В мире цвета
материал по теме

Соловьёва Ольга Васильевна

Знакомимся с цветом!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cveta.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья»

 В МИРЕ ЦВЕТА

(памятка для родителей)

подготовила: Соловьева О.В.

Новокузнецк

        Исследуя окружающий мир, малыш знакомится со свойствами предметов: формой, размером и, конечно, цветом. Нужно ли специально учить кроху различать цвета или это умение придет само, по мере накопления знаний и жизненного опыта? Зачем делать это, скажем, в год, если в 3 года ребенок, возможно, освоит цвета быстрее? И если учить малыша цветам, то - как это делать?

Различает цвета ребенок практически с рождения. Первенство здесь занимает желтый цвет. Именно его малыш может видеть первым. Чуть позже добавляются красный и оранжевый. Через некоторое время кроха уже различает синий и зеленый, а к шести месяцам – фиолетовый. Так что преобладание желтых, красных и оранжевых цветов в малышовых погремушках отнюдь не случайно. Это напрямую связано с особенностями цветового зрения грудничков. Говоря же об обучении цветам, мы должны подразумевать способность малыша осознанно выделить тот или иной цвет, сгруппировать предметы по цвету, назвать нужный цвет или оттенок. Все эти умения развиваются не сразу, но, безусловно, им нужно уделять должное внимание. И дело здесь вовсе не в том, чтобы малыш освоил цвета быстрее, чем его сверстники. Цвет, форма и размер являются для ребенка некими эталонами, усвоив которые, он базирует на них знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем лучше он будет развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета – прекрасная тренировка наблюдательности, внимания, художественного вкуса.

 Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что они могут изменяться от светлого к темному, их можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные. И именно веселые игры в цвета помогут вашему крохе подняться на самую первую ступенечку лесенки в яркий мир цветов и оттенков.

Давая малышу мячик, мы обычно говорим: «Вот синий мячик». Что для малыша звучит как единое слово, как название конкретного предмета «синиймячик». Но будет лучше построить фразу: «Малыш, это – мячик. Он синий. А это – кубик. Он тоже синий». Так, постепенно, накапливая жизненный опыт, ребенок научится разделять предмет и его свойства. Он сделает для себя важное открытие, поняв, что красным может быть и помидор, и машина, и вон та скамейка на улице. И если мы будем, как можно чаще, обращать внимание ребенка на цветовые свойства предметов, то и открытие это он сделает гораздо быстрее.

Называя малышу те или иные цвета, не нужно ограничиваться «основными»: синим, красным, зеленым, желтым. Не искажайте названия цветов, не называйте голубой цвет – синим, а розовый или малиновый – красным. Малыши прекрасно различают оттенки, ничуть не хуже нас с вами. И им не понятно, почему совершенно разные цвета мама называет одним и тем же словом. Чтобы не возникало подобной путаницы, на начальных этапах обучения старайтесь подбирать те игрушки или предметы, цвет которых можно назвать красным или зеленым однозначно.

Играть с малышом в «цветные» игры можно с рождения, и мы именно это и делаем, показывая крохе разноцветные игрушки и называя их цвет. Но после 6 месяцев, когда цветовое зрение крохи уже сформировано, эти игры приобретают еще большее значение. Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: «Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко – синее. Давай наденем и его». Играя кубиками, выстраивайте для крохи две башенки, например, красную и желтую, приговаривая при этом: «Смотри, вот кубик красного цвета. Где у нас красная башенка? Здесь. Сюда мы и положим этот красный кубик. А вот желтая башенка. Какой кубик нам нужен? Желтый! Вот желтый кубик! Посмотри, какие башенки у нас с тобой получились: желтая и красная».

Подобным образом можно выкладывать одноцветные дорожки из кубиков («Зайка любит скакать по синей дорожке, а собачка – по белой»), строить гаражи для машин и домики для кукол. Пусть вас не расстраивает, если сверху красной башенки малыш упорно ставит желтый кубик. Наберитесь чуть-чуть терпения, и понимание обязательно придет.

Малышам постарше можно предлагать игры-сортировки: разложить цветную мозаику или крупные пуговицы по чашечкам соответствующих цветов, «покормить» зверюшек разноцветными кубиками-«конфетами» («Куколка любит зеленые конфеты, а лошадка – синие»). Можно поиграть в строительство домов, отвозя в один угол комнаты на грузовике только синие кубики, а в другой – только красные. Дома получатся синим и красным соответственно.

