ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
материал по теме

Волкова Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

Чтобы не было во рту «каши»…

      Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

       В  норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

        Увы, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то звуки, только при записи его в первый класс. И тогда начинается муштра, ежедневные занятия,  лишь бы успеть «подтянуть» ребенка до сентября. Но, во-первых, это такая нагрузка на детей — за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5–6 лет. А во-вторых, таких проблем можно было избежать, если бы родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду



Предварительный просмотр:

Советы родителям по обучению грамотному письму

1. Организуйте в дошкольный период игровую и познавательную деятельность ребёнка, посещение им спортивных секций, музыкальных и танцевальных занятий. В такой деятельности происходит развитие психических процессов, пространственных функций, общей и мелкой моторики. Малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. Все это необходимо в дальнейшем для успешного обучения.

2. Обращайтесь к логопеду, если у ребенка наблюдается неправильное, искаженное, неточное, нечеткое произношение звуков. Развивайте фонематические процессы, умение слышать и различать фонемы (звуки) родного языка. Формируйте готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: учите умению выделять начальный гласный звук из состава слова; анализировать гласные из трех звуков, проводить анализ обратного слога; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.

3. Развивайте словарный запас и грамматический строй речи ребенка. К школьному возрасту в словаре ребенка должно насчитываться до 1500 – 2000 слов. Он должен активно использовать в своей речи обобщающие слова, синонимы, антонимы, слова, относящиеся к различным частям речи, понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения.

4. Восполняйте пробелы в формировании связной речи. Учите составлять развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающим людям.

5. Развивайте мелкую моторику, это послужит основой для умения красиво и правильно писать. Укрепить мышцы кистей помогут: пальчиковая гимнастика; работа с бумагой – вырезание, аппликация, оригами; лепка; рисование – пальцами, карандашами, мелками, кисточками; раскрашивание и штриховка готовых картинок; вышивание, вязание, изготовление поделок из природных материалов, бисера, лент; собирание мозаики, пазлов, конструкторов.

6. Воспитывайте любовь к чтению литературных произведений, запоминанию и декламированию стихотворений. Это способствует развитию словарного запаса, устной речи и память. Книга является главным помощником в освоении навыков правописания. При чтении у ребенка вырабатывается зрительная память, и тем самым он запоминает правильность написания многих слов.

7. Практикуйте письмо «по памяти». Для этого необходимо прочитать слово (небольшое предложение); запомнить его, предварительно проговорив трудные слова по слогам; записать, диктуя себе «по памяти»; проверить написанное. При обучении ребенка правильно и грамотно писать рекомендуется советовать ему, проговаривать про себя то, что он хочет написать «орфографически». В этом случае, кроме зрительной памяти, включается еще и слуховая.

9. Формируйте процесс списывания. Для этого предложите ребенку прочитать предложение целиком, чтобы понять его смысл; прочитать орфографически (так, как пишется) смысловой отрезок, который подлежит списыванию за один такт; повторить его, не глядя в текст (проговорить орфографически); записать смысловой отрезок, диктуя себе по слогам, так, как проговаривал (до окончания записи в текст не смотреть); проверь написанное по тексту.

10. Практикуйте написание диктантов карандашом. Нужно писать тексты по 150 – 200 слов,   пропуская "опасные места" в слове, оставлять "окошки" на месте слабых позиций. Прежде, чем написать, школьник поясняет правило, которое собирается применить "вставляя пропущенные буквы". Ошибившись, ребёнок имеет возможность стереть свои ошибки и написать правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление нарушений звукопроизношения через реализацию авторской коррекционно-развивающей программы"Вижу,слышу и играю -правильно говорю!"

Пояснительная записка.Конспекты занятий.Авторская программа "Вижу, слышу и играю- правильно говорю", направленна на комплексное развитие ребенка: развитие и коррекцию правильного произношения звуков,ф...

Формирование английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната VI вида

Формирование  английского звукопроизношения на начальном этапе обучения детей с заболеванием ОДА в условиях школы-интерната  VIвида...

Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по преодолению нарушений звукопроизношения

Серия занятий по теме: Звук[ л] Цель: сформировать умения и навыки правильного звукопроизношения через различные виды речевой деятельности....

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Консультация для родителей по звукопроизношению. Комплекс артикуляционной гимнастики

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной пр...

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».

Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени  тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения ( коррекция звукопроизношения + развитие речи) " Дикие животные и птицы. Подготовка к зиме. Звуки С и С\' в предложениях"

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия №698 Московского района Санкт-Петербурга « Пансион»   Интегрированно...