« Как помочь ребёнку с нарушением в развитии заговорить?»
статья по теме

Ирина Леонидовна Лакизо

 

Этот вопрос волнует многих  мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка аморфных  слов  или не говорит вообще.


Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного развития ребенка. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы свои выражаем с помощью слова.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми, и с детьми. Такие дети не могут уловить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться не только дома родителям, но и врачам, воспитателям и другим окружающим ребенка людям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Доказано, что существуют два языка общения: один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй - это бессловесный язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций и  переживаний. Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение и  эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в незнакомом окружении  сразу определит отношение к себе незнакомых ему людей. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи взрослого, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя с ним, каким маме; отворачивается ли от него, от мамы; улыбается ли, прижимает ли обнимает к себе или наоборот. Дитя всё учтёт, а его разум впитает.

Дорогие родители! Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lakizo_i.l._sovety_roditelyam.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям
« Как помочь ребёнку с нарушением в развитии заговорить?»
учитель-логопед  ОДДИ для УОД , НСО, Мошковский район, р.п.. Ст.- Ояшинский
Лакизо Ирина Леонидовна

Этот вопрос волнует многих  мам, если ребёнку исполнилось два года, а он говорит не более десятка аморфных  слов  или не говорит вообще.

Забота о своевременном формировании речи у ребёнка - это основное условие успешного развития ребенка. Ведь через речь развивается мышление, да и мысли мы свои выражаем с помощью слова.

Любая задержка в развитии речи (плохое понимание того, что говорят окружающие, бедный запас слов) затрудняет общение ребёнка и с взрослыми, и с детьми. Такие дети не могут уловить сути игры, не понимают предъявляемых требований. С этими детьми очень сложно общаться не только дома родителям, но и врачам, воспитателям и другим окружающим ребенка людям. Как правило, такие малыши упрямы, раздражительны, много плачут и их бывает трудно успокоить.

Доказано, что существуют два языка общения: один язык - это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз; второй - это бессловесный язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача - язык эмоций и  переживаний. Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу "считывать" информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение и  эмоции.

Ребёнок, впервые оказавшийся в незнакомом окружении  сразу определит отношение к себе незнакомых ему людей. Он может не понять ни одного слова, не сразу привыкнет к темпу речи взрослого, произношению, но бессловесная коммуникация его не подведёт: каким тоном говорит эта тётя с ним, каким маме; отворачивается ли от него, от мамы; улыбается ли, прижимает ли обнимает к себе или наоборот. Дитя всё учтёт, а его разум впитает.

Дорогие родители! Вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно возвращаемся к опыту детства - к жизни в семье  "то, чему учила меня моя мать", "то, что мне показал отец", "то, чему меня учили дома".

Умение говорить, слушать, пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать, умением выражать свои чувства и мысли.

Первые годы жизни ребенка  выдаются очень суматошными и родители могут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?". Но не следует забывать, что должно быть взято в качестве основных  правил развития коммуникации у ребенка в домашних условиях:

1 этап

  1. Разговаривайте с ребенком  медленно, короткими фразами заботливым, успокаивающим или ободряющим тоном.
  2. Радуйтесь Вашему малышу с проявлением эмоций.
  3. Занимаясь уборкой или приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
  4. Когда малыш может Вас слышать, разговаривайте вслух сами с собой.
  5. Если ребенок что-то делает, то комментируйте его действия.
  6. В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, объяснения должны быть простыми и понятными.
  7.  Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
  8. Поощряйте любопытство и воображение Вашего малыша.
  9. Приобретите диски с  записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.
  10. Будьте терпеливы и не теряйте чувства юмора!

2 этап

  1. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно и смотрите в лицо.
  2. Установите  четкие требования к ребенку «что можно и чего нельзя».
  3. Сначала спрашивайте "что", а "почему" спросите, когда малыш подрастет.
  4. Каждый день читайте ребенку.
  5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
  6. Поощряйте игры с другими детьми.
  7. Старайтесь, чтобы малыш вместе с Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите "куличики" из песка, пусть он помогает Вам во всем, что ему доступно.
  8. Помогите ребенку выучить его имя и фамилию.
  9. Посещайте специальные группы для родителей с детьми в детских учреждениях.
  10. Будьте примером для малыша!

Табу «Не . .!»

  1. Не перебивайте ребенка, даже если Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать.
  2. Не задавайте слишком много вопросов.
  3. Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
  4. Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
  5. Не требуйте сразу слишком многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно что-либо делать.
  6. Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: "Не правильно!»; не говорите: "Нет, она не красная". Лучше сказать просто: "Она синяя".
  7.  Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями.
  8. Не рассказывайте о проблемах ребенка чужим людям   в его присутствии.
  9. Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.

Развитие навыков коммуникации, то есть способности об щаться, может быть даже важнее, чем умение самостоятельно ходить! «Разучитесь» на полчаса понимать окружающих и сигнализировать им о ваших желаниях и потребностях, и вы сразу почувствуете, как это важно.