Возьмите кубик любого цвета и предложите крохе найти такой же. Если он не понимает, что вы от него хотите, сделайте это сами, комментируя свои действия: «Вот кубик, он красный. Найди такой же кубик. Где другой красный кубик? Вот он! Смотри, у нас одинаковые красные кубики».

Постепенно малыш поймет суть игры и будет с радостью отыскивать в куче строительного набора фигурку нужного цвета.

Можно поиграть и чуть иначе. Выложите дорожку из красных кубиков, а в серединку положите один желтый. Спросите ребенка, какой кубик не красный. Если вопрос крохе не понятен, возьмите любую игрушку и «пройдитесь» ею по дорожке, комментируя свои действия: «Я иду по красной дорожке. Это кубик красный, это кубик красный… Ой, а этот другой, не красный – желтый! Он лишний! Нужно поменять его на красный! Ну вот, теперь вся дорожка красная, одинаковая!»

Такая игра полезна не только для изучения цветов. Она развивает мыслительные способности малыша, учит его думать и анализировать. Хорошим подспорьем могут стать и специальные обучающие книжки, где каждая страница посвящена одному цвету. С ними изучение цветов пойдет быстрее. Покупая такое пособие сыну или дочурке, обращайте внимание на качество полиграфии, чтобы напечатанные цвета соответствовали реальным.

Игра на различение пар цветов

Возьмите две коробки, обклейте их цветной бумагой. Одну - синим цветом, другую - желтым. Или одну - красным, другую - зеленым. Наберите фигурки таких же цветов из строительного набора, мячики и т.п. Покажите ребенку, что он должен делать и комментируйте свои действия, не называя цвета. Говорите что-то вроде: "Давай будем складывать такие фигурки в такую коробку, а такие фигурки - в такую". Если ребенок сообразит и назовет цвета правильно, поощрите его. Если не назовет, не требуйте этого от него. Пусть он выполняет упражнение, не называя цветов. Так Вы научите ребенка находить предметы одного цвета, сравнивая между собой их пока не на понятийном уровне, а только зрительно. Именно этот опыт первичен, поэтому повторяйте это упражнение в разных видах. Учите ребенка сравнивать и находить одинаковые по цвету предметы, раскладывать их, совмещать и т.п. Когда малыш освоит игру с двумя цветами, возьмите 3, затем 4.

Волшебные превращения

Для малыша смешивание красок – это не только возможность закрепить названия знакомых цветов, но и самое настоящее волшебство! Расскажите ему, почему красный, желтый и синий называют основными цветами. Все дело в том, что, имея всего три эти краски, мы можем получить любой другой необходимый цвет (кроме белого и черного). А вот сами эти цвета невозможно получить путем смешивания. Попробуем? Для пущей наглядности будем использовать не палитру, а стеклянные баночки (например, от детского питания) или стаканы. В пять из них нальем воды и растворим акриловые или гуашевые краски пяти цветов: красного, синего, желтого, черного и белого. Пусть малыш назовет их. Теперь возьмите пустую баночку и скажите ребенку таинственным голосом, что сейчас у вас получится настоящий фокус: в баночке появится оранжевая вода. Налейте в нее немного жидкости красного и желтого цветов, и у вас получится замечательный оранжевый раствор! Вот так фокус! Спросите у малыша, что можно раскрасить оранжевым цветом. Апельсин и мандарин, солнышко и цветок… Продолжим наши эксперименты. Смешаем синий и желтый растворы – получим зеленый. Добавим немного красной воды в синюю – получим фиолетовую. А если еще долить красной, выйдет бордовая. Всякий раз решайте вместе с малышом, какие предметы могут быть такого цвета, как получившийся в баночке. Оказывается, голубой цвет легко получить, смешав синий и белый, а розовый выйдет, если смешать белый с красным. А что получится, если в баночку с белой водой влить чуть-чуть черной? В банке будет серая вода. Причем, чем больше мы будем лить черной краски, тем темнее будет наш серый цвет. Пусть малыш под вашим руководством поэкспериментирует с цветной водой в свое удовольствие. Это так увлекательно, что провозиться можно долго. Только старайтесь обязательно как-нибудь «обозвать» получившийся цвет. Или предложите малышу обратное задание: вы называете цвет (например, коричневый), а малыш пытается его получить путем смешения красок. Для коричневого нам понадобится красный и зеленый.

