Консультация для родителей Причины детского воровства
консультация по психологии на тему

Цыплянская Елена Александровна

Консультация для родителей Причины детского воровства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prichiny_detskogo_vorovstva.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения  Старооскольского городского округа

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Консультация для родителей и воспитателей

на тему

Детское воровство: от 7 до 11 лет

                                                                                                                        Педагог-психолог «СРЦдН»

                                                                                                                           Цыплянская Е.А.

2013

        В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

        Огромное значение начинает иметь внешность. Даже очень красивая девочка может оказаться непопулярной среди сверстников, если ходит с «черноземом» под обкусанными ногтями. А детям так хочется быть «самыми-самыми», чтобы всем одноклассникам хотелось с ними дружить... Ведь они очень разные. Одни сильные и ловкие, но медленно усваивающие знания. А другие — так называемые «ботаники», недостаточно развитые физически, зато очень умные, знания схватывают «на лету». Есть и такие, кому удается все: и учатся на «хорошо» и «отлично», и со спортом «дружат».

        Вот и появляются новые причины детского воровства, которые можно условно назвать «социальными».

         Бывает так, что цель, ради которой ребенок ворует, настолько для него важна, что он просто не думает ни о том, хорошо или плохо поступает, ни о возможном наказании.

         Чаще всего в этом возрасте кража совершается для привлечения внимания сверстников.

        У ребенка не складываются отношения со сверстниками, и он может, взяв у родителей деньги, накупить разных сластей и угостить друзей, получив внимание и признание, которые так хотел и ждал. В таких случаях наказание не всегда приносит пользу. Гораздо важнее, чтобы у родителей с ребенком состоялся разговор о недопустимости воровства, о том, что такое собственность, но и этого недостаточно. Взрослые сами должны понять, что воровство — не причина, а следствие проблемы. А причиной могут оказаться неумение общаться, чрезмерная застенчивость, низкая самооценка. Стоит поговорить о том, что такое дружба, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать. Еще лучше — рассказать о своих детских проблемах в общении, проиграть соответствующие ситуации вместе с ребенком. Например, можно устроить «домашний театр», в котором любимые игрушки (не менее четырех персонажей) будут знакомиться друг с другом, дружить или не дружить. В игре ребенку проще обсуждать черты характера, которые привлекают или отталкивают, а значит, прийти к выводу, что нужно изменить в себе, чтобы другим ребятам захотелось с ним дружить.

        Разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями, так и между родителями и ребенком, может также стать причиной детского воровства.

В первом случае родители сосуществуют в постоянных ссорах, и жизнь в такой семье напоминает существование на дремлющем вулкане. Вулкан то спит, то просыпается, и извержения можно ждать в любую минуту. Разумеется, ребенок по мере своих сил и способностей постарается примирить родителей, а в результате и сам может получить «под горячую руку». Внимания ребенку достается мало.

        Детское воровство может быть просто способом привлечь к себе внимание, в котором ребенок нуждается настолько, что согласен даже на негативные проявления родительского внимания.

        Лучше пусть отчитают, чем не заметят.

        Часто родители используют ребенка как аргумент в споре, что ничуть не лучше первого варианта. Ребенку приходится жить в постоянном напряжении, страдая от конфликта между двумя самыми близкими ему людьми и нестабильности в доме. В худшем случае он может очерстветь душой и научиться использовать ситуацию в своих целях, дабы извлечь из нее как можно больше выгоды для себя. Нередко такие дети вырастают прекрасными манипуляторами, полагающими, что весь мир им должен. Им уделяется чрезмерное внимание, и они становятся избалованными и привыкают к тому, что всем их капризам потакают. Если же родители не исполняют очередную прихоть такого ребенка, то тогда он просто берет то, что ему хочется, то есть ворует. И не считает себя виноватым, ведь он привык, что все, чего ему хочется, ему тут же приносят «на блюдечке».

Ребенок с самого своего рождения познает мир и человеческие взаимоотношения. Взрослый может как помочь ему, так и помешать. Каждый ребенок уникален и неповторим, и не существует универсального всех болезней. Во всех случаях необходимо понять ребенка, услышать его скрытые глубоко в душе переживания, вникнуть в их суть и никогда не ставить себя выше ребенка. Дети ждут от нас внимания, любви и справедливости. Им необходимо слышать, как мы их любим, и проводить как можно больше времени с папой и мамой, которые являются для них примером во всем. В то же время дети ожидают, что мы накажем их, если они сделают что-то плохое. Мы просто обязаны оказывать им доверие, если хотим воспитать чувство ответственности.