Любой маленький ребенок постоянно развивается, активно взаимодействуя с окружающим миром и, прежде всего, с близкими людьми. Только в процессе социального взаимодействия ребенок развивается как независимая личность. Часто ребенок с церебральным параличом ведет себя не так, как другие дети, его трудно понять, он совсем не может говорить или говорит очень непонятно — воз можно, из-за двигательных нарушений или трудностей с концентра цией внимания; порой крайне трудно определить, нравится ли ему та или иная игра или занятие. Родителям и специалистам приходится быть очень внимательными и наблюдательными, для того чтобы разгадать или расшифровать «сигналы» малыша. Именно с расшифров ки первых ответов ребенка начинается взаимное общение между родителями и малышом. Многие дети с церебральным параличом никогда не научатся говорить, но если малыш может ответить нам «да» или «нет», то такой ответ вполне может стать основой для коммуникации. Развитие навыков коммуникации и социального взаимодействия — очень важная задача помо щи ребенку с нарушением в развитии.

Если ребенок совсем не может разговаривать — задача специалистов придумать для него способ, с помощью которого он мог бы вступать в коммуникацию. Может быть, он может показывать на картинку, чтобы попросить у вас предмет или игрушку, или, если двигательные нарушения в руках выражены не сильно, сможет ис пользовать жесты. Придумать для такого ребенка систему дополни тельной коммуникации — задача, которую необходимо решить, что бы малыш смог, пусть и не совсем обычным способом, общаться с другими людьми.

Часто нарушение речи является вторичным. К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония, и т.п.), нарушение меж функциональных связей.

Первичный дефект является следствием таких нарушений как недоразвитие или повреждения мозга. Возможно, их сочетание. Выявление первичного дефекта и работы по его возможному уменьшению относятся к задачам невропатолога, психиатра, патопсихолога. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития, в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив детерминирует отклонения в личностном развитии. То есть, дефект, препятствующий нормальному, общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, культурных ценностей.

Все функции и умения ребенка отличаются гибкостью, изменчивостью, совершенством. Эти качества возникают в процессе обучения. Интеллект ребенка не определяется наследственными задатками и не является величиной постоянной, мало зависящей от воспитания и обучения. Умственные способности не появляются спонтанно, просто по мере созревания мозга. Так, например,  известно, что в коре головного мозга человека имеются центры речи (центры Брока и Вернике). Однако ребенок никогда не заговорит без обучения вследствие простого созревания этих центров мозга. Строение речевых зон, которое само зависит от ряда факторов, в том числе и наследственных, влияет на обучаемость ребенка речи, но не предопределяет языка, на котором будет говорить ребенок. Это происходит потому, что у человека минимальный по сравнению с животным фонд врожденных рефлексов (инстинктов).  Взаимоотношения  ребенка с интеллектуальными нарушениями с родителями, братьями и сестрами с самого начала складываются неблагоприятно для развития его психики. Семья обычно не способствует воспитанию у него самостоятельности. Умственно отсталый ребенок обычно слаб и моторно неловок. Его руки непрочно удерживают предметы: ложку, игрушку, чашку. Родители начинают его полностью чрезмерно обслуживать. Прекращаются попытки научить его самостоятельно пользоваться вещами. Чрезмерная опека и множество ограничений мешают развитию знаний, опыта, предметной деятельности, ознакомлению с физическими свойствами вещей. Отсутствие у ребенка сильной потребности в новых впечатлениях, с одной стороны, и потеря родителями надежды на возможность развития у него самостоятельности - с другой, сводят контакт между ними к удовлетворению органических потребностей. Ребенка оберегают, но не развивают. Он не занимает в коллективе адекватной позиции, чаще всего ему предлагают невыгодные роли или вообще игнорируют его. Таким образом, лишение его коллективной ролевой игры не позволяет ребенку понять смысл общественных взаимоотношений. Но, как ни скудно развивается личность ребенка со множественными нарушениями в развитии, но она все же развивается и ведет некоторую борьбу за свои социальные позиции, развивая в себе компенсаторные механизмы.

Церебральный паралич возникает из-за повреждения тех частей центральной нервной системы, которые «отвечают» за управ ление движениями. Но у ребенка могут быть повреждены и другие отделы мозга, управляющие другими функциями. В этом случае у ребенка будут какие-либо сопутствующие нарушения.

Например, при поражении отделов мозга, которые занима ются обработкой зрительной информации, у ребенка будет разви ваться нарушение зрения. У детей с церебральным параличом мо жет нарушаться контроль за движениями глаз, поэтому приблизи тельно у половины из них наблюдается косоглазие. Иногда у таких детей диагностируют тугоухость. Зрение и слух очень важны для развития, поэтому, если у вашего малыша церебральный паралич, ему обязательно нужно проверить слух и зрение.

Если обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу школьного возраста многие из них будут сглажены. В любом случае они требуют повышенного внимания и специальных занятий сразу – как только будут выявлены.

