего чтения 2011 г.
статья по теме

Сайганова Лидия Александровна

Материал представлен вниманию родителей. Цель - привлечь родительскую общественность к организации детского  и юношеского чтения. Выявления проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_letnego_chteniya__11-12.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Сайганова Л.А.

Анализ летнего чтения

2011-2012 уч. год

6-в класс

1. Когда ты начал читать и какие книги полюбились тебе.

3-3,5 года – 10%

4-5 лет – 57%

6-7 лет – 33%

Среди полюбившихся с детства книг наиболее популярными названы фантастические произведения – 23%, сказки – 20%, приключения – 10%.  Указаны такие произведения, как «Винни-Пух и все, все, все» А. Милна, «Незнайка» Н.Носова. Большинство же детей все же не смогли вспомнить и назвать полюбившиеся в детстве книги.

2. Самыми читаемыми жанрами признаны:

Фантастика –63%

Приключения – 37%

Книги о жизни – 15%

Книги о детях – 15%

3. На вопрос о том, что дети больше любят: читать, слушать чтение, смотреть ТВ, в этом году больший процент детей ответил, что любят читать самостоятельно (70%), слушать (10%), смотреть ТВ (20%).

4. Для данного возраста характерно увлечение фантастикой, именно об этом и пишут школьники в ответе на вопрос о читательских предпочтениях 70%. О приключениях и реальной жизни предпочитают читать по 40 % учащихся. Боевики, фэнтези, детективы, исторические и военные книги названы в единичных случаях.

5. На вопрос о перечитывании книг 57% учащихся ответили, что любят перечитывать книги, 27% предпочитают этого не делать, а 12% иногда перечитывают то, что необходимо по школьной программе.

Среди перечитываемых книг указаны просто интересные, те, которые не поняты до конца, фантастические и исторические. Названы А. де Сент-Экзюпери, Шварц, Дж. Роулинг, Толстой Л.Н., Пушкин А.С.

Мы считаем, что перечитывание книг имеет огромное значение для формирования культуры читателя, способствует развитию памяти и речи учащихся. Обращение к уже известным страницам помогает глубже проникнуть в замысел автора, обратить внимание не только на то, о чем написана книга, но и на то ,как она написана.

6. Домашняя библиотека есть во всех семьях. 37% отметили, что дома у них более ста книг. 50% указали, что книг от 50 до ста. И оставшиеся 23% написали, что книг мало. На вопрос о том ,кто в семье больше всех читает, были получены следующие ответы:

  • Я – 30%
  • Мама – 23,7%
  • Папа – 20%
  • Тетя – 6%
  • Бабушка – 12%
  • Старшая сестра 3,3%

Как видим, в ряде семей у учеников есть образец читателя, что не может не радовать.

В домашних библиотеках преимущественно собраны книги по следующим направлениям:

  • Классика – 30%
  • Энциклопедии – 10%
  • Детективы – 10%
  • Приключенческая и психологическая литература – 7 %
  • Фантастика – 10%

Указаны книги о животных, по кулинарии, садоводству, боевики, военная литература.

7. Очень интересные ответы были даны на вопрос о том ,что побуждает детей читать:

Желание насладиться книгой, интерес – 53%

Желание получить знания – 20%

Скука – 7%

Мама (родители) – 10%

Жизнь – 3, 5%

Список летнего чтения – 3,5%

8. Любишь ли ты читать стихи? Любишь ли ты читать наизусть?

Любят читать стихи – 80%

Не любят – 20%

Могут прочесть наизусть сейчас – 70%

Среди названных произведений – Лермонтов «Бородино», стихи Бунина, Пушкина.

9. На вопрос о хобби ответы были получены:

Спорт – 30%

Рукоделие – 20%

Творчество – 27%

Чтение – 10%

Смотреть ТВ – 3%

Нет хобби – 3%

Моделирование – 10%

Коллекционирование – 9%


Сайганова Л.А.

Анализ летнего чтения

2011-2012 уч. год

11 класс

Анализ летнего чтения призван выявить уровень читательских интересов и предпочтений учащихся, проанализировать, как относятся учащиеся к процессу чтения, каким образом они могут обосновать свое мнение по поводу прочитанного, какое количество необходимого литературного материала прочитано в целом. Анализ летнего чтения – определенный способ открытия своих учеников. Летнее чтение и анализ собственных читательских предпочтений позволяет ученикам по-новому взглянуть на собственную читательскую биографию, наметить пути для личностного роста.

Первый вопрос касается списка чтения.

Положительно отнеслись 60%

Нейтрально35%

Отрицательно 5%, поскольку чтение – это тяжелый труд.

Второй вопрос предлагал определить принцип отбора книг для прочтения:

По порядку – 25%

По советам – 25%

По объему – 12,5%

По автору – 10%

По названию, просто без метода, по жанру, по гороскопу.

Из понравившихся книг, прочитанных за лето, ученики называют следующие произведения и авторов:

«Мастер и Маргарита» - 14,2%

«Судьба человека» - 10,7%

«Тихий Дон» - 5,3%

«Парфюмер» - 3,5%

Р.Бах– 3,5%

Акунин – 3,5%

У.Эко – 3,5%

Пастернак – 3,5%

Хемингуэй – 3,5%

Сэлинджер - 3,5%

«Поющие в терновнике», «Одиночество в сети», Е. Замятин, Оруэлл, Гавальда, Гришковец, Кундера, Мулдашев, стихи Веры Полозковой . – 1,7%

Нет книг-открытий у 3,5%

Эти же книги ученики хотели бы, чтобы в будущем прочли их дети.

