Родительское собрание "Гражданином быть обязан"
материал (9 класс) по теме

Балакина Наталья Михайловна

 

Цель: формирование понимания необходимости совершенствования

                   нравственных отношений в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Гражданином быть обязан»

               Классный руководитель 9а класса,

                                              учитель русского языка и литературы Н. М. Балакина, 2012

(нравственные аспекты в воспитании ребёнка)

Цель: формирование понимания необходимости совершенствования

                   нравственных отношений в семье.

       Задачи:

  1. Воспитание активного отношения к своей семье, умения правильно выявить и оценить свою гражданскую сущность;
  2. Воспитание чувства ответственности за сохранение нравственных отношений в семье.

I. Вступительное слово классного руководителя                                                                  

   Мы нашу встречу решили посвятить нравственности в воспитании детей,

их гражданской позиции в обществе.

 Тема: «Гражданином быть обязан».

Я сейчас произнесла с точки зрения русского языка простое предложение. Что же входит в это понятие? Мы сегодня все вместе и попытаемся разобраться и поделиться своими идеями, мыслями.

   Джордж Бернард Шоу сказал: «Если у двух человек есть по одному яблоку и они обменяются ими, у них опять окажется по одному яблоку. Но если у двух человек есть по одной идее и они обменяются ими, у каждого будет уже по две идеи». А у нас уж точно будет не по две идеи.

   Китайская народная мудрость гласит: «Всему, что достойно,

                                                                      Учись, не ища награжденья, –

                                                                      И действуй потом,

                                                                      Как велят убежденья».

  Мне кажется, что, если перефразировать это высказывание, можно сказать, что гражданин любого государства – это человек, который приносит посильную пользу обществу и живет, как велят его убеждения, нравственные принципы. Гражданская сущность любого человека имеет своё начало в семье – ведь это маленькая вселенная для ребёнка, его микромир. Создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем написать книгу или сделать открытие.   Как следует управлять семьёй – это и наука, и искусство, и даже особое ремесло. Раз семья – вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка. И самое важное – как мы сможем эту разгадку объяснить своему ребёнку, для которого родители – кладезь житейской мудрости и нравственных ориентиров, дающий путёвку в большую самостоятельную жизнь.

  1. Итак, коротки вечера будней. Хлопоты по хозяйству. Поинтересовались школьной жизнью детей. Посмотрели фильм. Совсем чуть-чуть осталось времени. Как использовать его? Социологи рекомендуют: «Богатый выдумками досуг оберегает семью от вторжения скуки». А от неё надо держаться подальше. Расскажите, как вы разнообразите свой досуг? Родители рассказывают о своих увлечениях.
  2. А можно это время использовать для разговоров друг с другом. Часто ли мы находим время, чтобы внимательно вглядеться в лицо близкого человека? А прожит друг с другом целый день, и этот день оставил пока неясный след в вашей душе. Какой? Давайте посмотрим, как вы в своих семьях знаете друг друга.

   II. Контрольная для родителей.

       Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

     1. Кто в вашей семье балует ребёнка?

     2. Участвует ли ваш муж в кулинарных хлопотах?

                   - иногда – всегда – никогда

     3. Вы резко изменили свою внешность (макияж, прическу). Как отнесутся к этому ваши домашние?

     4. Кто является инициатором того, где будет проводиться отпуск, как?

     5. К кому обратится ваш ребёнок со своими сокровенными тайнами?

     6. В вашей семье назревает конфликт. Вы выясняете отношения:

                    - немедленно

                    - попросите ребёнка выйти за дверь

                    - дождётесь подходящего момента

    Итог: Вы наглядно убедились в важности семейного общения. Нужно всегда быть внимательным и спокойным в разговорах, не навязывать своего мнения ребёнку, постараться понять его. При общении важно равноправие и сотрудничество родителей и ребёнка, тогда будет мир и лад в доме и душе каждого.

   Уважаемые родители! Ваши дети очень разные, они по-разному мыслят, рассуждают, но они граждане своей страны. Важно, чтобы они понимали свою ответственность перед обществом, что для них важнее: кем быть или каким быть? Как жить или для чего жить?

  От ответов на эти вопросы зависит наша жизнь и дальнейшая судьба страны.

