Как помогать детям учиться.
план-конспект на тему

 

Учебный труд – это труд умственный, который требует большого напряжения нервной системы. К.Д. Ушинский заметил, что умственный труд едва ли не самый тяжелый, организм ребенка должен приучаться к нему понемногу и постепенно.

         Семья в состоянии оказать существенную помощь детям в привитии культуры учебного труда. Во-первых, родители могут создать благоприятные условия для учебного труда школьника, во-вторых, правильно организовать его умственную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomogat_detyam_uchitsya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помогать детям учиться

Какая бы у вас ответственная, сложная

творческая работа ни была на производстве,

знайте, что дома вас ожидает еще более

ответственная, более сложная, более тонкая

работа – воспитание человека. Надо понять

каждому из нас, уважаемые отец и мать,

что невоспиьтан6ннй человек, нравственный

невежда, недоучка – это то же, что самолет,

выпущенный в полет с  испорченным двигателе:

погибнет он сам и принесет гибель людям.

                                        

                                                В.А.Сухомлинский

        Учебный труд – это труд умственный, который требует большого напряжения нервной системы. К.Д. Ушинский заметил, что умственный труд едва ли не самый тяжелый, организм ребенка должен приучаться к нему понемногу и постепенно.

        Семья в состоянии оказать существенную помощь детям в привитии культуры учебного труда. Во-первых, родители могут создать благоприятные условия для учебного труда школьника, во-вторых, правильно организовать его умственную деятельность.

Создание благоприятных условий для учебного труда

        Создание благоприятных условий для учебного труда связано с соблюдением школьником учебной работы, оборудованием рабочего мета, правильным чередованием труда и отдыха и выполнением правил личной гигиены умственного труда.

        Составлять режим дня целесообразно на каждый день недели. Это связано с тем, что многие ученики занимаются в музыкальной школе, спортивных секциях, в различных кружках, и на каждый день время у них распределяется по-разному.

        Важное место в режиме дня отводится сну. Родители обязаны:

  1. следить, чтобы ребенок спал положенное для его возраста время, вставал и ложился в одни и те же часы;
  2.  приучить ребенка к выполнению перед сном гигиенических процедур;
  3. спать в проветренном помещении или при открытой форточке;
  4. не разрешать детям перед сном возбуждающих развлечений (просмотр телепередач, шумные игры);
  5. не давать непосредственно перед сном плотного ужина, кофе или какао, крепкий чай;
  6. в помещении, где засыпает ребенок, создать спокойную обстановку: устранить яркий свет, прекратить громкие разговоры, выключить телевизор или музыку и т.д.

        Готовить домашнее задание надо в одно и тоже время, но не сразу по возвращении из школы.  После учебных занятий и после обеда  необходим 2-часовой отдых. Умственная работа после обеда не бывает продуктивной.

        Рабочее место. Нельзя готовить уроки, сидя на диване или лежа.  Посторонние разговоры, шумы отрицательно влияют на работоспособность. Проветривание комнаты.

        Взрослые обязаны проследить, как дети чередуют выполнение трудных и легких уроков. Для всех учеников нет одинаково трудных и легких предметов. Это индивидуально. Поэтому родителям необходимо знать, какие учебные предметы для их ребенка являются наиболее трудными. Целесообразно для тех детей, которые долго раскачиваются, трудно и достаточно медленно включаются в работу, начинать приготовление домашних заданий с «легких» для него уроков.

        Часто бывает, что дети вначале выполняют задания по письменным предметам, а затем устным. И это по тем дисциплинам, где одновременно даются устные и письменные задания. Здесь следует придерживаться одной рекомендации: необходимо начинать с устного задания (правил, формул, законов) и только тогда переходить к выполнению письменной работы.

        В настоящее время психологи считают и настоятельно рекомендуют выполнять домашние задания по предметам в то день, когда их задали. Такая рекомендация обоснована тем, что материал, который ученик усвоил на уроке, наиболее интенсивно закрепляется сразу после восприятия. Чтобы предупредить забывание, необходимо провести работу по его закреплению. Эффективность такого метода проверена практикой.

        Родителям нужно проследить, чтобы после 40-45 минут плодотворной работы был 10-12-минутный перерыв на отдых. Лучше если  во время перерыва ребенок займется домашними делами, поможет родителям. К.Д.Ушинский писал, что отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным после умственного труда.

        Помогать детям учиться – значит проявлять повседневную заботу о школьных делах: что задано на дом, как справляются с выполнением заданием, какие испытывают трудности, какие допускают ошибки, какое самочувствие после школьных занятий, что было интересного и познавательного на уроках, как организован учебный труд дома, как учебный процесс влияет на здоровье ребенка.


Единство школы и семьи в воспитании здорового ребенка

        Как часто мы слышим: «Семья и школа»… И это правильно, ведь школа не может воспитывать и развивать подрастающее поколение без основ, которые закладываются в семье родителями. Семья – величайшая ценность, созданная человеком.

