Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании
статья по теме

Попридухина Наталья Николаевна

Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания. Порой такие поступки носят болезненный характер. Как преодолеть это малоприятное явление?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon det._vorovstvo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Детское воровство — это не врожденное качество, а следствие ошибок в воспитании

Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения, порожденный ошибками семейного воспитания. Порой такие поступки носят болезненный характер. Как преодолеть это малоприятное явление?

Детское воровство не такое уж редкое явление и возникает не на пустом месте. Каждый директор школы не раз сталкивался с ситуацией, когда у кого-то из детей пропадают вещи, а иногда пропажу обнаруживает и сам учитель. Причем кражи, как потом выясняется, чаще всего не связаны с материальным уровнем семьи. Случаются они как детьми из очень обеспеченных семей, так и из семей с низким материальным достатком.

Иногда воровство путают с клептоманией, представляющей собой психическое заболевание, характеризующееся навязчивым, внезапно возникающим желанием к хищению вещей. Причем человека не интересует сама вещь, эмоционально значим только сам процесс. Это заболевание распространено незначительно. Его можно наблюдать всего лишь у 0,05% всех людей на земном шаре, а в детском возрасте, по мнению психиатров, оно встречается еще реже. Все остальные случаи детского воровства можно объяснить вполне конкретными причинами.

Психологи выделяют несколько. Одна из них — это сильное желание владеть какой-либо понравившейся вещью. И такое может случиться с ребенком любого возраста. В этом случае он прекрасно понимает, что совершает что-то нехорошее, но искушение так велико, что он не может ему противостоять. Такое поведение напоминает ситуацию, когда человек, забираясь в чужой сад, чтобы полакомиться какими-то фруктами или ягодами, считает, что для хозяина особой трагедии не будет, а мне уж очень хочется. Такие кражи совершают многие люди хотя бы раз в своей жизни, но о них, как правило, никому не рассказывают, даже близким друзьям. Подобные ситуации не имеют последствий и редко повторяются.

Большее беспокойство должны вызывать периодические кражи. Ситуация, когда ребенок время от времени ворует деньги или вещи у своих родных или близких, должна насторожить родителей. По мнению психолога Э. Давыдовой, кража является реакцией ребенка на травмирующие обстоятельства. А данные М. Кравцовой подтверждают, что в семьях ворующих детей существует эмоциональная холодность. И если родители, уличая своих детей в краже, считают их монстрами, которых необходимо заставить покаяться, то на самом деле такие дети имеют совсем другой портрет.

По мнению известного детского педиатра Б. Спока, «такой ребенок чувствует себя несчастным и одиноким. Я думаю, что тот факт, что воруют чаще всего семилетние дети, говорит о том, что в этом возрасте дети особенно остро чувствуют, как они отдаляются от родителей. Если они не находят настоящих друзей, то чувствуют себя покинутыми и никому не нужными. Вероятно, поэтому дети, ворующие деньги, либо раздают их товарищам, либо покупают конфеты для всего класса. Мало того что ребенок отдаляется от родителей, но и родители бывают особенно придирчивы к детям в этом возрасте. В раннем подростковом периоде ребенок может также чувствовать себя более одиноким из-за возросшей застенчивости, чувствительности и стремления к независимости. В любом возрасте одна из причин воровства — неудовлетворенная потребность в любви и ласке».

Специалисты классифицируют воровство таких детей как способ самоутверждения. Поэтому чтобы такие ситуации не повторялись, необходимо бороться с причиной. В данном случае она заключается в низкой самооценке и недостаточно развитых навыках общения.

Возможны кражи и с целью мести. Обычно это характерно для дошкольников и младших школьников. Например, мальчик крадет вещи своего младшего брата. Как потом выясняется, он это делает потому, что младший ребенок больше опекается родителями и получает больше родительского внимания. Или — в школе у отличника, которого любят и хвалят все учителя, постоянно исчезают карандаши или ручки благодаря «усилиям» одного из двоечников.

