МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
классный час (8 класс) на тему

Руднева Наталия Александровна

Материал отражает жизненную и педагогическую позицию учителя, приводятся факты из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_ped._filosofiya_2009.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               РУДНЕВА Н.А.

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

     Труд учителя нелёгок, но, подобно свету далёкой звезды,  который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает ещё долгие годы после того, как он расстался со своими учениками. Учитель формирует человека, учителя формируют поколения.

     Перед учителем встаёт прекрасная, но далеко не простая задача – развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Такова потребность общества. В разных сферах труда нужно всё больше инициативных работников, готовых настраиваться  на быстрые и решительные перемены.  От духовной культуры учителя, от силы его убеждённости, от его человеческого таланта зависит дух школы, то, что определяет направление  мыслей, интересов, стремлений его воспитанников.

Скептики сетуют: в школе воспитывать некогда – программы перегружены, в семье воспитывать некому – родители заняты работой. Но разве учитель не воспитывает, когда учит? А усилия мысли, общая увлечённость учителя и учеников на уроке? А этические споры вокруг судеб исторических личностей и литературных героев? А совместные размышления о том пути, который прошла наша страна? А умение учителя дать слабейшему вкусить радость победы? Учителя надо понимать. Помогать ему работать вдохновенно.  Беречь его время, его силы.

      Мы не можем вложить в голову ребёнка весь свой жизненный опыт, но мы можем возбуждать и поддерживать  в нём жажду самовоспитания и самосовершенствования своей верой в его силы. Верой, опирающейся на знание его способностей, склонностей, характера, знание, обретаемое в союзе с учителем.

     Главная, исходная идея такова: человек есть саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующееся существо. Иначе говоря, человек развивает, учит, воспитывает себя сам, а не какая-то посторонняя сила: педагог, школа, товарищи. Но в природе ничего не происходит само по себе. Ребёнок – существо не самодостаточное для саморазвития в силу возраста, малых знаний, слабости физических и духовных сил. Учитель, воспитатель нужен. Но он лишь помощник, защитник, советник, наконец, образец для подражания.  Но не надзиратель, не «скульптор». Его задача – создавать условия для саморазвития ребёнка. Цветок растёт сам. Его не надо тянуть за верхушку, пихать и пинать. Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, сильным и прекрасным, как ему предписано природой.

Учение и воспитание сегодня мы рассматриваем в свете завтрашнего дня. И тут нельзя полагаться  только на уже найденные ответы и решения, нужны анализ, диалог, размышление, внимание к ежедневному труду педагогической мастерской.

.Настоящий учитель знает, что должен поддерживать  ученика в главном: чтобы ребёнок сам хотел и стремился быть хорошим!

      Как важно, чтобы рядом с ребенком в период его взросления оказался мудрый, понимающий, воспитанный человек! Учитель в первую очередь претендует на это звание. Я стараюсь внушить ребенку, что он создаёт себя, воспитывает в себе  личность и отвечает за каждый свой поступок, каждое слово. Один из моих жизненных принципов - «начни с себя». Легко переложить ответственность за неудачи на чужие плечи, гораздо полезнее правильно оценить свои действия и постараться исправить ситуацию.

     Я храню в своей душе еще одни очень важные для меня слова: «Рука дающего не оскудеет». Эта истина проверена многолетним опытом. Подлинная душевная щедрость никогда не остается не замеченной детьми. Вспоминаю десятиклассника Кирилла, который ранней весной подарил мне букет сорванных у школы одуванчиков. Эти одуванчики для меня дороже самых пышных букетов, которые я получаю по праздникам. Если учитель не жалеет своих душевных сил для воспитанников, жизнь его освещается теплым светом добра, которое сторицей возвращается к нему, и, как круги на воде расходится, захватывая в свои объятия всё большее количество людей.

     «Век живи - век учись», - гласит русская пословица. Прислушиваясь к этим мудрым словам русского народа, я учусь ежедневно, ежечасно. Прекрасно знаю: если остановишься, то сразу же попятишься назад. Для того чтобы обучать нынешних учеников, необычайно вдумчивых, талантливых, а иногда ленивых и легкомысленных, нужно быть на высоте. Первые задают глубокие, умные вопросы, а вторых надо обязательно увлечь своим рассказом! Говорят, что «учитель - это тот, у кого много учителей». У меня много учителей. Это мои любимые писатели и поэты, родные, коллеги, а самое главное - мои ученики.

