В мире цветов. Ромашка.
план-конспект занятия на тему

Квасова Светлана Борисовна

Интегрированное занятие по предмету развитие речи и изобразительное искусство для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие для детей второго года обучения в группах раннего эстетического развития по предмету «Изобразительное искусство» и

 «Развитие речи».

Тема занятия: «В мире цветов. Ромашка».

Программные задачи:

  • уточнить и углубить знания о цветах; закрепить представления о способах распространения растений;
  • уточнить представления детей о жанрах живописи: «пейзаж» и «натюрморт»;
  • развитие зрительного и слухового восприятия через художественное слово, произведений живописи, музыки;
  • активизировать словарный запас детей;
  • воспитывать экологическую культуру и интерес детей к объектам природы, формировать детей способность одухотворять природу;
  • совершенствовать навык работы с нетрадиционным способом изобразительной деятельности: рисование ластиком;
  • способствовать развитию социально – коммуникативной компетентности.

Предварительная работа:
Беседа о жанрах живописи «пейзаж», «натюрморт».
Слушание классической музыки.
Беседы о росте и развитии растений.
Штрихование альбомных листов простым карандашом.


Методы и приемы:
Словесный: рассказывание по картине, беседы, вопросы, задания.
Наглядный: слайдовые фрагменты, модель времен года.
Практический: работа с моделью, рисование нетрадиционной техникой;
Использование ТСО, ИКТ: прослушивание аудио и просмотр видеоматериала, использование мультимедийной установки.


Материалы и оборудование:
Мультимедийная  презентация: видео,  фотоиллюстрация;  модель времена  года, картинки;
Простые карандаши,  ластики, листы плотной, заранее заштрихованной бумаги; дощечки,  запись музыкальных произведений: «Жаворонок» Поля Мариа, «Утро» Эдвард Григ;

Репродукции картин:
Ткань, двойной скотч для размещения готовых работ;
Образец оформления графической работы.

Ход занятия:

  1. Вводная часть

Психогимнастика «Позови ласково» (формирование доброжелательного отношения друг к другу)

У меня в руках цветок, он не совсем обычный. Передавая цветок, мы будем называть друг друга ласковым словом.

Приятно получать комплименты?

  1. Беседа. (развитие речи, операций мышления)

Белая корзинка, золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.

На травинке солнце бьется,

С ветерком на небо рвется, но совсем не горячи,

Солнца этого лучи.

На поляне у реки

Гордо держат стебельки,

Как фарфоровые шашки,

Белоснежные …(ромашки).

Вы правильно назвали цветок.

Хочу предложить вам посмотреть картину и почувствовать ее настроение.

(дети смотрят репродукцию картины Эдуарда Панова «Поле ромашек», звучит музыка Бах «Шутка»)

- Какие цветы изображены на картине? (ромашки)

Картина так и называется «Поле ромашек» и нарисовал ее художник Эдуард Панов.

Музыка может помочь почувствовать настроение картины.

- Какое же настроение у ромашек? (доброе, веселое, озорное, радостное).

- Может, вы попробуете передать словами то, о чем думают, говорят ромашки? (ромашки думают о том, как хорошо им расти под лучами солнца, они рады солнцу, ласковый ветерок качает их, и они играют друг с другом в прятки).

Ромашка – милый, обаятельный цветок. В народе считали, что ромашка вырастает там, где с неба упадет звезда. Ромашка  неприхотлива и свободно растет в поле.

- На что еще похожа ромашка? (на зонтик).

Ромашки схожи по форме с зонтиками. А еще считали, что они служили зонтиками для маленьких гномов. Начнется дождь и гном прячется под ромашкой или сорвет ее и смело шагает по полям, поднимая его над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекая с него, а гномик остается совершенно сухим. (показ картинки гном идет с ромашкой)

- Какое время года изображено на картине? (лето)

- В какое время года можно встретить больше всего растущих цветов? (летом)

- А что происходит с ними зимой? (они засыпают, погибают).

Почему же весной цветы вновь появляются.

Предлагаю рассмотреть схему и рассказать, что происходит с цветами в каждое из времен года?

Схема:

Вариант рассказа детьми: (один ребенок рассказывает об одном времени года)

Весна. Светит ласковое солнышко. Появляются ростки ромашек. Растения растут.

Летом солнце светит ярко, идет дождь. И растения начинают цвести.

К осени, когда солнце уже не так сильно греет, на цветах созревают семена.

Семена попадают в землю, где они под слоем снега спят всю зиму.

А весной все повторяется.

Предлагаю посмотреть еще одну картину Толтонова «Ромашки в корзине» (показ репродукции «Ромашки в корзине», музыка Шуман «Цветы»)

- Какое настроение у вас осталось от этой картины? (теплое, доброе, ласковое)

Мы посмотрели две картины, на них нарисованы цветы, но выполнены картины в разных жанрах. Мы с вами знаем, что есть картина-натюрморт, есть картина-пейзаж. В каком жанре написана эта картина? (натюрморт)

А картина «Поле ромашек» в каком жанре написана? (пейзаж).

Предлагаю поиграть в игру «Натюрморт – пейзаж»

Дети выходят по одному, берут репродукцию картины и относят ее к нужному жанру.

- Сегодня вы мне рассказали, как растут цветы в природе.

 А если мы будем срывать цветы для букетов, что произойдет? (со временем они исчезнут, надо беречь их, исчезнут цветы-погибнут насекомые, не будет насекомых- погибнут птицы. В природе все связано, надо беречь природу).