Коррекция трудностей, возникающих у детей с нарушением в развитии, включает в себя различные мероприятия, такие как логопедические психолого-педагогические и медицинские.

Многих родителей беспокоит вопрос— нужно ли ребенку с нарушением в развитии принимать лекарства, чтобы помочь его нервной системе развиваться или снизить мышечный тонус? Сегодня в большинстве стран таким детям не назначают всех тех препаратов, которые столь обычны у нас.  Назначать лекарства может только опытный врач, обладающий опытом применения та ких лекарств, но не логопед. Достаточно часто у детей с церебральным параличом бывают судороги. В этом случае ребенку необходимо правильно подобрать специальные противоэпилептические лекарства, и сделать это может только врач после специального обследования. Любой разумный че ловек понимает, что длительный прием лекарств может нанести ребен ку вред, но в случае судорог это совершенно необходимо, из-за того, что повторные припадки могут сказаться на развитии ребенка. Поэтому, как бы вы ни относились к медикаментозной терапии, давать ребенку эти препараты нужно строго в соответствии с рекомендацией врача.

Переживающий свои неуспехи ребёнок становится замкнутым, подавленным, протестным. Он остро нуждается в помощи, направленной на коррекцию его трудностей.

 

С помощью лекарств можно сделать ребёнка более собранным, целенаправленным, улучшить внимание, память, поведение. Препараты, влияющие на обменные процессы в головном мозге, повысят общий тонус и работоспособность. Обязательно должен быть нормализован сон, снижена тревожность ребёнка. К сожалению, пока чудодейственного лекарства от всех болезней нет. Но уже сейчас можно очень многое сделать для ребенка, необ ходимо только помнить, что малыш должен развиваться уже сейчас — ожидая появления новых методов и пробуя их применять, мы часто теряем время. То, что мы можем делать, — это помогать ребенку развиваться!

Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.

 Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

Многие родители детей с церебральным параличом испытывают трудности при кормлении своего дитя. Младенцы иногда не могут сосать грудь или соску, а позже им трудно научиться брать пищу с ложки, жевать, они могут поперхнуться, когда пытаются что-то проглотить. Эти трудности связа ны с нарушениями движений языка, губ и с нарушением глотания. Когда малыш уже проглотил пищу, он может неожиданно срыгнуть. Частые срыгивания могут оказаться серьезной проблемой из-за постоянного раздражения стенок пищевода кислым содержимым желуд ка. Поэтому важно правильно подобрать позу, в которой вы кормите ребенка. Ни в коем случае малыш не должен есть, запрокинув голову или прижав подбородок к груди! Попробуйте сами проглотить что-то в этом положении — у вас ничего не получится. Необходимо правильно подобрать консистенцию пищи: сделать ее такой, чтобы ребенок не захлебывался, если она жидкая, и не давился, если она чересчур густая.

У детей в возрасте до пяти месяцев отмечается целый ряд патологических изменений в строении и функционировании артикуляционного аппарата. Патология строения артикуляционного аппарата у части детей проявляется в неправильной форме твердого нёба, недоразвитии нижней челюсти, массивном языке. У части детей наблюдаются значительная асимметрия лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его положение в полости рта в значительной степени зависят от общего мышечного тонуса ребенка, от влияния патологических тонических рефлексов на мышцы языка. Так, в большинстве случаев язык крайне напряжен, оттянут «комом» назад, либо «жалом» вытянут вперед, что чаще всего сочетается с гиперкинезами языка в передне-заднем направлении, тремором языка. Нередко это сочетается с гиперкинезами мимической мускулатуры. В некоторых случаях отмечается гипотонус языка, губ, отвисание нижней челюсти, отсутствие сосательных движений. У большинства детей голос слабый, немодулированный, иссякающий, в ряде случаев отмечается асинхронность голоса, дыхания и артикуляции. Мимика у большинства детей вялая, невыразительная.

Двигательные нарушения ребенка отражаются на работе дыхательного аппарата, на голосообразовании, артикуляции, мимике и жестах, которыми он пытается пользоваться для общения с окружа ющими. Например, ребенку со спастической диплегией может быть трудно произносить звуки, его вокализации тихие, мимика обеднена, он мало пользуется жестами, потому что ему трудно двигаться. При гиперкинетических формах церебрального паралича ребенок посто янно находится в движении, гримасничает, много двигает руками, часто издает звуки. В таких случаях детей трудно понять, они пытаются общаться с нами необычно — не так, как другие дети. Для развития ребенка очень важно научиться понимать его «сигналы», нужно вни мательно наблюдать за поведением малыша, чтобы понять, когда он хочет продолжать какое-то действие или игру, а когда протестует. Движение, гримаса удовольствия или неудовольствия, плач, особый звук — все это может быть началом диалога малыша с вами, нача лом развития его способностей общаться с окружающими. Очень важно помнить о том, что любой ребенок развивается, активно взаи модействуя с окружающим миром. Ребенок с обычным развитием делает это естественным путем, и нередко даже родители не замеча ют, где и когда он успел чему-то научиться. Если же у малыша цереб ральный паралич, то для успешного обучения ему нужна ваша по мощь. Например, ребенок не может самостоятельно сидеть на полу, ловить мячик и бросать его, просто потому, что ему мешают двига тельные нарушения. Если вы поиграете втроем и, например, папа или бабушка будут поддерживать ребенка сзади и помогать ему ловить и кидать мяч, а мама будет вторым игроком, то малыш сможет на учиться играть «по очереди», поймет, что мяч круглый и может катиться по полу. Такая простая игра поможет ему многое узнать о мире. А если бы все это время он провел в кровати или просидел бы на диване, перебирая погремушки — единственный вид игрушек, в кото рые он может играть самостоятельно, — это было бы не так полезно для его развития.