        В наши дни, когда, увы, процветает культ силы и денег, смешно надеяться, что ребенок сам придет к правильным выводам и что все будет хорошо. Да, стремление иметь материальные блага в той или иной степени свойственно нам всем. Если верить большинству фильмов и даже некоторым мультфильмам, которые мы смотрим по телевизору, то можно сделать только один вывод: очевидно, что, чем у нас больше денег, машин, красивых вещей, тем больше мы сами значим в этом мире. Те же акценты в большинстве случаев расставляет реклама, агрессивно вытесняющая  все остальные ценности.

        Если мы, родители, не поможем ребенку правильно расставлять акценты, не привьем ему нормального отношения к деньгам и имуществу, то может случиться, что ему не поможет уже никто. Эта ответственность лежит на нас, и пытаться уйти от нее — то же самое, что открыто заявить: «Мы ребенка родили, а дальше пусть за него кто хочет, отвечает», то есть признать собственную незрелость и несостоятельность.

Но вот мы осознали всю меру своей ответственности перед ребенком и перед миром, и сразу возник другой резонный вопрос: что делать?

        Главное — научить ребенка мыслить рационально, так, чтобы это стало для него естественным и привычным. Это означает, что годам к 11 — 12 дети должны уметь самостоятельно оценивать все, что их окружает, все, что предлагает им жизнь. Если папа с мамой предлагали готовые решения и приучили их к такому образу жизни, они могут с легкостью поддаться негативным влияниям, которые будут предлагаться окружающими людьми.

         Знания не делают ребенка мудрым автоматически. Можно быть отличником в школе и совершенно не разбираться в жизни. Недостаточно дать детям информацию и оставить их с нею один на один. Информация подобна полноводной реке, по которой один бодро плывет на байдарке, найдя правильный ритм гребли, а другой барахтается, хватаясь за любую соломинку, лишь бы удержаться на плаву. Третий же давным-давно пошел ко дну и самостоятельно выплыть уже не в состоянии. Поэтому так важно, чтобы родители с первых дней жизни воспитывали в своих детях умение мыслить четко и рационально, оценивать все критически, не принимая на веру. Особенно важно, чтобы дети к подростковому возрасту уже умели бы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность и привыкли бы к такому положению вещей.

        В число умений, необходимых для выживания в современной жизни, обязательно должно быть включено и умение справляться с желанием чем-то обладать и что-то иметь.

        Хорошо, если в семье есть традиция совместного чтения. Обсуждение поступков героев, своего к нему отношения помогает формировать оценки и суждения. В том числе и на тему неприкосновенности чужой собственности.

Очень хорош метод «поэтапного» чтения, когда после чтения фрагмента следует остановка и ребенка просят высказать свое мнение. Потом читают следующий фрагмент и так далее.

        Прививайте ребенку оптимистический взгляд на мир, чтобы его не пугали трудности. В том числе и финансовые. Ребенок, который видит, что его родители живут счастливо и пользуются уважением других людей,  джипа и загородной виллы и одеваясь отнюдь не «от Версаче», будет намного спокойнее относиться к уровню достатка. Наша задача — доказать ребенку на своем примере, что если сегодня мы зарабатываем только на  хлеб с маслом, то будем есть хлеб с маслом и продолжать работать над тем, чтобы за нашим столом появилась не только колбаса, но и деликатесы. И все у нас получится! Если он убедится в том, что трудности и неудачи — явление временное, ему будет гораздо легче находить решения проблем и у него не будут опускаться руки, когда что-то не будет получаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Причины утомляемости детей.

Каковы причины детской утомляемости? Как помочь ребёнку справиться с хронической усталостью?...

консультация для родителей "Причины задержки развития речи"

Материалы дянной консультации предназначены для родителей детей раннего дошкольного возраста. Статья содержит рекомендации по организации работы родителей в домашних условиях  с неговорящим ребен...

Консультация для родителей "Причины возникновения заикания"

Консультация для родителей"Причины возникновения заикания"...

Родительское собрание на тему «Причины детского воровства»

Методические рекомендации для классных руководителей, психологов, социальных педагогов по проведению родительского собрания "Причины детского воровсва" с целью профилактики среди несовершенн...

Причины детского воровства

Родителям, уличившим детей в воровстве, трудно сохранять спокойствие. Многие связывают воровство с упущением в воспитании, но на самом деле не все так страшно, просто родители должны проанализировать ...