     Они ведь необычайно талантливы - эти мальчишки и девчонки, с которыми меня свела судьба. Известно, что все дети обладают способностями, только необходимо раскрыть их. Как это сделать? Заниматься со своими воспитанниками тем, что ты умеешь делать. Мы с ребятами  издаём рукописные журналы, занимаемся художественным чтением, но самым большим нашим увлечением стал самодеятельный театр. Общие дела сплачивают коллектив, а ребята из закомплексованных, стеснительных или слишком боевых превращаются в «настоящих» артистов, писателей, поэтов, увлеченных, организованных, дружных.

      «Главное не обучение, а воспитание», - сказал кто-то из мудрых людей. Вложить в души учеников понимание того, что быть наглым, грубым, лживым и нахальным стыдно, в наше время, когда вокруг царит власть денег, очень непросто. Жозеф Жубер сказал: «Детям нужны не поучения, а примеры». Быть примером для учеников - необычайно ответственная задача. И ведь нельзя быть этим примером как-то специально, выпячивая собственные «добрые дела», лучше всего быть самой собой, естественной и открытой.

     Общаясь с родителями моих учеников, я часто цитирую слова академика А.В. Петровского: «Маленькие дети - маленькие заботы, большие дети - большие заботы - этот расхожий стереотип, увы, ложен. Большие заботы семьи и школы в отношении подростков и старшеклассников - прямой результат маленькой заботы о маленьких детях». Так хочется, чтобы родители не забывали о своем высоком назначении и каждый день заглядывали в души своих детей! Сегодня рацион семейной жизни, как это ни покажется странно, более всего беден витаминами общения.

      Лев Толстой сказал когда-то, что  патриотизм – чувство самое стыдливое. Чувство, отрешённое от всего показного, суетного, тщеславного.

Воспитывая с ранних лет у ребёнка уважение к прошлому, внимание к тому лучшему, что есть в нас самих, мы воспитываем и самые важные человеческие чувства – уважение к людям и чувство собственного достоинства, закладываем ту нравственную основу, на которую опирается потом наша гражданственность.

      Как это делается практически? Даю задание узнать у мам и пап о жизни бабушек, дедушек и других родственников для составления таблицы «Моя родословная», собрать информацию  о родных, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны для сочинения об их боевых подвигах.

     Уроки литературы предоставляют широкие возможности для воспитания в душах ребят чувства патриотизма. Формула данной задачи проста: от малого к большому, от истоков, корней, - в будущее. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, городу, где живешь, к своей стране, к истории страны. Необходимо рассказывать детям о святом отношении к Родине наших предков, которое будто введено в наш генетический код, о потрясающей способности русского человека отдавать себя идее без остатка. Начинаем с беседы о сказочном Иване - крестьянском сыне и трех богатырях и заканчиваем подвигами советских воинов во время Великой Отечественной войны, российских солдат и офицеров в Афганистане и Чечне. Конечно, патриотизм проявляется не только в деле защиты Родины. Наш класс  носит гордое звание «Юные гагаринцы», все ребята восхищаются подвигами российских космонавтов и знают, что их опасная работа - гражданский подвиг и это тоже проявление истинного патриотизма. 

     В школе дети учатся по учебникам, которые каждый день носят с собой в портфелях и ранцах.  Но самый главный  учебник не овеществлён ни в одной книге – это учебник жизни. От года к году, от урока к уроку учитель ведёт школьников  по страницам этого великого учебника.

Настоящему учителю присуще непрерывное стремление к обновлению, которое рождает ту душевную гармонию человека со своим делом, над  которой время теряет власть.

     А теперь я раскрою свой самый главный секрет, который, впрочем, можно назвать педагогической формулой успеха, выведенной и проверенной мною в течение тридцатилетней работы. Для того чтобы   у тебя всё получалось, надо по-настоящему любить свою работу, искренне любить учеников, любить жизнь во всех ее проявлениях. Как просто и как трудно - любить всё, чем ты занимаешься! Мне интересно то, что я делаю, поэтому не угасает свет в моих глазах, не заканчиваются идеи, не покидает оптимизм.

     Я счастливый человек, ведь у меня есть любимая работа и любовь моих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...