Прежде чем начать заниматься с ребёнком, необходимо знать следующие правила:

  1. Надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок. Если он искажает все группы звуков, то одновременно можно брать упражнения из комплексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
  2. Принуждать ребёнка заниматься нельзя. Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
  3. На одном занятии не следует давать больше 2-3 упражнений.
  4. К последующим упражнениям можно переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
  5. Выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последовательности, в какой они будут даны далее. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д (даже если Вам эти упражнения приходится выполнять за ребенка (в пассивном варианте)). В активном варианте следует поэтапно проверять выполнение ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка и отработать с ним данное движение.
  6. Если у ребёнка появился звук, надо постепенно вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять звук в соответствующей ситуации, например , акцентировать внимание на этом  звуке  в простом слове.
  7. Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения желательно согласовывать с логопедом.

Мы уже говорили о том, как важно для развития ребенка помочь ему общаться с окружающими. Поэтому с вашим малышом обязательно будут встречаться специальный педагог или логопед. Вместе с вами этот специалист будет наблюдать за тем, как общается ребенок, что он может сказать, как он просит о чем-то или что-то объясняет. Маленький ребенок учится, а тем более общается, только во время игры, поэтому все занятия — это игры, которые интересны и ребенку и вам.

Во время занятия с ребенком с ДЦП, которые необходимо начинать как можно раньше, важно осознавать  пагубное влияние патологических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) в результате которых у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея). Поэтому необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуальные положения тела, при которых патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе, либо проявлялись минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлексо-запрещающие позиции», необходимо придавать ребенку до начала проведения занятия и сохранять во время занятия. Длительность занятия начинают с 3-5 минут и постепенно доводят до 20-30 минут.

1. Поза эмбриона - в положении на спине следует приподнимать и опускать голову ребенка на грудь, руки и колени согнуть и привести к животу. В этой позе производятся плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимально возможного мышечного расслабления (метод, предложенный Б. и К. Бобат).

2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову, ноги при этом согнуты в коленях.

3. В положении на спине с обеих сторон голову ребенка фиксируют валиками, позволяющими удерживать ее на средней линии.

4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона».

5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывается валик, а ягодицы фиксируются поясом с грузом.

После выбора позы перед массажем необходимо ослабить проявление гиперкинезов в этом помогут упражнения, предложенные К.А. Семеновой: потряхивая руку и ногу ребенка, сближают их в области колена и локтя (правый локоть с левым коленом и наоборот). Несколько движений (2-3 раза) попеременно справа и слева способствуют ослаблению гиперкинезов. Затем проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:

1) в направлении от середины лба к вискам;

2) от бровей к волосистой части головы;

3) от линии лба вниз через все лицо к шее;

4) от мочек уха по щекам к крыльям носа;

5) по верхней губе от угла рта к середине;

6) по нижней губе от угла рта к середине.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5-7 раз, по времени массаж не превышает трех минут, проводится ежедневно.

Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлексо-запрещающей позиции». Для расслабления языка и его корня используется:

1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15 секунд, вибрирующим движением указательного пальца под нижней челюстью.

2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 секунд);

3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация языка в течение 15 секунд деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка. Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6-8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений:

1) поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

2) поглаживание верхней и нижней губы к центру;

3) постукивание губ;

4) точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 3-8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука взрослого помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны.

Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания от средней линии к ушам - к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений:

1) поглаживание лба от середины к вискам;

2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к углам;

3) разминание скуловой и щечной мышцы. Поместив указательные средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

После 4-5 легких движений сила движений нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными, и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют 8-10 раз по нескольку раз (2-3) в день.

Укрепление губной мускулатуры. С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание губ:

1) от середины верхней губы к углам;

2) от середины нижней губы к углам;

3) поглаживание носогубных складок к крыльям носа ;

4) пощипывание губ. Движения повторяют 8-10 раз ежедневно по 2-3 раза.

Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:

1) продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику;

2) вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык;

3) на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону.

Движения 1, 2, 3 повторяют 4-6 раз.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.

После массажа проводится артикуляционная гимнастика как в пассивной, так и в активной форме.

