Детское воровство
материал по теме

        Если ребёнок принёс домой чужую игрушку...  Прежде чем давать оценку действиям ребёнка, постарайтесь разобраться, что же происходит на самом деле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_vorovstvo.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Детское воровство

        “Моя 5-летняя дочь принесла из детского сада чужого резинового зайчика. Мне очень стыдно, что у меня дочь воровка. И откуда это берётся у таких маленьких детей?”
       “Я с ужасом обнаружила, что мой 6-летний сын без разрешения берёт деньги у меня из кошелька. Как мне его наказать, чтобы это больше не повторялось?” (из разговоров родителей).
       
4-6 лет – возраст формирования нравственных привычек, но это ещё не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать “моё” и “не моё”, имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребёнку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к таким не всегда приятным поступкам.

          Прежде чем давать оценку действиям ребёнка, постарайтесь разобраться, что же происходит на самом деле. Не копирует ли ребёнок взрослых, которые не всегда различают своё и чужое. Повнимательнее отнеситесь к своему поведению, а также поведению бабушек и других взрослых, например, родителей друзей вашего ребёнка. Может быть, там принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом.
Если ребёнок принёс домой чужую игрушку, выясните, возможно, он просто поменял её на свою, такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договорённости, то нет ничего предосудительного. Имейте также в виду, что для детей не очень важна денежная стоимость игрушки. Если принесли игрушку из общего фонда детской игровой комнаты, возможно, что таким образом ребёнок реализует свою давнюю мечту. Игрушку следует, конечно, вернуть, но при этом задумайтесь: может быть, вы не достаточно внимательны к потребностям ребёнка. Лучше всё-таки не допускать ситуаций, когда устойчивое и длительное желание ребёнка остаётся неудовлетворённым, вызывая излишнее напряжение и нервозность. Используя удобный повод (день рождения, какой-либо успех ребёнка), постарайтесь подарить ему то, о чём он страстно мечтал.
Сложнее всего вариант, если принесённая игрушка принадлежит кому-то из детей. Постарайтесь понять нюансы отношений между вашим ребёнком и хозяином игрушки.

          Что стоит за этим поступком – желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребёнку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе. Важно, как вы обнаружили присутствие другой вещи – случайно увидели её среди спрятанных предметов или ребёнок рассказал сам, что произошло. Обратите внимание, как он сам относится к своему поступку – обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что всё произошедшее – в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, ваша оценка должна быть резкой и определённой: пусть ребёнок почувствует, что вам не нравится его поведение, что вы удивлены тем, как он мог поступить. Выразите уверенность в том, что он уже взрослый и знает, “что такое хорошо и что такое плохо”, но, конечно, это больше не повторится. Если ребёнок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без лишних унижений. Нередко бывает именно так, что страх признаться и невозможность вернуть всё на прежние позиции делает ребёнка малодушным, усугубляя его неправильное поведение.

          Не допускайте, чтобы вашего ребёнка судили публично, не обязательно и настаивать на демонстративных извинениях. Организуйте камерную встречу двух детей, лучше без взрослых, когда может состоятся передача игрушки. Пусть ваш ребёнок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже взять её на некоторое время домой, если его товарищ захочет. Случаи, когда дети берут у родителей деньги, в младшем школьном возрасте являются нечастыми. Сразу же следует выяснить, для чего они понадобились вашему малышу. Один из неприятных вариантов – это вымогательство со стороны старших товарищей, например, по двору. Это следует жёстко пресекать сразу же, что является сугубо взрослой задачей. Ваш ребёнок не должен испытывать страха, давления, не должен попадать в положение жертвы. В этом случае не следует осуждать его слишком строго.

        Другой вариант – если ребёнок берёт деньги, чтобы купить на них подарки (жевательную резинку, роботов, другие “бесценные” вещи) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус, укрепить положение среди друзей. Следует объяснить, что друзья, которых можно расположить подарком – это не самая надёжная компания. Попробуйте дать своему ребёнку другие способы повышения статуса – соберите его друзей у себя дома, поиграйте со всей компанией, при этом не забывая уважительно отзываться о своём ребёнке, показываясь, насколько вы с ним считаетесь.


       Если вы так и не поняли, для чего понадобились деньги ребёнку, выразите своё огорчение по поводу их отсутствия, расскажите ему, для чего они предназначались.
Уместно рассказать, что денег хватает в семье не на всё, и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах – например, хотелось бы купить новые туфли, сходить в театр, но, что делать, пока это придётся отложить.
       Если случаи, подобные рассмотренным, повторяются часто, сопровождаясь и другими странностями поведения ребёнка,
стоит посоветоваться с психологом. Не всегда можно сразу понять психологические причины, приводящие к таким явлениям. Но каковы бы они не были, надо соблюдать несколько правил общения с детьми:
    - ни в коем случае не навешивать “Уголовных” ярлыков на ребёнка, называя его вором, предсказывая ему “плохую дорожку” в жизни и т. д.;
    - избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: “В нашей семье такого отродясь не водилось”, или “Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании

Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспи...

Консультация для родителей Причины детского воровства

Консультация для родителей Причины детского воровства...

Беседа для классного часа. Причины и профилактика детского воровства

Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения,  порожденный  ошибками...

Причины и профилактика детского воровства

Беседа для родителей и классных руководителей о причинах и профилактике воровства среди детей....

Детское воровство

В статье рассматриваются причины детского воровства и способы профилактики данного явления...

Детское воровство. Его причины и профилактика.

Профилактика детского воровства....