НАЧИНАЮЩЕМУ ЧИТАТЕЛЮ
методическая разработка по теме

Арапова Елена Александровна

 

как родителям избежать ошибок при обучении ребенка чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

НАЧИНАЮЩЕМУ ЧИТАТЕЛЮ - как родителям избежать ошибок при обучении ребенка чтению

   …Безусловно, ранее обучение чтению является одним из условий успешного раннего развития ребенка. Читающий ребенок имеет ряд преимуществ по сравнению со своими нечитающими сверстниками,

так как:

 - Происходит общее развитие речи, ведь чтение- это одна из разновидностей речи (письменная),

- Развивается мышление и словарный запас;

- Развивается грамматический строй речи -  ведь читая правильно построенные предложения, ребенок начинает сам строить свои высказывания правильно;

 - Запоминание зрительного образа слова поможет ему избежать ошибок в письменной речи;

- Формируются простейшие формы звукового анализа и синтеза, развивается фонематическое восприятиу

- Чтение становится новым способом получения информации об окружающем мире, ребенок становится более самостоятельным, сам может узнавать интересующие его сведения;

 Кроме того, ранее обучение чтению способствует развитию речи у неговорящих детей, а же у детей с проблемами развития.

   Поэтому желание родителей как можно раньше научить ребенка читать является похвальным. Важно только избежать ошибок, возникающих при этом.

   Любая методика, по которой вы собираетесь учить своего ребенка, может иметь ряд преимуществ и недостатков. Магазины изобилуют азбуками и пособиями, звучащими ,говорящими детскими «компьютерами», а также обучающими азбуке компьютерными программами. Какую бы азбуку и букварь вы не выбрали, необходимо избежать осложнений, ведущих к переучиванию малыша.

   Одной из типичных ошибок является называние алфавитных названий букв: БЭ, МЭ, ША и т.д. В дальнейшем это может осложнить овладение навыком послогового чтения: вместо МАМА ребёнок может читать МЭАМЭА. Легко ли ребёнку  понять смысл такого прочитанного им слова?

   Другой распространенной ошибкой является неправильный подход при обучению сливанию букв в слоги - когда родитель объясняет ребёнку, что « М и А будет МА», а также побуквенное чтение: М, А, М, А. Такое чтение становится для малыша утомительным и безынтересным занятием, и приносит и ребенку и родителям лишь разочарование.

  Часто малыш не может понять смысл прочитанного им слова, так как родители не показывают ему картинки с изображением того, что он только что прочёл, и поэтому не может объяснить слова или фразы. Такое чтение называется механическим.

   Чтобы сделать процесс  обучения чтению по настоящему увлекательным для ребенка, привить ему любовь к чтению, вырастить вдумчивого читателя,  нужно приложить достаточно усилий, и постараться выполнить некоторые общие рекомендации:

-Занятия должны проходить регулярно, а не от случая к случаю. Будет прекрасно, если вы напишите и нарисуете вместе с ребенком «Расписание занятий», и повесите его над столом малыша.

-Занятия должны проходить в эмоционально положительно окрашенной обстановке, в момент занятий вас не должны отвлекать другие члены семьи и домашние дела.

- Лучший режим занятий- полчаса в утреннее или дневное время, или часы после дневного сна, по полчаса два- три раза в неделю.

- Изучая буквы, называйте малышу их звуковое произношение, а не алфавитное название: не МЭ, а М, не ПЭ, а П.

- Приступая к послоговому чтению, тяните первый звук слога до «встречи» с последующим: МММА, то же и в словах:  МММА - МММА.  Главное- сформировать навык плавного послогового чтения.

- Сопровождайте прочитанное картинками, чтобы малышу был понятен смысл,

- Выкладывайте изученные буквы и слоги, слова из счетных палочек, тыквенных и арбузных семечек, лепите из пластилина. Это поможет ему соотнести звуковой образ буквы с её написанием.

- Играйте в слова - находите изученный звук в начале, в середине и конце слова, придумывайте слова на заданную букву.

   Если вы не уверены, что сможете правильно и быстро  научить ребенка читать, можно доверить это ответственное занятие специалистам. Существует методика, по которой обучение чтению происходит естественно и интересно:

     буквы даются не в алфавитном порядке. Сначала ребенок знакомится с гласной «А», затем со всеми согласными. Прорабатываются все возможные варианты прочтения согласных в сочетании с гласной «А»: слоги- слияния, открытые и закрытые слоги с разным количеством  согласных. От  чтения простых односложных слов ребенок постепенно переходит к чтению многосложных слов, словосочетаний, предложений, небольших текстов.  Затем вводятся остальные гласные буквы, мягкий и твердый знаки. На начальном этапе очень важно переключить внимание ребенка со смысловой стороны чтения на звуковую. Предполагается научить ребенка выделять в слове определенные звуки; устанавливать порядок их следования друг за другом: различать гласные и согласные звуки, а среди согласных – твердые и мягкие. Цель этой работы – добиться, чтобы ребенок свободно ориентировался в звуковой структуре слова.

   На следующем этапе овладения чтением у детей основная нагрузка падает на процессы декодирования печатного буквенного текста в устную форму. Важную роль играет развитие у ребенка зрительной и слуховой памяти. Чем лучше зрительное запоминание, тем быстрее ребенок научится узнавать буквы. Чем лучше слуховое запоминание, тем быстрее ребенок научится соотносить буквенное изображение со звуковым выражением.

   Следующая ступень чтения – это чтение целыми словами с нарастанием скорости чтения (техника чтения). Эта ступень невозможна без развития памяти, внимания, общей эрудиции, а так же сформированности у ребенка расширенного поля зрения, речедвигательной системы, координации движения глаз.

   Правильно организованные занятия, направленные на совершенствование внимания, памяти, мышления, речи, позволяют ребенку с высокой степенью эффективности овладеть навыком правильного, фонетически грамотного чтения.

   Каждое занятие сопровождает красочный рабочий лист, который является не просто набором логических и графических заданий, но и опорным конспектом занятия.

   В программу занятий включено множество  загадок, пословиц, чистоговорок,  скороговорок, стихов и сказок. Каждое занятие включает в себя фонетическую и артикуляционную гимнастику, игры и упражнения со звуками,  буквами, словами и предложениями, физкультминутки.

ПРИЯТНОГО И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе Тема: «От благодарных читателей» (художественные произведения, героям которых установлены памятники).

Урок-путешествие по внеклассному чтению в 3 классе с использованием метода проектной деятельности и ИКТ ...

Как воспитать талантливого читателя? Презентация

В презентации представлены различные формы работы с учащимися по привлечению их к чтению....

Воспитание талантливого читателя

Формы работы по привлечению учащихся к чтению художественной литературы...

Как воспитать грамотного читателя? Цикл бесед для родителей.

Цикл бесед для родителей о формировании навыков чтения. о том, что значит "грамотное" чтение, о пользе домашнего совместного чтения вслух....

О литературе, писателе, читателе

Конспект первого урока по литературе в 6 классе (учебник Г.С. Меркина)...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Автор-образ-читатель. Как создает героя автор, как создает героя читатель".

ТИП УРОКА: творческая мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1) знать, при помощи каких средств создают образы авторы (писатели, поэты, художники, музыканты); 2) закрепить и систематизировать знания по теории лит...

Памятка начинающему читателю

Памятка для первоклассников...