Пассивная гимнастика. Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняются руками взрослого и способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

Вначале проводится  гимнастика для губ, ее цель - стимулирование кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ, из следующих упражнений;

1) собирание губ в трубочку и взрослый при этом ласково артикулирует звук «У»

2) растягивают губы в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губи взрослый артикулирует звук «И» ;

3) поднимание верхней губы - движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажающие верхние десны, проговариваем «и-го-го»;

4) опускание нижней губы. Поставив пальцы в углы губ, опускают нижнюю губу, обнажая десны, артикулируем звук «Ы».

Все движения выполняют 3-4 раза, неоднократно повторяя в течение дня.

Иногда у ребенка с церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой или артикуляционной области, и стимуляция этих зон вызывает у них неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса. В этих случаях массаж особо чувствительных зон не проводится.  Постепенно вводятся следующие упражнения для губ:

5) поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, собирают верхнюю губу, производя движения к средней линии, тем же приемом собирают нижнюю губу («уточка»);

2) опускают верхнюю губу с нажатием на точки прикрепления верхней квадратной мышцы («пик-пик»);

3) попеременно перетягивают углы рта вправо и влево, поместив пальцы в углы губ («танцуют»);

4) смыкают губы для выработки кинестетического ощущения закрытого рта («поцелуйчик» или «мам-мам»);

5) пассивное открывание рта - поместив указательные пальцы на верхнюю губу, а большие пальцы обеих рук на нижнюю губу, производят раздвигающее движение («пап-пап»).

Каждое движение повторяют 4-6 раз по нескольку раз в день.

Пассивные движения языка:

1) прижимание шпателем (концом чайной ложки) кончика языка ко дну ротовой полости;

2) пассивное приподнимание кончика языка шпателем к твердому нёбу или к верхней губе. Движения производятся 4-6 раз неоднократно в течение дня;

3) язык захватывается с помощью марлевой салфетки, осторожно подтягивается вперед на нижнюю губу и отводится в стороны. Движение выполняют 2-3 раза.

Затем добавляют следующие упражнения:

4) отклоняют язык шпателем в стороны от средней линии. Это упражнение проводят плавно, нежно, осторожно, так, чтобы ребенок положительно на него реагировал; если у ребенка отмечается отклонение языка от средней линии в полости рта, то вначале язык продвигают в сторону отклонения, а затем уже в противоположную. Это движение выполняют очень осторожно и плавно, постепенно добиваясь все большего объема пассивных движений с пораженной стороны. Движения 1, 2, 3 повторяются 5-6 раз ежедневно.

Выработка схемы жевания. При кормлении ребенка с ложки пальцы взрослого располагаются под подбородком ребенка и ритмично подталкивают нижнюю челюсть вверх-вниз при попытках ребенка к самостоятельному жеванию. Движения проводятся 2-3 раза в процессе кормления.

В последующем проводится пассивно-активная артикуляционная гимнастика. Активные движения языка вызываются пищевым подкреплением:

1) при раздражении середины губы сиропом шиповника, медом (при отсутствии аллергии) стимулируют выдвижение языка вперед , вверх, слизывание;

2) при раздражении углов губ стимулируют боковые движения языка.

Эти приемы проводятся по 2-3 раза ежедневно перед кормлением.

Проводя активную гимнастику с детьми особое внимание уделяют активным движениям языка и губ, которые необходимы для формирования четких артикуляционных кинестезий. Ребенка настойчиво обучают жеванию, кусанию. Для этого предварительно проводят массаж жевательной мускулатуры, учат пассивно-активному открыванию рта и пассивно-активно вызывают жевательные движения. «Схему жевания» вначале отрабатывают пассивно, ребенку в рот кладут хлеб и двигают его челюсти вверх-вниз в соответствии с ритмом собственных жевательных движений ребенка.

Ребенок обучается таким произвольным движениям, как «поцелуй», «подуй», «плюнь», «покашляй», «закрой глаза», «покажи язык», «улыбнись», «покажи зубы», «пощелкай языком», «закрой или открой рот». Ребенка также учат облизывать верхнюю и нижнюю губы, слизывать из углов рта, для чего используют сироп шиповника, варенье. Когда ребенок научится выполнять эти движении самостоятельно, тогда возможно организовывать активную артикуляционную гимнастику упражнения которых широко представлены в логопедической литературе и на Интернет-сайтах освещающих вопросы развития речи детей. Предлагаем следующие комплексы активной артикуляционной гимнастики:

Упражнения для губ

 1. Улыбка.

 Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2. Хоботок (Трубочка).

 Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. Заборчик.

 Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 4. Бублик (Рупор).

 Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок.

 Чередование положений губ.

 6. Кролик. 

 Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

 1.  Улыбка - Трубочка.

 Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

 2. Пятачок.

 Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

 3. Рыбки разговаривают.

 Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук «П»).

 4. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

5. Уточка.

 Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

6. Недовольная лошадка.

 Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Упражнения для губ и щек

 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 2. Сытый хомячок.

 Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

 3. Голодный хомячок.

 Втянуть щеки.

 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

 1. Птенчики.

 Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 2. Лопаточка. 

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 3. Чашечка.

 Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). 

 Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Киска сердится). 

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 6. Трубочка.

 Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 7. Грибок. 

 Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

 1. Часики (Маятник).

 Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Змейка.

 Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

 3. Качели.

 Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 4. Футбол (Спрячь конфетку). 

 Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 5. Чистка зубов.

 Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

 6. Катушка.

 Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

 7. Лошадка.

 Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 8. Маляр.

 Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

9. Вкусное варенье.

 Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

 10. Оближем губки.

 Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

 1. Трусливый птенчик.

 Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

 2. Акулы.

 На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.

 4. Обезьяна.

 Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

 5. Сердитый лев.

 Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.

 6. Силач.

 Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

 7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

 8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).

 9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

 10. Дразнилки.

 Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

 11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

 ААААААААААААА

 ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ (расстояние между зубами в два пальца);

 ООООООООООООО

 ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ  (расстояние между зубами в один палец);

 иииииииииииии (рот слегка открыт).

 12. Произнесите гласные звуки с голосом:

 АAAAAAAAAAAAA

 ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯ

 ООООООООООООО

 ЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁЁ

 ИИИИИИИИИИИИИ

 13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:

 АААААЭЭЭЭЭ

 АААААЕЕЕЕЕ

 АААААИИИИИ

 ИИИИИААААА

 ОООООЯЯЯЯЯ

 АААААИИИИИИООООО

 ИИИИИЭЭЭЭЭЭААААА

 АААААИИИИИЭЭЭЭЭОООООО и т.д.

 

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным!

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом.

1.1. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

 2. Произвольно покашливать.

 2.1. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

2.2. Покашливать с высунутым языком.

 3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

 Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

 4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков).  Глотать капли воды, сока.

 5. Надувать щеки с зажатым носом.

 6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.

 7. Подражать:

 - стону, - мычанию, свисту.

 8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.

 Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.

 Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

 9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

 10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

 11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а.

Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

 12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Хотелось бы предложить несколько формирующих жестов для развития коммуникативных возможностей безречевых детей для облегчения их взаимодействия с окружающей средой.обучение жестам проводят родители в подходящей для этого ситуации.

1.   Указательный  жест  рукой  на  се бя — «я»,  «меня зовут ... (личное имя)».

2.   Кивок   головы   —   жест   привет ствия:    «здравствуйте»,    «добрый   день (утро, вечер)»,  «привет»;  «спасибо».

3.   Махательные  движения  рукой  — жест  прощания  («до  свидания»,   «пока», «до встречи»,  «до завтра»).

4.   Рука   вытянута   вперед,   пальцами руки  выполняются   сгибательно-разгибательные  движения  к  себе  —  жест,  вы ражающий просьбу «дай».

5.   Рука   вытянута   вперед,   ладонью вверх — жест «на», «возьми».

6.  Движения головой,  кивок,  обозна чающие  согласие,  —  жест   «да»,   «хочу», «буду»,  «надо»,  «возьму», «могу» и т. п.

7.   Движения  головой,  обозначающие отрицание,   движения   слева   направо  — жест   «нет»,   «не   хочу»,   «не   буду»,   «не надо», «не возьму»,  «не могу» и т. п.

8.  Рука сжата в кулак, большой па лец  указывает вверх  — жест  «хорошо», «отлично»,  «прекрасно», «здорово» и т. д.

9.  Рука сжата в кулак, большой па лец   указывает   вниз   —  жест   «плохо», «ужасно»,   «отвратительно»,   «безобразно» и т. п.

10.   Перекрещивание   рук  перед   со бой  —  жест   «окончание»,   «конец»   ка кого-либо производимого действия.

11.  Руки обнимают трясущееся тело — жест «холодно».

12.   Перед  лицом  двумя  руками  вы полняются действия обмахивания — жест «тепло», «жарко».

13.   Указательный  палец  руки  прило жен к сомкнутым губам — жест  «тихо», «тишина».

14.   Мимическое   выражение   боли   с указательным жестом рукой на больной орган — жест  «больно»,  «вот здесь бо лит».

15.  Двумя руками приспускание брюк, юбки — жест «хочу в туалет».

16.   Сомкнутыми  пальцами  обеих  рук показать  треугольник  (крышу)   —  жест «дом».

17.   Имитационные  движения,   обозна чающие   питье   из   кружки.   Согнутая  в

локте рука, имитирующая держание кружки, подносится ко рту — жест «пить».

18.   Имитационные  движения,  обозна чающие  причесывание,  —  жест   «расче сываться», «причесаться».

19.   Имитационные  движения,  обозна чающие мытье рук, — жест «мыть руки».

20.   Имитационные  движения,   обозна чающие  чистку зубов,  — жест  «чистить зубы».