Психологи отмечают, что все ворующие дети отличаются несамостоятельностью, инфантильностью, находятся под сильным контролем родителей. И совершая кражи, они понимают, что совершают неблаговидный поступок, но делают это совершенно сознательно, имея определенную цель.

Но есть и другая категория детей, которые совершают кражи в силу ошибок в воспитании. Наиболее распространенные ошибки, которые могут быть причиной для воровства, следующие: несогласованные действия родителей: один родитель разрешает что-то делать, а другой запрещает; ситуация, когда «можно все»: ребенок ориентируется только на свои желания, не считается с интересами окружающих; «двойная мораль» взрослых: когда родители говорят одно, но на деле поступают совсем по-другому; непоследовательность в воспитании: в одном случае ребенка осуждают за поступок, а в другой раз на эту же ситуацию взрослые «закрывают» глаза.

Некоторые дети легко присваивают себе чужие игрушки, угощаются без разрешения конфетами своих друзей, даже и не подозревая, что нарушают какие-то нормы поведения. С отсутствием понимания отрицательной оценки воровства связана ситуация, когда ребенок крадет деньги из желания сделать подарок кому-нибудь из взрослых. Обычно это случается с детьми, которым родители не объяснили, что такое чужая собственность и что без разрешения нельзя брать чужие вещи.

Ребенок должен знать, что есть вещи, принадлежащие лично каждому члену семьи. Надо установить границы собственности, чтобы понимать, чем можно распоряжаться, а чем нельзя, так как это тебе не принадлежит. В этой связи нелишне напомнить, что и родители должны соблюдать эти границы. Например, когда в пылу уборки квартиры выбрасываются рисунки, игрушки и какие-то ненужные, с точки зрения взрослого, вещицы, взрослые сами нарушают эти границы.

Причиной воровства может быть не только желание самоутвердиться, но и желание поддержать компанию. Для младших школьников достаточно объяснить, что это плохой поступок, и постараться оградить от такой «веселой» компании. В то же время не стоит все сваливать на плохих друзей. Ведь не каждого ребенка можно легко подтолкнуть на неблаговидный поступок, причины следует искать в ошибках воспитания. Неумение сказать «нет», поведение жертвы — все эти качества формируются в семье.

В воспитательных целях можно прочитать с детьми начальной школы рассказ Николая Носова «Огурцы», где очень хорошо показано, что всегда можно исправить ситуацию, если взять на себя ответственность. И что при улаживании проблемы человек испытывает большое облегчение. Однако психологи предупреждают, что не все в этом рассказе следует брать как пример для подражания. Описанная в рассказе реакция мамы, когда она узнает, что ее сын украл с поля огурцы («Пусть лучше у меня вообще не будет сына, чем сын-вор») не самым лучшим образом может отразиться на психике ребенка. Каждый родитель должен знать, что, отрекаясь от ребенка, он только усугубляет его проблему. Поэтому если ребенок совершил кражу, то вовсе необязательно заставлять его вернуть эту вещь самостоятельно, лучше пойти вместе с ним. Этим шагом вы продемонстрируете, что каждый человек имеет право на поддержку.

Французский психолог Ле Шан рекомендует оставить ребенку путь для отступления. Допустим, если ребенок стащил у приятеля игрушку и не может в этом признаться, то не стоит жесткими методами заставлять его сознаваться, можно предложить ему подложить эту игрушку незаметно.

Особенную осторожность следует проявлять в детских коллективах. Если кража произошла в классе и учитель жестко дал оценку такому поступку, то на ребенке надолго останется клеймо «вора». Естественно, одноклассники будут его сторониться, а их родители также не захотят, чтобы дети учились в одном классе с жуликом, и он останется в изоляции. И может оказаться среди более старших ребят, чья репутация в действительности оставляет желать лучшего.

Более эффективно наедине поговорить с ребенком, объяснить, какие переживания он доставил своим родителям, учителям и непосредственно самой жертве кражи. Учитель может вернуть краденое владельцу, чтобы уберечь ребенка от публичного разбирательства.

