Помоги ребенку учиться
статья

Грудинина Елена Анатольевна

Помоги ребенку учиться

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Помоги ребенку учиться25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Помоги ребенку учиться»

Классное родительское собрание.                                         Грудинина Е.А

Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.

Задачи:

- проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся;

- определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку;

- выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы.

Снижение интереса к учебе одна из самых распространенных острых проблем для многих семей. Поэтому мы сегодня говорим на тему «Помоги ребенку учиться» «Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» В. А. Сухомлинский

Известно, что учеба требует немало сил. Одни ученики схватывают все на лету, другие нет. Оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности. Отсюда успеваемость порой не соответствует уровню собственных возможностей учащегося.

Давайте рассмотрим возможные причины возникновения проблем в снижении успеваемости:

 1 Причина неуспеваемости ребёнка в учёбе, вернее комплекс причин: врождённые свойства, полученные ребёнком от родителей по наследству, психофизические возможности, обусловленные слабостью нервной системы, особенностями темперамента (медлительность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, рассеянность и т.д.), что делает затруднительным успешное и активное освоение школьного материала. Например, ребёнок не успевает за учебным процессом, который рассчитан на детей со средней скоростью восприятия информации и деятельности. Медлительные дети дольше входят в какой-то процесс, поэтому их бывает нелегко засадить за уроки. Оборотная сторона медлительности часто - добросовестность и основательность. Но негативная реакция родителей и учителей, постоянные упрёки и отсчитывания могут привести к серьёзным последствиям для здоровья, вызвать отвращение к учению вообще. Когда медлительных детей начинают подгонять, обычно с раздражением и угрозами , они начинают суетиться, делать неверные лишние движения и изза волнения и страха вообще теряют способность соображать и что-то делать. Чрезмерное же напряжение приводит его к переутомлению, потере контакта с другими детьми, и ребёнок в итоге совсем теряет интерес к учёбе, начинает ненавидеть школу

2 Причина успешной учёбе может помешать целый воз причин медицинского плана: соматическая ослабленность, нейродинамические, двигательные нарушения, психическая депривация (недостаточность), расстройства психоневрологической сферы и т.д..

 3 Причина - кислородная недостаточность и малоподвижной образ жизни и как следствие плохая успеваемость, быстрая утомляемость, несобранность могут стать прямым следствием, что особенно часто наблюдается у детей, слишком много сидящих дома, спящих с закрытыми форточками. «Неспортивность» ребят, нелюбовь к подвижным играм, длительным прогулкам и походам.

4 Причина - В ребёнке ещё с начальной школы сформировалось чувство страха перед школой. Причины могут быть разными: общий тревожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, неумные угрозы родителей. Страх перед школой детям могут передать родители, если у них самих в детстве были проблемы в школе.

5 Причина - особенности подросткового возраста «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках» (И.Гете)

6 Причина - Плохая успеваемость часто бывает следствием недостатка силы воли.

7 Причина: эмоциональный дефицит. Вообще недостаточный контакт ребёнка и взрослых препятствует активному усвоению основных норм и правил, по которым живут люди. Много душевной энергии отнимает тяжёлая, напряжённая атмосфера в семье, частые конфликты, даже просто постоянное несогласие родителей друг с другом. Некоторые родители наивно полагают: мы между собой выясняем отношения, наши проблемы решаем так эмоционально, а ребёнка это не касается, он не реагирует. Большое заблуждение! . У ребёнка тоже легко меняется настрой, и за уроками ему непросто сосредоточиться, сконцентрироваться на предмете занятий, вникнуть в материал.

8 Причина ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама изза двойки - в слёзы, а папа небрежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (направленную к получению знаний) линию поведения?

9 Причина Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя (заниженная самооценка). Брошенный в сердцах эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А реплики «ты чтонибудь соображаешь?», «у тебя чем голова набита?», «когда ты поумнеешь?», «до чего же ты глуп!» и т.п., которыми нередко так легко бросаются и дорогие родители, и учителя, прицельно убивают веру ребёнка в себя. А как ещё он может себя оценивать, если в его способности не верят самые близкие и авторитетные люди? Далее - неожиданные для родителей прогулы уроков в школе.