В этом году мы впервые просили назвать книги активно не понравившиеся, вызвавшие неприятие.

Таких книг нет у 42,1% школьников.

«Котлован» - 14,2%

Книги Набокова – 10,7%

Книги Шолохова - 5,3%

«Доктор Живаго», «Господин из Сан-Франциско», «Повелитель мух». Среди комментариев отмечается «я не могу понять произведение», «слишком большое», «не знаю, что о нем можно сказать», «не вижу смысла».

В пятом вопросе мы предлагали составить рейтинг книг «на все времена».

1 место – «Война и мир»

2 место - «Евгений Онегин»

3 место  - «Преступление и наказание», «Отцы и дети», Библия

4 место – «Идиот», сказки

5 место – Мифы, «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита», Данте, Шекспир, «Хроники Нарнии», Толкин, Коэльо, Санаев «Похороните меня за плинтусом».

По сравнению с предыдущими выпусками, можно заметить, что учащиеся называют книги известные или модные, пожалуй, впервые  названы произведения уже экранизированные. И что примечательно, в списке отсутствуют книги о Гарри Поттере. И впервые 10,7% учащихся говорят о том, что у каждого свое видение такого списка, и они не могут назвать лучшие книги.

Интересна «палитра» периодических изданий, читаемых учащимися. Часть учащихся заявили, что не читают периодику (23,21%). Традиционно называются глянцевые журналы («Космополитен» и т.д), но вместе с тем упоминают и «Российскую газету», и «Науку и жизнь», и «Наследие человечества». Появились в списке и узко специальные журналы о граффити, компьютерах и музыке.

Также читают о спорте, политике, технике, но это единичные случаи. И, к сожалению, мы можем констатировать утраченную культуру чтения «толстых» журналов.

На вопрос о чтении летнего списка мы получили следующие ответы:

Очень мало – 50%

Четверть списка – 25%

Треть – 12,5%

Половину – 12,5%

Среди причин около 60% учащихся называют то, что летом они работали (практически впервые за последние годы). Далее в списке причин называется собственная лень, а также развлечения, путешествия, желание отдохнуть.

Восьмой вопрос также был новым. Мы интересовались у учащихся мнением о сетевой литературе. Были названы  модные в сети имена поэтессы Веры Полозковой, Е. Гришковца, блоги известных людей. Многие восприняли вопрос как вопрос о компьютерном варианте книг. Почти все ответили, что книги вредно читать с экрана, что книга хороша сама по себе. Положительно оценивают движение прогресса – 25%, отмечая удобность поиска и наличие множества текста. В целом следует говорить о выявленных проблемах: низкая активность при чтение летнего списка, отсутствие системы при организации чтения. Выявлены перспективные темы для дискутирования (книги, которые активно не понравились). В планирование следует включить уроки-дискуссии по спорным вопросам. Среди рекомендаций для родителей считаем целесообразным предложить расширить круг чтения учеников.


Сайганова Л.А.

Анализ летнего чтения

2011-2012 уч. год

7 класс

В седьмом классе вопросы анкеты касались аналитической деятельности учащихся, настраивали на серьезное, вдумчивое чтение, позволили проверить, как ученик относится к процессу чтения.

Прочли

¼ - 60%

1/3 – 25%

½ - 15%

Вопрос, который касался книги, которая произвела наибольшее впечатление: разброс достаточно велик, систематизировать ответы не представляется возможным, практически все книги списка летнего чтения были названы ребятами. То есть курс В.Г.Маранцмана отвечает потребностям учащихся в чтении.

Наиболее близкими ребятам оказали герои «Тараса Бульбы», романов «Девяносто третий год», «Три мушкетера», «Алых парусов». Герои близки ощущением жизни, смелостью, непохожестью на привычных и обычных людей. Домашняя библиотека есть у 90% учащихся, но отмечают ,что книги преимущественной у бабушек и дедушек. Пополняются домашние библиотеки по существу стихийно и вне системы.

Традиции семейного чтения практически нет. Лишь три человека отметили, что иногда читают книги вместе с мамами.

Выбор книги для чтения осуществляется преимущественно по аннотации. Ученики отмечают, что читают в основном на каникулах, так как в учебный период много времени тратится на выполнение домашних заданий. Весьма тревожным мы считаем тот факт, что семиклассники от чтения даже устают.

Из периодических изданий семиклассники обращают внимание на современные познавательные журналы, журнальные серии, специальные развивающие журналы типа «Понимашка», «Галилео», но в большинстве своем это чтение не систематическое, а от случая к случаю.

Таким образом, следует сделать вывод о необходимости планомерной работы по повышению читательской культуры, по популяризации книги не только в среде школьников, но и в среде родительской общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты летнего чтения

Анкеты летнего чтения представлены по параллелям 5-11 класс по программе В.Г. Маранцмана. Заполняются на первых уроках....

списки литературы для летнего чтения

рекомендуемая литература для летнего чтения ученикам с 5-9 классы...

Анализ работы за 2011-2012 учебный год

Самоанализ работы учителя математики....

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год.

Выступление на Рождественских чтениях. 2011 год....

Анализ воспитательной работы 2011-12 уч.г.

Анализ воспитательной работы 2011-12 уч.г.Содержание:Статистика    возможностей      педагогического    и    ученического ...

Анализ методической работы 2011-12 уч.г.

Анализ методической работы 2011-12 уч.г.Содержание:...