С подростками все намного серьезнее, и дети в таком возрасте уже сами выбирают себе друзей. Всякие попытки родителей к ограничению общения с кем-то из сверстников могут привести к совершенно противоположному эффекту. Чтобы подросток не отдалился и его жизнь не стала закрытой, следует познакомиться с его друзьями и, если это возможно, быть в контакте с их родителями. Постарайтесь, незаметно для самого ребенка, создавать подходящий круг общения. Подберите интересные для него кружки или спортивные секции, чтобы была возможность получения положительных эмоций и самореализации. Ведь немало неприятных историй случается с подростками именно в связи с нехваткой приятных впечатлений и низкой самооценкой.

Если вы подозреваете ребенка в краже, то психологи рекомендуют следующее.

• Пресекать кражи можно только в случае полной вашей уверенности в фактах. Помните, что несправедливое обвинение может нанести ребенку большую психологическую травму.

• Прежде всего помните, что ваш ребенок это не вор-рецидивист и, поспешив его наказать, вы лишите его уверенности в себе. Жестокое или унизительное наказание лишь ожесточает детей и создает ощущение собственной порочности.

• Объясните ребенку, какие переживания он наносит человеку, у которого он что-то крадет.

• Помните, что воровство — это не врожденное качество, а следствие ваших ошибок в воспитании.

• Не обсуждайте негативные поступки своего ребенка в присутствии посторонних.

• Постарайтесь понять, в чем причина воровства. Возможно, с этим связана какая-то важная проблема. Например, с ребенка кто-то требует возврат долга. Разделите с ребенком ответственность и помогите выйти из трудной ситуации.

• Не возвращайтесь к обсуждению кражи через некоторое время, после того, как ситуация уже разобрана и пережита.

• Не провоцируйте детей на воровство. Деньги, драгоценности не должны находиться на видном месте.

• Четко осуждайте конкретный поступок, а не личность ребенка.

По мнению психологов, лучшая профилактика девиантного поведения, в том числе и воровства, — доверительные отношения с ребенком. Чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниями. Ребенок или подросток будет чувствовать ваше доверие, искреннее желание его понять. Помните, что для ребенка очень многие ситуации могут казаться трагичными и безвыходными, поэтому он очень нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.

Немаловажным фактором является воспитание в ребенке потребности в сопереживании. Следует напоминать, что, совершая поступки, надо знать правило «Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой!» Полезно для подростка и знакомство с Уголовным кодексом не только для расширения общего кругозора, но и чтобы дать представление о реальных последствиях и наказании.

По мнению детского медицинского психолога Т.А. Поповой, не существует какой-то одной причины для воровства. Это всегда сочетание в различных пропорциях недостаточного самоконтроля импульсов, несформированность норм социального поведения, неразвитая способность анализировать собственное поведение, неразвитые навыки общения и т.д. Все эти качества формируются достаточно рано, и ошибка родителей или воспитателей заключается в том, что они упустили время их формирования. К сожалению, даже самые замечательные родители не всегда могут восстановить эти пропущенные в воспитании качества.

Иногда такие, на первый взгляд, незначительные нарушения психики без помощи специалистов исправить довольно трудно. Следует помнить, что сам факт воровства — это следствие, а чтобы от него избавиться, надо понять причины. А это возможно только в случае своевременной консультации психолога или психотерапевта.

По материалам сайтов htt://adalin.mospsy.ru/, htt.//www.mental.ru/; журнала «Искусство жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское воровство

      Если ребёнок принёс домой чужую игрушку...  Прежде чем давать оценку действиям ребёнка, постарайтесь разобраться, что же происходит на самом деле....

Консультация для родителей Причины детского воровства

Консультация для родителей Причины детского воровства...

Беседа для классного часа. Причины и профилактика детского воровства

Наиболее частые причины детского воровства психологи видят в низкой самооценке и отсутствии навыков общения. Подчас воровство выступает как способ самоутверждения,  порожденный  ошибками...

Причины и профилактика детского воровства

Беседа для родителей и классных руководителей о причинах и профилактике воровства среди детей....

Детское воровство

В статье рассматриваются причины детского воровства и способы профилактики данного явления...

Детское воровство. Его причины и профилактика.

Профилактика детского воровства....