Тепло и холодно

Малышу, который более-менее освоился с основными цветами, расскажите, что почти все цвета можно разделить на холодные и теплые. Так синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски (и все оттенки с желтыми полутонами) называют теплыми. Чтобы малышу было легче это запомнить, назовем холодные тона цветами неба, а теплые – цветами земли. Можно нарисовать вместе с ребенком теплую и холодную страну. Чтобы ярко увидеть разницу между холодной и теплой страной, их можно нарисовать на одном листе. Итак, рисуем желтую пустыню, песок, жгучее солнце, желто-зеленые верблюжьи колючки. И верблюд у нас окрашен в коричнево-желтые тона. А на холодном севере основными цветами станут белый, синий, голубой, фиолетовый. И даже шкура белого медведя слегка отливает холодной синевой. Действительно, на таких картинках разница между теплыми и холодными цветами особенно очевидна. Будто веет раскаленным зноем от одной картинки и снежным холодом от другой. Пусть малыш сам попробует получать более теплые и более холодные тона, добавляя разные цвета к одной и той же краске.

светофор

Попробуйте сыграть с сыном или дочуркой в «Светофор». Конечно, в эту игру веселее играть на улице с компанией ребятишек, но можно и дома. Особенно, когда за окном стучит осенний дождь и на улицу не очень-то и выберешься. Итак, мама играет роль водящего-«светофора». Она загадывает какой-нибудь цвет (например, фиолетовый), а малыш должен постараться отыскать этот цвет в своей одежде, дотронуться до него рукой и без помех перейти «дорогу» – пройти мимо мамы из одного конца комнаты в другой. Если нужного цвета нет, кроха старается перебежать дорогу, а мама его ловит к общей радости обоих. Для этой игры лучше одеть малыша попестрее, чтобы цветовая палитра была больше. Если мама смогла отловить нарушителя, он становится «светофором» и загадывает цвет маме. Попробуйте перехитрить кроху и дотронуться до другого цвета. Сможет ли он заметить ошибку?

Еще одна простая и полезная игра для закрепления выученных цветов – называть во время прогулки все предметы определенного цвета. Можно играть с малышом в «цветные дни». Например, сегодня у нас белый день. Мы одеваем в садик что-нибудь белое и всю дорогу отыскиваем вокруг белое. И даже на ужин у нас должно было быть что-то белое (например, творог). А завтрашний день может быть объявлен малиновым или сиреневым. А вообще, любой, даже самый скучный день может стать цветным. Нужно лишь очень сильно этого захотеть!

И главное…

Побольше старайтесь называть цвета в быту. Например, проговаривайте каждый раз, когда даете малышу его любимую кружку, какого она цвета, вроде: "Вот держи свою любимую зеленую кружку", или когда малыш надевает привычные штанишки, подчеркивайте, какого они цвета.

Можно предложить еще такую идею: купите салфетки такого же цвета, какие у Вас тарелки. Сервируйте вместе с ребенком стол, проговаривая, что сегодня у Вас будет особенно красивый стол, потому что Вы возьмете салфетки такого же цвета, как тарелки. Подсуньте малышу одну салфетку (или тарелку) не того цвета. Когда ребенок будет вместе с Вами сервировать стол, он заметит ошибку. Устраните ошибку вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире цветов. Ромашка.

Интегрированное занятие по предмету развитие речи и изобразительное искусство для детей 5-6 лет...

В мире цветов

Открытое мероприятие "В мире цветов" в рамках недели труда...

Интегрированный урок по математике и биологии. В мире цветов и плодов.

Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 5 классов в соответствии с ФГОС. Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнени...

Проект по физике "Человек в мире цвета"

Новый межпредметный проектпо физике+ экология человека,  для учащихся 9-11 классов....

Открытый урок по английскому языку в 5 классе на тему "В мире цветов"

Методическая разработка урока английского языка по теме: «В мире цветов», который является одним из завершающих учебную тему «Цвет вокруг нас».  Разработка основана на материалах УМК  «Англи...

Интегрированный урок биология + математика "В мире цветов и плодов" 6 класс

Интегрированный урок биология + математика 6 класс "В мире цветов и плодов"...