Для родителей: "Занятия в спортивных секциях в школе"
статья по теме

Данный материал знакомит родителей с общими вопросами организации работы спортивных секций в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_v_sportivnyh_sekciyah.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Королев А. В., учитель физической культуры МОУ -  Гимназия № 2 г. Клина, Московской области

Занятия в спортивных секциях.

Занятия в спортивных секциях организуются после уроков и проводятся учителем физкультуры, старшими учениками (по спортивным играм), имеющими подготовку в объеме инструктора по спорту, и под контролем педагога. Работа строится на добровольном участии учеников в занятиях при их широкой самодеятельности под общим руководством школьного коллектива физической культуры. Различные вопросы функционирования секции должны решаться и обеспечиваться самими школьниками посредством направляющих советов педагога.

В помощь учителю физической культуры на общем собрании спортивной секции избирают совет секции в количестве 3 человек. Члены совета выбирают председателя. В обязанности совета входят: организация систематических занятий, вовлечение новых членов в секцию, организация команд и выборы в них капитанов, подготовка команд к участию в соревнованиях, учет посещаемости занятий, определение команд-победителей и лучших спортсменов года, совершенствование спортивной базы, уход за оборудованием и инвентарем, организация медосмотров членов секций, контакты с классными руководителями и родителями учеников.

Для проведения занятий в спортивной секции ученики организуются в группы по 12-20 человек в каждой соответственно спортивным достижениям, возрасту, физической подготовленности: мальчики и девочки 3-4, 5-6, 7-8 классов, юноши и девушки 9-10-11 классов. Однако может иметь место и организация занятий в смешанных возрастных группах школьников. В этом случае младшие ученики учатся у старших школьников. Старшие помогают младшим ученикам овладеть спортивными действиями, делятся опытом участия в спортивных соревнованиях. С этой целью может быть организована экскурсия спортсменов на значительные спортивные соревнования. Учитель физической культуры (классный руководитель), давая пояснения ученикам (комментируя соревнования), на живом примере обучает учащихся умению достойно соревноваться со спортивным противником.

В зависимости от вида спорта устанавливается начальный возраст для занятий в спортивных секциях. Тренировки проводятся на основе учебного плана работы секции 2-4 раза в неделю по расписанию. Это обеспечивает регулярную посещаемость занятий, постоянство состава группы, команды.

В настоящее время в школе составляется единое расписание учебной и внеурочной работы с тем, чтобы полнее занять свободное время школьников интересной познавательной деятельностью, двигательными действиями в целях всестороннего развития.

Занятия в спортивной секции проводятся по специальным программам, одобренным Минобрнауки  и Минспорта, или на основе классификационной программы. Если по какой-либо причине программы нет, учитель физической культуры составляет её самостоятельно. Существуют два способа построения учебного материала программы: концентрический и линейный. При концентрическом способе построения учебного материала программы предполагается его повторяемость в усложненном виде на каждой следующей ступени образования. При линейном построении учебного материала программы каждая последующая часть материала является непосредственным продолжением предыдущих. Программа занятий в группах общей физической подготовки может быть построена концентрическим способом.

Материал программы надо рассчитать на школьный учебный год, разделив его на два периода: подготовительный и основной (соревновательный). В этом специфика спортивной тренировки учащихся общеобразовательной школы, так как в летнее время они уезжают в лагеря отдыха, на отдых с родителями, в сельскую местность и т. д.. Календарные сроки каждого периода тренировки определяются, исходя из продолжительности учебы детей в школе, а также участия школьников в общешкольных, районных, городских, областных, соревнованиях.

В подготовительном периоде решаются задачи разностороннего физического развития занимающихся, их общей физической подготовки, тренировки, развития физических качеств с учетом особенностей спорта. В связи с этим определяется количество занятий на плавание, беговую подготовку, прыжки, метания и др. В подготовительном периоде планируется знакомство с общими основами техники спортивных движений с некоторым акцентом спортивной специализации. Этим задачам подчинены содержание и методика тренировочных уроков. Физиологическая нагрузка строится по нарастающей кривой со стабилизирующими периодами кратковременного "отдыха".

В основном (соревновательном) периоде осуществляется изучение и совершенствование техники спортивных движений. Главными задачами основного периода тренировки являются достижение занимающимися спортивной формы и достаточно высоких для своего возраста спортивных результатов, участие в соревнованиях, выполнение требований спортивной классификации, получение (или повышение) спортивного разряда.

Перед соревнованиями нагрузка в занятиях со школьниками снижается. В дни соревнований рекомендуется выполнять более объемный комплекс упражнений утренней гимнастики и другие физические упражнения в режиме дня.