21.   Имитационные  движения,  обозна чающие   желание  поспать.  Две  ладошки сложены вместе и прижаты к уху. Голо ва немного наклонена — жест «спать».

22.  Имитационные движения, обознача ющие езду на транспорте. Руки имитиру ют   вращательные   движения   рулем   — жест  «кататься  (ехать)  на  машине  (авто бусе, троллейбусе)».

23.   Имитационные  движения  шагания указательным и средним пальцами руки — жест «идти».

24.   Имитационные   движения  рукой, обозначающие  рисование  ручкой,  каран дашом,   мелом   и   т.   д.,   —   жест   «рисо вать», «писать».

25.   Имитационные   движения   рукой, как будто поднимаете ведро за ручку, — жест «ведро».

26.   Руку   согнуть   в   локте,   показать указательный палец — жест «палец».

27.   Имитационные  движения  руками, как  будто   натягиваете   сапоги,   —  жест «сапог».

28.   Одной рукой как будто взять  за ручку  кастрюлю,  другой  — делать  вра щательное  движение,  как будто  переме шивая содержимое, — жест «кастрюля».

29.  Имитационные движения, как буд то натягиваете носки, — жест «носки».

30.   Ладонь  одной  руки  приложить  к груди.  Затем  кисть  приложить  к  губам, посылая   воздушный   поцелуй,   —  жест «мама».

31.   Сначала  очертить  у  груди  полу круг, как будто обводя грудь (жест обо значающий   женщину).   Затем   показать, что она маленького роста, — жест  «де вочка».

 32.   Имитационные  движения,  обозна чающие козырек кепки, затем воздушный поцелуй — жест «папа».

33.  Сначала рукой изобразить козырек кепки   (жест,   обозначающий  мужчину). Затем,  показать  что  он  маленького  рос та, — жест «мальчик».

34.   Имитационные  движения  руками, как   будто   крутите   руль   машины,   — жест «машина».

35.   Руку  приложить  к  голове  ближе к макушке — жест «шапка».

36.  Двумя пальцами одной руки изоб ражать движение ножниц — жест «нож ницы».

37.  Имитационные движения кулачка ми  рук,   как  будто  раскрыли  книгу,   — жест  «книга»,  «газета».

38.  Пальцы сложить щепоткой, таким образом изображая яйцо. Двумя пальца ми  другой  руки  постучать  по  ним,  как будто разбивая скорлупу, — жест «яйцо».

39.  Большими и указательными паль цами  обеих  рук  обвести  контур  сосиски по  направлению  от  центра  к  концам  — жест  «сосиска».

40.   К  ладони  одной  руки  приложить другую  руку  —  сначала  тыльной  сторо ной кисти вниз, а затем вниз ладонью — жест «блины».

41.   Имитационные  движения,   обозна чающие   поочередное   перемещение   рук вперед  и  вверх,   как  будто  они   «подни маются»   по  ступенькам,  —  жест   «лест ница».

42.   Имитационные   движения  рук  от лба к подбородку и, наоборот, от подбо родка ко лбу — жест «полотенце».

43.   Ладошки   соединены   мизинцами друг к другу,  движения имитируют,  что открывают окно: резкие движения рук от себя — жест  «окно».

44.   Двумя пальцами  изобразить  вилку и как будто наколоть на нее пищу, лежа щую на ладони  другой руки.  Затем под нести «вилку» ко рту — жест «вилка».

45.    Указательным    пальцем    одной руки   водить   вперед-назад   по   пальцу другой  руки,  как  будто  отрезая  что-то ножом, — жест «нож».

46.  Сжатой в кулак рукой делать кру говые движения у щеки — жест «яблоко».

47.  Имитационные движения, как буд то очищаем апельсин от кожуры, — жест «апельсин».

48.  Имитационные движения, как буд то зачерпнули суп и поднесли ладонь ко рту, — жест «суп».

49.   Имитационные   движения  рукой, очерчивая  у  груди  полукруг,  как  будто обводя грудь, — жест «тетя».

50.   Имитационные  движения,   обозна чающие козырек кепки, — жест  «дядя».

51.  Пальцем указать на ногу — жест «нога».

52.  Имитационные волнообразные дви жения   рукой,   изображая,   как   плывет рыба, — жест «рыба».

53.   Ладонь  одной  руки,   расположен ной горизонтально, приложить к кулачку другой руки — жест  «стол».

54.   Ладонь   одной  руки,  расположен ной  вертикально,  приложить  к  кулачку другой руки — жест «стул».

55.   Пальцы  сложить  щепоткой  перед носом. Затем разжать пальцы и раскрыть ладонь,   изображая,   как   раскрывается цветок, — жест «цветок».

56.  Большим и указательным пальца ми одной руки, расставленными и распо ложенными параллельно друг другу, по казать противоположные грани кубика на ладони другой руки — жест «кубики».

57.   В  положении  стоя  ноги  разведе ны, руки в стороны, покачивание корпу са — жест «кукла».

58.  Ладонью одной руки проводить по ладони другой руки, как будто размазы вая масло ножом, — жест «бутерброд».