10 Причина не соблюдение баланса «похвала - осуждение». М. Литвак в книге «Если хочешь быть счастливым» сообщает о данных, полученных учёными в ходе практических экспериментов. Их результаты говорят о том, что для благополучного существования человека нужно, чтобы раздражители, вызывающие положительные эмоции, составляли 35 процентов, вызывающие отрицательные эмоции - 5 процентов, а эмоционально нейтральные - 60 процентов. В связи с этим помимо наказаний и поощрений автор книги называет ещё один весьма действенный приём - игнорирование. Когда же не соблюдается со отношение положительных и отрицательных раздражителей, происходит психологическая катастрофа.

11 Причина: превышение разумного порога строгости родителей по отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учебных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность. Чрезмерно строгая, без разбору, родительская реакция на плохую отметку переключает внимание и эмоции отпрыска с огорчения по поводу положения своих учебных дел на другой вопрос, совсем не главный: что мне за это будет и как скрыть от родителей злосчастную двойку? Правило: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

12 Причина: хуже обычно учатся выходцы из семей, где не сложился культ знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное время проводит перед телевизором или во дворе за домино, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет традиции, непременно получить образование, там и у ребёнка не формируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Он начинает чувствовать себя «белой вороной» в семье: почему только его заставляют сидеть за книжками Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.

13 Причина: родители не приучили ребёнка с малолетства преодолевать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки становятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию.

14 Причина: не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и целых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях.

15 Причина: причиной отказа посещать школу может стать преследование ребёнка одноклассниками. Не принять в ребячьей среде, подвергнуть осмеянию, враждебным выпадам могут за что угодно. Но за внешними признаками, провоцирующими реакции неприятия, обычно кроется подсознательная неуверенность в себе, низкая самооценка преследуемого. У робкого подростка, даже если он во всём старается быть «как все», при желании обязательно найдут что-либо, к чему можно прицепиться. Преследование кого-то из детей иногда начинается с негативного отношения к ребёнку учителя, если он больше заботится о своём авторитете среди учеников и об управляемости класса, чем о психологическом самочувствии отдельных ребят.

16 Причина: немалое значение имеет программа школьного обучения. Для того, чтобы ребёнок, а потом подросток охотно ходил в школу, он должен ясно представлять, что она ему даёт, зачем ему нужны те знания, которые он получает. Чем чаще он будет осознавать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практического материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.

Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет?

Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность.

Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка.

Выполнение школьниками домашних заданий — обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни.

Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца.

Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям.

Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации.

Советы по решаемой проблеме.

Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться.

Памятка для родителей

  1. Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
  2. Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
  3. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
  4. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание. При подготовке домашнего задания ученику помогут специальные памятки.

На заметку родителям

  • Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
  • Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  • Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  • Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  • Не пытайтесь выполнять задание за своего ребенка, лучше пусть он вообще домашнее задание не сделает, чем сделаете его вы.
  • Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
  • Используйте возможность дополнительных и стимулирующих занятий в школе для того, чтобы снизить учебную нагрузку дома.
  • Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

Список использованной литературы

  1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., «Педагогика», 1989.
  2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М., «Просвещение», 1991.
  3. Психологические тесты. Под ред. А.А. Карелина: в 2-х т.-М.; «ВЛАДОС», 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помогать детям учиться.

Учебный труд – это труд умственный, который требует большого напряжения нервной системы. К.Д. Ушинский заметил, что умственный труд едва ли не самый тяжелый, организм ребенка должен приучаться к...

Помогаем детям учиться. Правила общения детей и взрослых.

Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. Родители,  школа, учителя  - взрослые и мудрые люди, которые заинтересованы в том, чтобы  ребенок ст...

Помогите своему ребенку учиться

Рекомендации учителя надомного обучения родителям по развитию познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Помогите ребенку научиться учиться

Памятка для родителей....

Как помогать детям учиться

Как помогать детям учиться...

Как помогать детям учиться

Как помогать детям учиться...