Пояснительная записка к курсу "Основы проектной деятельности"
рабочая программа по теме
Для учениц 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_kursu_osnovy_proektnoy_deyatelnosti.docx | 17.17 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы проектной деятельности»
Пояснительная записка.
Под проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, Выполненная учащимися под руководством учителя.
Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединяться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей.
Окончательный выбор темы проекта согласуется с учителем. Зная интересы и потенциальные возможности своих учеников, учитель имеет возможность максимально точно подобрать тему и определить уровень сложности проекта для каждого учащегося или группы учащихся.
Работа, которая требует больших затрат времени, может быть выполнена в домашней обстановке. Тем самым закладывают возможности для общения детей и родителей. В повседневных совместных делах появляется взаимопонимание, уважение и доверие, чувство общности, сформируются новые и возродятся утраченные духовные ценности.
Сроки выполнения проектов могут быть разными и зависят от содержания и задач проекта и могут меняться: от 5-6 недель до года. При длительном выполнении проекта необходимо наметить определенные этапы с результатами работы на каждом этапе. Проект, выполняемый в течении года, позволяет создать дополнительную заинтересованность школьников в получении знаний, необходимых для его выполнения.
Особенность системы выполнения проектов - совместная творческая работа учителя и учащегося. При этом имеется возможность расширить обозначенные в программе направления трудовой творческой деятельности, учесть интересы учащихся. Проекты любой направленности будут педагогически эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают, с одной стороны, отход от авторитарных методов обучения, а с другой – предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание разнообразных методов, форм и средств трудового обучения.
ПРОЕКТЫ - это всего лишь один из компонентов системы образования, а не самостоятельная система.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Поэтому не следует стремиться к сложным темам проектов. С другой стороны, не следует понимать проект как контрольную работу. Еще раз подчеркнем, что проект является творческой работой, во время выполнения которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса.
Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал ученика, но в то же время, при использовании проектного метода обучения, задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подобно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка.
Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать «играющим тренером» в работе над ними. Должна быть обеспечена материальная база для выполнения проекта ( демонстрационные, справочные и наглядные средства обучения, оборудования, специальные инструменты, материалы).
Деятельность Учащихся при выполнении проектов.
- Организационно-подготовительный этап. ( поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, постановка цели и задачи проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор оптимального варианта конструкции, подбор материала и отделки, подбор технической документации, планирование технологического процесса, разработка конструкторско-технологической документации, выбор инструмента и оборудования, организация рабочего места.
- Технологический этап проекта. ( Выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности, соблюдение технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, контроль качества, коррекция.)
- Заключительный этап проекта. ( Корректирование конструкторско-технологической документации. Экологическое и экономическое обоснование. Контроль и испытание изделия. Подведение итогов и реклама изделия. Защита проекта.
Цели и задачи творческого проектирования.
- Реализация на практике знаний и умений учащихся, полученных на уроках технологии и других предметов школьной программы.
- Раскрытие творческих способностей и индивидуальных предрасположенностей учащихся.
- Формирование навыков самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
- Формирование интереса к самостоятельной творческой работе.
- Формирование умения пользоваться справочной, технической и научно-познавательной литературой.
- Использование инновационных и компьютерных технологий при создании творческого проекта.
- Умение оценить свои возможности в творческой деятельности.
- Умение довести возникшую идею до реальных результатов.
- Умение оценить проделанную работу.
Основные требования к проектированию.
1.Технологичность. Заключается в возможности максимально простого изготовления изделия, в частности на имеющемся оборудовании, из доступных материалов, с наименьшими затратами труда, т.е. выбор наиболее рациональной технологии.
2.Экономичность. Экономичность требует изготовления изделия с наименьшими затратами, с получением наибольшей прибыли при реализации или эксплуатации изделия.
3.Экологичность. Состоит в том, что изготовление и эксплуатация изделий не влекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека, животного и растительного мира.
4.Безопасность. Предусматривается как на стадии выполнения проекта, так и на стадии эксплуатации. Безопасность связана с системой мер по охране труда, производственной санитарией, гигиеной и т. д. В проекте должна исключаться возможность травматизма и профессиональных заболеваний.
5.Эргономичность .Тесно связана с научной организацией труда и предусматривает оборудование рабочего места с наименьшими энергетическими затратами человека при обслуживании.
6.Системность. Содержание работ по выполнению проекта должно комплексно отражать изученный в течении года, быть политехнически направлено.
7.Творческая направленность и занимательность. Предполагает творческую деятельность и учет интересов детей.
8.Посильность. Предполагает соответствие уровню подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным и физиологическим возможностям.
9.Соответствие требованиям дизайна. Проектируемое изделие должно быть внешне эстетически красивым, модным; должны гармонично сочетаться все детали и цветовая гамма, а также быть практичным, функциональным.
10.Значимость. Изготовление изделия должно иметь определенную ценность, полезность в интересах общества или конкретной личности.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся:
- Умение обосновать актуальность выбора темы.
- Навыки формирования планируемого результата.
- Умение кратко и четко формулировать проблему, возникшую в проблемной ситуации.
- Навыки анализа разработанных идей.
- Создание технологически грамотных чертежей, эскизов, макетов, схем, рисунков, технологических карт, входящих в пакет технической документации.
- Навыки экономических расчетов.
- Навыки экологических обоснований.
- Навыки выбора оборудования, инструментов и материала для практической реализации творческого проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Внеурочная деятельность по немецкому языку в 5 классах (пояснительная записка)
Внеурочная деятельность по немецкому языку для 5 классов с описанием упражнений и игровых моментов с точки зрения здоровьесбережения....
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к курсу «Проектно-исследовательская деятельность» 10 класс Обучение в 10 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Пояснительная записка внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению « гимнастика» для 5-х классов.
материал пригодится как образец для написания пояснительной записки по внеурочным занятиям физической культуры...
Пояснительная записка программы внеурочной деятельности по физической культуре для 5 класса.
В пояснительной записке представлены нормативные документы, на основе которых составлена рабочая программа внеурочной деятельности 5-ых классов по общефизической подготовке. Приведён план-график распр...