59.  Имитационные движения, как будто подносим кусочек ко рту, — жест «хлеб».

60.   Имитационные   движения,   одной рукой как будто бы держать банан, дру гой  —  снимать  с  него  кожуру  —  жест «банан».

61.  Имитационные движения, обознача ющие взмахи крыльев, — жест «птица».

62.   Погладить  ладонью   одной  руки тыльную  сторону  кисти  другой  руки  по направлению  от  пальцев  к  запястью  — жест «кошка».

63.   Поднести   руку   к   уху,   как   бы желая послушать тиканье часов, — жест «часы».

 64.   Имитационные  движения  руками, как будто доите корову, затем подносите указательные пальцы ко лбу, по направ лению вперед, — жест «корова».

65.   Имитационные  движения  руками, как будто доите корову,  — жест  «моло ко».

66.   Ладонь  одной  руки  приложить  к тыльной стороне кисти другой руки. За тем   отвести   одну  руку,   изображая   от крывающуюся дверь, — жест «дверь».

67.   Пальцем   одной   руки   нарисовать круг   на   ладони   другой   руки   —   жест «тарелка».

68.    Большой   палец   приставить   к уху,   а   мизинец  —   ко   рту,   как   будто держите трубку телефона, — жест «те лефон».

69.   Имитационные  движения  руками, как будто запахиваете на себе одежду, — жест «одежда».

70.   Имитационные   движения   одной рукой,  как  будто  надеваете  варежку  на другую руку, — жест «варежка».

71.   Имитационные  движения  руками, как    будто    закрываете    крест-накрест грудь шарфом, — жест «шарф».

72.  Имитационные  круговые  движения ладошкой, как будто намыливаете руки, — жест «мыло».

73.  Руку расположить на уровне лица ладонью  к  себе.  Сделать  пальцами  лег кое   волнообразное   движение   —   жест «зеркало».

74.  Сжатой в кулак рукой, в которой как  будто   зажата   ложка,   размешивать кашу — жест «каша».

75.  В положении  стоя руки растопы рены,   ноги  полусогнуты  —  жест   «мед ведь».

76.  Имитационные движения ладонями по   ногам   по   направлению   от   коленей вверх — жест «брюки».

77.  Двумя пальцами,  изображающими ноги  лошади,   показать,   как   скачет  ло шадь, — жест «лошадь».

78.   Сложенными  щепоткой  пальцами одной руки, изображающими клюв, «кле вать   зерно»   с   ладони   другой   руки   — жест «курица».

79.  Руки расположить на уровне гру ди и поочередно делать движения рука ми вверх-вниз, изображая, как перевали вается утка, — жест «утка».

80.  Потереть большой палец об указа тельный той же руки — жест «деньги».

81.  Имитационные круговые движения руками, как будто крутите руками педа ли, — жест «велосипед».

82.  Двумя пальцами правой руки как будто взять за ручку чашку и поднести ее ко рту, левая рука, повернутая ладо нью вверх,  изображает блюдце — жест «чашка с блюдцем».

83.  Имитационные движения, как буд то застилаем кровать, — жест «кровать».

84.  Ладони обеих рук сложить в виде лодочки — жест «лодка».

Помните, уважаемые мамы и папы, только вы и ваша вера в силы и способности ребенка могут помочь ему развиваться гармонично! Заинтересованность родителей, огромное желание помочь своему ребенку, терпение и упорство в несколько раз повышает эффективность коррекционной работы.  

В статье использовались материалы следующей специальной литературы:

1.Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста», М.: АСТ: Астрель, 2007.

2 .Борякова Н.Ю. «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии». М.:АСТ; Астель, 2008 .

3. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика,из-во: Детство-Пресс, 2006.

4.  Землянова Е.Т., Лисовская Т. В.  Коммуникация (поддерживающая коммуникация):

первые шаги/ ж урнал «Дефектология» №4-2005, с.18-26.

5 Клочкова Е.В. Церебральный паралич (материалы для родителей), 2002.

6. Мастюкова Е.М. «Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст». Под ред. А.Г. Московкиной. М.: Классикс Стиль, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку выполнить домашнее задание.

Советы по выполнению домашнего задания с ребёнком....

Беседа с родителями "Как помочь ребёнку стать успешным?"

Успешный ребёнок имеет положительную самооценку и, наряду с хорошей успеваемостью, умеет преодолевать жизненные трудности, находить друзей и сохранять здоровье, избавляться от негативных мыслей - глав...

презентация на тему: Помочь ребёнку - помочь себе

Презентация для родителей, приуроченная ко  Всемирному дню детского телефона доверия...

Как помочь ребёнку с задержкой психического развития

Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей.Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. Уних нет нужных для усвоения программного материалаумений, навыков и знаний. В связи с этим дети ...

Как помочь ребёнку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребёнка владеть собой?

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить своё душевное состояние к себе, будет легче окружающим, и себе с...