Пояснительная записка к курсу "Основы проектной деятельности"
рабочая программа по теме

Петрова Ольга Николаевна

Для учениц 9-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Основы проектной деятельности»

Пояснительная записка.

Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, Выполненная учащимися под руководством учителя.

Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей.

Окончательный выбор темы проекта согласуется с учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого учащегося или группы учащихся.

Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладывают возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появляется взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.

Сроки выполнения проектов могут быть разными и зависят от содержания и задач проекта и могут меняться: от 5-6 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течении  года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.

Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся. Проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств  трудового обучения.

ПРОЕКТЫ - это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.

Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика, но в то же время, при использовании проектного метода обучения, задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подобно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.

Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над ними. Должна  быть обеспечена материальная база для выполнения проекта ( демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудования, специальные инструменты, материалы).

Деятельность Учащихся при выполнении проектов.

  1. Организационно-подготовительный этап. ( поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, постановка цели и задачи проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта конструкции, подбор материала и отделки, подбор технической документации, планирование технологического процесса, разработка конструкторско-технологической документации, выбор инструмента и оборудования, организация рабочего места.
  2. Технологический этап проекта.  ( Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, контроль качества, коррекция.)
  3. Заключительный этап проекта. ( Корректирование конструкторско-технологической документации. Экологическое и экономическое обоснование. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов и реклама изделия. Защита проекта.

Цели  и задачи творческого проектирования.

  1. Реализация на практике знаний и умений учащихся, полученных на уроках технологии и других предметов школьной программы.
  2. Раскрытие творческих способностей и индивидуальных предрасположенностей учащихся.
  3. Формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
  4. Формирование интереса к самостоятельной творческой работе.
  5. Формирование умения пользоваться справочной, технической и научно-познавательной литературой.
  6. Использование инновационных и компьютерных технологий при создании творческого проекта.
  7. Умение оценить свои возможности в творческой деятельности.
  8. Умение довести возникшую идею до реальных результатов.
  9. Умение оценить проделанную работу.

Основные требования к проектированию.

1.Технологичность. Заключается в возможности максимально простого изготовления изделия, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда, т.е. выбор наиболее рациональной технологии.

2.Экономичность. Экономичность требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия.

3.Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не влекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.

4.Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т. д.  В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.

5.Эргономичность .Тесно связана с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.

6.Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно комплексно отражать изученный в течении года, быть политехнически направлено.

7.Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.

8.Посильность. Предполагает соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям.

9.Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным; должны гармонично сочетаться все детали и цветовая гамма, а также быть практичным, функциональным.

10.Значимость. Изготовление изделия должно иметь определенную ценность, полезность в интересах общества или конкретной личности.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:

  1. Умение обосновать актуальность выбора темы.
  2. Навыки формирования планируемого результата.
  3. Умение кратко и четко формулировать проблему, возникшую в проблемной ситуации.
  4. Навыки анализа разработанных идей.
  5. Создание технологически грамотных чертежей, эскизов, макетов, схем, рисунков, технологических карт, входящих в пакет технической документации.
  6. Навыки экономических расчетов.
  7. Навыки экологических обоснований.
  8. Навыки выбора оборудования, инструментов и материала для практической реализации творческого проекта.