III. Сейчас мы попробуем поговорить ещё об одном аспекте «Родословное древо». Когда в Европе, США люди встречаются на улице, они здороваются, а затем начинается игра, и следующий вопрос: «Как поживаете? автоматически вызывает ответ: «Прекрасно. А Вы?»

    На Ближнем Востоке диалог протекает несколько иначе, так как люди там скорее спросят: «Как поживаете? Как поживает Ваша семья?»

Вопрос о семье – часть ритуала.

На Западе: «Я» – находится в центре.

Если Я в порядке, то с семьёй и работой всё прекрасно.

На Ближнем Востоке: если у моей семьи всё отлично, то и у меня всё хорошо.

Основы нравственности, морали, воспитанности прививаются именно в семье, ведь из определения этого слова по толковому словарю следует, что это «основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью…»

    И здесь как раз пора поговорить о своей родословной. Все мы – ветви и листья огромного человеческого дерева. Давайте посмотрим, как каждый знает своих предков.

Нарисуем на листочках своё родословное дерево.

У кого дерево получилось самым ветвистым?

У кого 14, 13, 12…

    Вывод: Радостно отметить, что вы так хорошо знаете свои «корни». Ведь у семьи, как и у общества, есть прошлое, настоящее и будущее. Если не знаешь своё прошлое, то будущее видится смутно и неопределённо.

IV. «Приближается праздник»

    Представим, что приближается праздник. Каждая семья по-своему поддерживает и наводит порядок в своих домах, квартирах. Сейчас вы, уважаемые родители, на минуту станете художниками. Каждый из вас изобразит схематично членов ваших семей на время праздничной уборки (школьная доска разделена по количеству семей).

   Пока родители рисуют – стихотворение:

   Как появилось слово «семья»?

   Когда-то о нём не слыхала земля.

   Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

   - Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

   Кто деток родит мне, богиня моя?

   И Ева тихонько ответила: «Я».

   - Кто платье сошьёт,

   Постирает бельё,

   Меня приласкает,

   Украсит жильё?

   Ответь на вопросы,

   Подруга моя.

   «Я, я, я, – Ева молвила: Я».

   И так на земле появилась семья.

   (Расшифровка рисунков)

   Вывод: Идеально, что пример наших семей опровергает это стихотворение. Каждый член семьи имеет свой участок работы. Там, где все заботы лежат на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там царит раздражение, непонимание, разрыв в общении.

   Психологи, исходя из опыта работы, всегда дают советы, к которым нужно прислушаться:

   - Никогда не поддавайтесь отчаянию.

   - Не позволяйте материальным и бытовым проблемам вставать между членами одной семьи. Оберегайте свой дом.

   - Не считайте за труд быть внимательным ко всем, кто вас окружает, отданное вернётся к вам сторицей.

V. Письмо сыну (дочери).

   И, подводя итог нашего собрания, я прошу вас написать напутствие своему ребёнку, которое мы вручим на выпускном вечере в 11классе. Напишите, каким вы хотите видеть своего ребёнка во взрослой самостоятельной жизни.

Каждое письмо запечатывается, подписывается и хранится у классного руководителя (конверты родители приносят на собрание).

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкантом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…

Музыкант… слово емкое. Гражданин – более емкое понятие. А когда мы выполняем дело, объединяющее эти два понятия – результат только усиливается. Играя в ансамбле, изучая истоки народной художественной ...

Мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Это внеклассное мероприятие для обучающихся 5-7 классов, проводится с целью формирования представлений о важности соблюдения законов государства, активной гражданской позиции, развития гражданско-прав...

Эссе Ты педагогом быть обязан. Артистом тоже можешь быть!

Учитель… С этим словом у каждого повзрослевшего человека связано много различных воспоминаний из детства. Хотел ли я быть учителем, представлял ли я когда-нибудь, что главным моим орудием труда...

Классный час на тему: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!"

Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь: знать все законы, отвечать за свои слова, контролировать свои поступки, уважать не только себя, но и окружающих вас л...

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН.»

привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН».

привлечение внимания и повышения интереса к основным законам нашего государства – Конституции Российской Федерации, Конвенции прав ребенка....


 

Комментарии

Балакина Наталья Михайловна

Школа и семья - два равноправных партнера в воспитании ребенка. Нельзя воспитывать только в школе или в семье, поэтому необходимо тесное сотрудничество родителей и учителей и полное взаимопонимание в вопросах нравственного воспитания и развития школьников.