Важным условием тренировки школьника-спортсмена и его участия в соревнованиях является регулярное прохождение медицинских осмотров. Каждый ученик, желающий вступить в спортивную секцию, должен посоветоваться с родителями и получить разрешение врача школы, учитывая при этом начальный возраст занятий спортом (табл. 1).

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ НАЧАЛА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ И ЭТАПОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

(С.В. Матвеев, Б.И. Херодинов, 1999)

Таблица №1


Вид спорта

Возраст (в годах) допуска к занятиям в группах

Начальной подготовки

Учебно-тренировочных

Спортивного совершенства

Акробатика

8-10

10-14

14-17

Баскетбол и волейбол

10-13

12-17

16-18

Бадминтон

10-13

12-17

16-18

Батут

9-12

11-17

16-18

Бокс

12-15

14-17

17-18

Борьба (все виды)

10-13

12-17

16-18

Велоспорт (шоссе, трек)

12-14

14-17

17-18

Водное поло

10-13

12-17

16-18

Гимнастика спортивная

-юноши


-девушки


8-10


7-9


10-14


9-14


14-17


14-17

Гимнастика художественная

7-9

9-13

13-17

Гребля академическая

10-12

12-17

17-18

Гребля на байдарках и каноэ

11-14

13-17

16-18

Конный спорт

11-13

13-17

17-18

Конькобежный спорт

10-12

12-17

17-18

Лёгкая атлетика

11-13

13-17

17-18

Лыжный спорт:

-гонки и биатлон


9-12


12-17


17-18

-горные виды

8-11

10-15

14-17

-двоеборье

9-12

11-17

16-18

-прыжки с трамплина

9-11

12-17

17-18

Парусный спорт

9-12

11-17

16-18

Плавание

7-10

7-14

12-17

Прыжки в воду

8-11

10-15

14-17

Ручной мяч

10-13

12-17

16-18

Санный спорт

11-14

13-17

16-18

Современное пятиборье

10-13

12-17

16-18

Стрелковый спорт

11-14

13-17

16-18

Стрельба из лука

11-13

13-17

17-18

Стрельба стендовая

14-15

15-17

18

Теннис и теннис настольный


7-10


9-15


14-17

Тяжёлая атлетика

13-14

14-17

17-18

Фехтование

10-13

12-17

16-18

Фигурное катание

7-9

9-13

13-17

Футбол, хоккей с шайбой и мячом

10-12

12-17

13-17

Шахматы

9-13

11-17

15-18

Тренировочные уроки в спортивной секции строятся с учетом общих педагогических требований с соблюдением доступности, последовательности, постепенности, систематичности, индивидуализации и других принципов дидактики.

Частота и продолжительность тренировочных занятий зависят от возраста учеников.

 Для школьников 3-4 классов могут быть рекомендованы двухразовые занятия по 60 минут каждое. В конце первого года обучения проводятся трехразовые 45-минутные тренировки. С 5-го класса двухразовые занятия проводятся продолжительностью 90 минут. С 7-го класса продолжительность одного занятия доходит до 120 минут.

В младшем возрасте преимущественное внимание на тренировках уделяется обучению двигательным действиям, а также основам тактики. В этом возрасте должны быть предусмотрены облегченные условия спортивных соревнований. Используется специальный спортивный инвентарь, изготовленный в школьных мастерских.

Предупреждение спортивного травматизма на тренировочных уроках и спортивных соревнованиях должно быть постоянной заботой учителя физической культуры. Тренировочные занятия в спортивной секции должны давать учащимся высокую физиологическую нагрузку и соответствовать функциональным возможностям учеников. Педагогически недопустимо включать учеников в соревнования при недостаточной их подготовленности, тем более нацеливать на высокий спортивный результат.

Участие в соревнованиях разрешается после соответствующей технической, тактической и психологической подготовки учеников, при появлении желания помериться силами со сверстниками. Недопустима и узкая специализация школьников, начинающих заниматься спортом в каких-либо одних видах упражнений. Тренировки должны быть построены на "многоборном" содержании учебного материала и носить разносторонний характер. Тренировки юных спортсменов строятся на умении педагога сочетать возрастные особенности занимающихся с требованиями прогрессирующей спортивной подготовки от урока к уроку, от одного периода тренировки к другому, от одного года занятий к последующим годам подготовки.

При этом учитываются особенности занимающихся. Тренировки юных спортсменов строятся на умении педагога сочетать возрастные особенности занимающихся с требованиями прогрессирующей спортивной подготовки от урока к уроку, от одного периода тренировки к другому, от одного года занятий к последующим.