        Но сегодня общество страдает от недостатка родительского самопожертвования. Детей формирует в большей степени   мир за пределами семьи. В нашем обществе ощущается недостаток родительского внимания, отсутствует шкала ценностей, выработанная в семье, на которую мог бы инстинктивно ориентироваться ребенок. Большую часть своего времени родители проводят вне семьи, а жалобы на загруженность на работе – основная тема разговоров: они переутомлены, раздражены. А ведь для ребенка родители – это безопасность, душевная привязанность, положительные эмоции, само его существование. Семья является  для ребенка источником ценностных ориентаций. Несмотря на все помехи, создаваемые нашим временем, осуществление родительского предназначения необходимо. Родители  могут подарить своему ребенку ту долю безопасности, любви и доверия, которые ему необходимы, чтобы расти психически и физически  здоровым  и благополучно развиваться. И это возможно, если родители повернуться лицом к своим детям, будут им верить, помогать во всех их начинаниях и, конечно, будут учить своих детей личным примером. Древняя восточная мудрость гласит: чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение 10 лет давать ребенку четыре урока: здоровья, любви, мудрости и труда. В этом и состоит задача воспитания.

Сегодня и каждый день

( игры-упражнения, которые родители могут выполнять вместе со своими детьми)

Игры-упражнения с мячом

  1. Сидя на полу ноги врозь, перекатить мяч друг другу, то же с подбрасыванием мяча и хлопками.
  2. Сидя на полу спиной друг к другу,  предавать мяч по кругу.
  3. Бросить мяч вверх и поймать его сначала двумя руками, затем левой и правой; бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать.
  4. Бросить мяч вверх, успеть сесть и сидя поймать мяч двумя руками.
  5. Ударить мячом о пол,  хлопнуть в ладоши спереди, сзади, вверху и поймать мяч.

Упражнения выполняются семьей (членами семьи на площадке, на полянке, во дворе, на даче и др.).

  1. Чертится круг на стенке (земле). Необходимо стать на расстоянии 3-5 метров, попасть в цель мячом (для взрослого расстояние увеличивается).
  2. На землю кладутся какие-нибудь предметы друг за другом. Осуществляется ведение мяча ногой (то правой, то левой) вокруг предметов.
  3. Катнуть мяч с горки и догнать его.
  4. Попасть мячом в ворота. Взрослый, защищая ворота, ловит мяч и обратно бросает ребенку. Затем меняются ролями.
  5. Подбросить мяч высоко-высоко. Кто налету поймает мяч, тот бросает.  

Советы родителям

 Для того, чтобы научить детей хорошо бросать, метать, ловить, вести мяч, нужно знать некоторые правила:

  1. Для метания используются мячи резиновые, кольца, снежки (во дворе), камешки (на берегу реки, озера, водоема), шишки, желуди (в лесу), бумажные шарики (в квартире).
  2. Важно, чтобы дети учились метать, бросать, вести мяч как правой, так и левой рукой.
  3. Для выполнения упражнений с мячом целесообразно использовать различные исходные положения: сидя, лежа, стоя на коленях и др.

Упражнения в ходьбе и беге

  1. Соревнование в быстрой ходьбе. Взрослый следит за тем, красиво ли ходит ребенок (не идет ли он вразвалку, не шаркает ли он ногами и др.).
  2. Ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени, спредметами на голове (мешочек с песком, книга), крестным шагом и др. (оценивается осанка ребенка).
  3. Бег со стартовой линии (дорожкой служит тропинка в парке, тротуар перед домом и др.). Взрослый подает команду «Марш!» Ребенок старается быстро добежать до финиша. Роли меняются, или могут бежать вместе взрослый и  ребенок.
  4. Соревнование в беге. Ребенок убегает от взрослого. Взрослый старается догнать его. Если ребенок останавливается и обхватывает ствол дерева двумя руками, взрослый обязан отойти от дерева на 5-7 шагов. Ребенок побеждает, если успевает осалить 8 (10) деревьев. Затем роли меняются, но взрослому разрешается передвигаться прыжками.
  5. «Запустите стрелу». Станьте на одну (общую) черту, запустите бумажные стрелки-планеры и бегите за ними, пока не упадут. Поднимите каждый свою стрелку и запустите ее опять по направлению к «посадочной площадке» (кружку, нарисованному в 20-25 шагах от общей черты. Кто сумеет проделать весь путь с меньшим количеством «посадок» стрелки, то и победит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помогаем детям учиться. Правила общения детей и взрослых.

Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. Родители,  школа, учителя  - взрослые и мудрые люди, которые заинтересованы в том, чтобы  ребенок ст...

Проект Помоги детям

Важной целью проекта являлось развитие волонтёрства для оказания  помощи детям сиротам из детского дома  им. К. Либкнехта, воспитание у волонтёров чувства альтруизма и личной ответстве...

Нужно ли помогать детям в учёбе?

В статье даются советы родителям, чьи дети испытывают трудности в подготовке к урокам. Как помочь ребёнку и при этом не делать всё за него? Как развить самостоятельность школьника, но и желание совето...

Как помогать детям учиться

Как помогать детям учиться...

Как помогать детям учиться

Как помогать детям учиться...

Помоги ребенку учиться

Помоги ребенку учиться...