Как помочь ребёнку с задержкой психического развития
статья по обществознанию

Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей.
Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У
них нет нужных для усвоения программного материала
умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются
не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом,
чтением, письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zpr_y.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку с задержкой психического развития

        Детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

        Установлено, что многие из детей с ЗПР испытывают трудности в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного).

        У всех детей с ЗПР наблюдаются  недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности.  Дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании.

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас.  Выражения их мыслей часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций и некоторых частей речи.

         У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена. Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

         Причины ЗПР могут быть разные: это и патология головного мозга, и неправильное семейное воспитание, и чрезмерная загруженность ребенка в школе. Но чаще всего – это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Дети с этим заболеванием постоянно отвлекаются, невнимательны, не могут спокойно просидеть и 15 минут. Они не могут самостоятельно сделать домашнее задание, получают плохие оценки. Ребята утрачивают интерес к учебе, у них появляется страх, что их могут вызвать отвечать или, наоборот, наблюдается полное равнодушие к происходящему на уроке.

          Что же советуют специалисты родителям таких  детей?

          Во-первых, не надо бояться обратиться к врачу и обследовать ребенка. Ведь очень часто школьные трудности являются проявлением нервно-психических заболеваний, которые сами по себе не пройдут, а, наоборот,  со временем будут усугубляться. В нашем городе можно обратиться в детское отделение Республиканской психиатрической больницы.

С вами поговорят невролог,  психиатр,  будут проведены необходимые исследования. Если будет выявлена патология, то следует обязательно пройти комплексное лечение (медикаментозное и психотерапию). А если патологии нет, то можно обойтись психологической коррекцией.

          Во-вторых,  родители должны уделять ребенку внимание. Ведь забота о нем включает в себя не только функции накормить–одеть-обуть. При всей нашей загруженности надо находить время пообщаться с ним, расспросить о школьных делах, об отношениях с одноклассниками. Ни в коем случае нельзя сравнивать успехи своего чада с успехами других детей, особенно в грубой, обидной форме.  Надо сосредотачивать внимание на его самых маленьких успехах,  поощрять за  любые достижения.

         А самое главное – не опускать руки при отсутствии быстрых результатов. Только постепенными, целенаправленными, настойчивыми совместными усилиями  родителей и учителей можно преодолеть любые трудности.

                                  Учитель  I категории Гавриленко И.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)

Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей.Развивать зрительное внимание и восприятие.Развиват...

Роль семьи в обучении ребёнка с задержкой психического развития (брошюра)

Семья является первой ступенью в жизни любого человека. Она направляет сознание с раннего возраста. Родители дают ребёнку первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающем их мире, умения и нав...