К занятиям в секции допускаются все желающие заниматься спортом школьники, не имеющие противопоказаний. Отстранение от занятий из-за спортивной непригодности ученика недопустимо.

Выделяют три возрастных этапа в содержании тренировочной работы с юными спортсменами (табл. 2).

Возрастные этапы тренировочной работы.

Таблица №2

8-12 лет

13-15 лет

16-17 лет

1

2

3

1. Общая физическая подготовка с использованием разнообразных двигательных действий

1. Уменьшение объёма общей физической подготовки. Включение элементов специальной физической подготовки

1. Специальная физическая подготовка (на фоне общей физической подготовки)

2. Формирование разнообразных двигательных действий (решение задач широкой двигательной подготовки). Овладение основами техники избранного вида спорта

2. Специальная двигательная подготовка занимающихся. Начало специализации

2. Овладение специальными спортивными действиями. Совершенствование спортивных движений, формирование индивидуальной техники

3. Дальнейшее овладение спортивными движениями. Постепенное подведение занимающихся к выполнению достаточно сложных в координационном отношении двигательных действий

3. Овладение сложными спортивными действиями. Формирование тонких координационных связей

3. Приобретение опыта выступления на ответственных соревнованиях и на соревнованиях значительного масштаба. Спортивно-тактическая подготовка занимающихся

4. Общая волевая подготовка. Воспитание специфических волевых качеств с учётом особенностей вида спорта

4. Общая волевая подготовка. Воспитание специальных волевых качеств. Аутогенная тренировка

4. Совершенствование волевых качеств, необходимых в избранном виде спорта. Аутогенная тренировка

Спортивными секциями руководит учитель физической культуры. Он проводит тренировочные занятия, совместно с активом составляет команды спортсменов по видам спорта. Представителем команды на спортивном соревновании вне школы является учитель.

Нравственное воспитание юных спортсменов осуществляется на основе демократических, общечеловеческих ценностей. Большое значение в подготовке школьника-спортсмена имеет авторитет учителя-тренера. Общий облик учителя, его внешний вид, культура, форма общения с учениками, манера держаться перед группой (командой), требовательность и доброжелательность должны сочетаться с заботой о здоровье учеников, воспитанием эстетической культуры занятий спортом.

Воспитание сознательного отношения к учению в школе, развитие познавательной и общественной активности учеников, гражданской ответственности и культуры поведения занимают большое место в тренировочном процессе. Необходимо помнить, что ученик-спортсмен должен воспитываться в коллективе детей, имеющих общие учебные и спортивные интересы. Решение воспитательных задач, формирование у школьников умения правильно вести себя на тренировочных занятиях и соревнованиях, в школе, на улице, дома в общении со сверстниками, воспитание умений выполнять общие правила культуры поведения - одна из главных сторон тренировочного процесса. Использованию учителем методов убеждения, личного примера в поведении на тренировке придается большое значение. Приводим тематику бесед тренера с юными спортсменами: "Спорт и труд", "Спорт и учеба", "О честности и справедливости", "О коллективной дисциплине и самодисциплине", "О спортивной чести", "Спорт помогает дружить", "Спорт помогает закалять свою волю", "Что значит быть вежливым", "О режиме спортсмена", "О культуре поведения" и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Баскетбол: Рабочая программа занятий спортивной секции для учащихся 5- 9 классов общеобразовательной школы.

Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержани...

Рабочая программа спортивной секции баскетбол в школе

Пояснительная записка Программа по баскетболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования, пре...

Педсовет «Роль кружков и спортивных секций в образовании и воспитании школьников в рамках реализации программы «Наша новая школа».

Деятельность кружков осуществляется в соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Утвержденным Правительством РФ от 31 августа 1994 года за № 100...

Целевые ориентиры в вариативной части образовательной программы относительно спортивной секции «Школа мяча»

Целевые ориентиры в вариативной части образовательной программы относительно спортивной секции «Школа мяча»...

Роль занятий в спортивных секциях отделения дополнительного образования детей в школе

Статья содержит материал о том, для чего нужно заниматься в секциях дополнительного образования....

РОЛЬ СПОРТИВНЫХ  СЕКЦИЙ В РАБОТЕ ШКОЛЫ

В представленной презентации обосновывается необходимость создания школьных спортивных секций. Отмечается, что школьные спортивные секции являются одной из адаптированных инноваций. Физическое воспита...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спортивной секции «Регби» в школе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАспортивной секции «Регби» в школе Пояснительная записка. Данная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное пр...