"Развиваем руку - развиваем речь"
статья по теме

Зыкова Ольга Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_ruku_razvivaem_rech.docx125 КБ

Предварительный просмотр:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а

умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П. Павлов

Важную роль в развитии ребенка играет развитие мелкой моторики рук. Ведь чем лучше ваш малыш владеет своими пальчиками, тем лучше развивается его интеллект и речь, ручка готовится к письму, да и в целом занятия по развитию мелкой моторики положительно влияет на весь организм.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Предлагаю Вашему вниманию следующие игры на развитие мелкой моторики рук:

  1. Рисование карандашом, лепка, конструирование, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
  2. Пальчиковая гимнастика.
  3. Пальчиковый театр.
  1. Завязывание шнурков, застегивание пуговиц, открывание и закрывание молний.
  2. Вырезание картинок из журналов, аппликаций из цветной бумаги и картона с последующим наклеиванием.
  3. «Пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом).

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушек, пособий и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

  1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
  3. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
  4. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
  5. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

          "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

            Мы любим забавы холодной зимы".

            То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  1. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

           Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

  1. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

 "Сильно кусает котенок-глупыш,

 Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

 Но я же играю с тобою, малыш,

 А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

  1. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

 "Прищеплю прищепки ловко

 Я на мамину веревку".

  1. Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку.
  2. Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки.
  3. Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги
  4. Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь.
  5. Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее.

Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Необходимо помнить три важных правила.

первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться не только на занятиях в ДОУ, но и с родителями в домашних условиях.

Желаю успеха. Учитель-логопед  Зыкова О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Рука развивает мозг"

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развития его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцево...

Буклет для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"

Буклет  можно использовать как дополнительный материал для работы с родителями....

Буклет для родителей "Развиваем руку - развиваем речь".

Сейчас очень много говорят и пишут о развитии мелкой моторики у детей. Какова же связь движений пальцев рук и речи?  Найти ответ на этот вопрос, а также ознакомиться с вариантами игр для р...

Развиваем руки - развиваем речь

Развиваем руки- развиваем речь...

Развивая мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей.

                 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»...

Мастер-класс с родителями "Развиваем пальчики-развиваем речь"

Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие д...