- Я покажу вам цветок, а вы назовите мне его части (корень, стебель, листочки, лепесточки).

ПРЕКРАСНАЯ РОМАШКА

В одном королевском саду, среди благородных пионов и прекрасных роз, жила была – нежная, прекрасная ромашка: тоненькая зеленая ножка с листиками, желтенькая шапочка и белые нежные лепестки-волосики… Каждое утро она просыпалась раньше всех, подолгу смотрела на облака, на небо… и мечтала: « Ах, стать бы грациозной бабочкой. У меня были бы крылышки – полетела бы я тогда!» Чаще всего в саду она видела странного человека-горбуна, и все его почему-то не боялись. Он собирал опавшие лепестки роз и уносил их с собой… Бабочки рассказывали, что он добрый волшебник. Вдруг послышался веселый смех…- это юная принцесса и ее друг детства,- принц соседнего королевства,- выбежали в сад:

- Любишь меня?!- смеясь, спрашивала принцесса.

- Люблю!- отвечал принц.

- А вот я сейчас узнаю!.. Ромашки не врут!

Она сорвала бедную ромашку и стала отрывать ей беленькие лепестки:

- Любит! Не любит! Любит! Не любит!.. – весело говорила она.

Оборвав все лепестки, и с восклицанием « Любит!», принцесса бросила несчастный цветочек на землю и убежала вместе с принцем. Наступила тишина…Маленькая ромашка лежала и, улыбаясь, плакала: ей было больно, что оторвали ножку и оборвали волосики, но она была вместе с тем счастлива, что на последний лепесток выпало – « любит…»Тут она почувствовала, как чьи-то добрые руки подняли ее с земли и понесли…

«А-а, все равно… все равно, что будет со мной,- думала она…»

Садовник принес искалеченную ромашку в свой флигель и укутал лепестками белых роз.

Потом она слышала, как он что-то шептал… но ей было хорошо и спокойно: она была будто во сне… бабочки – бабочки… цветы… солнышко…Когда ромашка проснулась, то не поверила своим глазам: она стала прекрасной, грациозной бабочкой, с нежными, словно лепестки роз, белыми крылышками. Полетав немного по комнате, она доверчиво опустилась на раскрытую ладонь садовника - он улыбался… Распахнув окно, добрый волшебник протянул руку навстречу солнышку, а бабочка взмахнула крылышками, и полетела над гордыми пионами, над тюльпанами и розами к полю, где так много было бабочек, где жили её родные сестрички – ромашки.

Понравилась вам сказка? Хотите на несколько мгновений превратиться в бабочек?

  1. Физминутка «Бабочки» под музыку

(снятие психоэмоционального напряжения)

Спал цветок и вдруг проснулся,

(туловище влево, вправо)

Больше спать не захотел.

(туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх-потянутся)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(покружиться)

  1. Практическая часть

Предлагаю пройти и сесть за стол.

Разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Бабочка и цветок». Прокатить шарик по нарисованной на листе спирали. Сначала правой руки пальцы, потом левой. Чья бабочка быстрее сядет на цветок?

Не ползет и не бежит –

Над цветком она кружит.

За витком идет виток –

Вот и села на цветок.

Сейчас я предлагаю вам стать художниками и тоже создать картину «Ромашковое поле». Мы с вами заранее приготовили листы бумаги, заштриховали их. И нарисуем мы ромашки с помощью ластика. Не забывайте чистить ластик о деревянные дощечки. Чтобы ваш рисунок получился более выразительный, тонкими штрихами нарисуйте на лепестках прожилки, обведите контур лепестков.

(Дети выполняют свои работы, звучит музыка Чайковский «Вальс цветов» и «Звуки окружающего мира», Вивальди «Времена года. Лето»)

  1. Итог занятия.

Предлагаю разместить ваши работы на зеленом фоне.

- Кого бы вы хотели порадовать своей работой? Кому подарить?

- Посмотрите, как я оформила свою работу. Сделала рамочку и украсила бантиком из тесьмы. Если вы захотите, дома можно красиво оформить свой рисунок и подарить тем, кого любите.

- Вам понравилось занятие? Что запомнили больше всего?

Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире цвета

Знакомимся с цветом!...

Вышивка шелковыми лентами: основные приемы (цветы ромашка, гербера, подсолнух)

Ознакомить учащихся с искусством вышивки лентами и способствовать рапространению вышивки лентами. Познакомить с историей данного вида рукоделия; познакомить с инструментами и приспособлениями  дл...

В мире цветов

Открытое мероприятие "В мире цветов" в рамках недели труда...

Интегрированный урок по математике и биологии. В мире цветов и плодов.

Интегрированный урок по математике и биологии составлен для 5 классов в соответствии с ФГОС. Содержание урока объединяет знания по биологии о генеративных органах цветкового растения и выполнени...

Проект по физике "Человек в мире цвета"

Новый межпредметный проектпо физике+ экология человека,  для учащихся 9-11 классов....

Открытый урок по английскому языку в 5 классе на тему "В мире цветов"

Методическая разработка урока английского языка по теме: «В мире цветов», который является одним из завершающих учебную тему «Цвет вокруг нас».  Разработка основана на материалах УМК  «Англи...

«Низание двумя иглами. Плетение цветов ромашки».

Поэтапное описание изготовления цетка ромашки бисером. Работа со схемами....