Главные вкладки

    Материал для подготовки учителя к родительскому собранию.Как воспитать самооценку ребенка.
    статья по теме

    Для классных руководителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.docx27.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, САМООЦЕНКА

     И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ»

                                                                                   

    Тот человек, которого ты любишь во мне,                                                                                                                                                                                                           конечно, лучше меня: я не такой.

      Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя

    М.М.Пришвин

    Задачи:

    1. Определить значение ответственности, самооценки, самоконтроля для детей.

    1. Дать советы, как помочь детям их сформировать.

    Ход собрания

    1.      Вступительное слово

            Подростковая пора - время второго рождения личности. И рождение это, увы, не обходится без мук... Страдают подростки от непонимания со стороны взрослых, от смятения чувств, противоречивости намерений, интересов, устремлений. Мучаются взрослые - дети стали грубы, замкнуты, неоткровенны...

    Да, мир подростка сложен, противоречив, полон ежедневных, ежечасных перемен. Но он открыт для понимания. Быть понятым - самое первое, что хотят подростки. Хотим и мы понять их. Почему же не понимаем так часто? Очевидно, потому что не знаем, подходим с готовыми мерками "не по росту": то слишком  детскими, то слишком взрослыми.

            Сегодня  родительское собрание и ставит  цель: помочь этому пониманию.

    2.        Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

            

    Условия воспитания ответственности

    1. Самоуважение
    2. Разумные ограничения
    3. Продолжительность и постепенность
    4. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей
    5. Учёт особенностей характера
    6. Учёт личного опыта

    Воспитание ответственности

    1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. "Помоги мне накрыть стол к чаю", "Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?", "Эту обувь мы помоем вместе..." Посильное дело для малыша всегда найдётся.

    1. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)

    1. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность. Не купил хлеба - пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки - они остались мокрые и мы не пойдём гулять.

    1. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других. Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

    1. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы - "напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.

    1. Родители часто не подозревают, что дети способны и на большее. Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, он слишком маленький...

    1. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать. Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

    1. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

    Работа в группах (группа « родителей» и «группа» детей).

    Ситуация.

            На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоём ругать своего сына.

    Разбор ситуации с позиции родителей и детей.

    Вывод: прежде, чем научить своего ребенка принимать серьезные и ответственные решения, отвечать за свои действия, заботиться о близких, родители должны научиться все это делать сами, должны проникнуться чувством ответственности.

             Научите вашего ребенка заботиться о других людях. Он поймет, что забота о близких людях необходима, что она может приносить радость и ему, если у них все в порядке.

    3.          Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

            Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым

    уровнем ее самооценки. Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.

                            Самооценка =  ____Успех______

                                                           Притязания

            На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности ("Я большой", "Я сильный"), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества.

            В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

            В подростковую пору на первый план выходит общение.

    Самооценка подростка формируется под влиянием двух разнонаправленных тенденций: с одной стороны, действует желание быть похожим на своих друзей, "делать всё, как все"; с другой стремление к самовыражению, желание "иметь своё лицо", быть индивидуальностью. Это одно из наиболее ярко выраженных противоречий подросткового возраста.

            Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников.

    Родителям необходимо:

    - создавать “ситуацию успеха”;

    - возвышать учащихся в их собственных глазах;

    - хвалить учащихся даже за небольшой успех.

    1. Самоконтроль - одна из характеристик свободы и ответственности личности. Нет самоконтроля - нет свободы, нет ответственности, нет личности.

    Существуют две формы самоконтроля:

    1. поведенческий самоконтроль: контроль собственный действий и воздействий,
    2. эмоциональный самоконтроль: контроль собственных эмоций и состояний.

    Этапы формирования самоконтроля:

    1. 1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
    2. 2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
    3. 3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

            Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.

    1. Заключение

    Дети растут сами. Как цветы. Суетиться, дёргаться, контролировать и конфликтовать—зачем? Создайте благоприятную среду для роста и развития — и это будет самый лучший метод воспитания:

    · Не усложняйте себе жизнь.

    · Принимайте своего ребёнка таким, каков он есть.

    · Живите и радуйтесь вместе с ним.

    · Растите своё прекрасное создание, как цветок.

    · Растите вместе с ним — как родитель.

    · Реже воспитывайте, чаще с ребёнком играйте.

    · Играйте в то, что ему полезно и нужно.

            Иногда окажется, что воспитание детей — дело совсем не трудное, даже совсем наоборот — весёлое и интересное. По большому счёту, детям не так и много требуется от нас: терпение, сочувствие, понимание. Расти с ними и любить их. Вот и всё.

    А если вам показалось, что у него (неё) слишком много претензий к родителям, что ж, вы правы. Это действительно так. Почему? Да хотя бы потому, что вы старше и мудрее и вы тоже когда-то были детьми и — от младенчества до юности (и дальше) — всё это вы уже проходили.

    А дети (в своё время) тоже станут родителями, и тогда, уже к своим детям они тоже будут проявлять терпение, сочувствие и постараются понимать их. Всё продолжается.

            Однажды я открыла главный секрет воспитания. Он очень прост: дети становятся взрослыми. Мы просто не понимаем, какую силу даёт родителям эта простая истина, если всегда помнить о ней. И как проще относиться к жизни, и как растить без нудных назиданий, не воспитывая, а играя, и как набраться терпения, и, если всё-таки ваша детка успела набедокурить, схватиться за ум — в ней заключается всё.

    Дети становятся взрослыми. Дети вырастают. И уходят. И ничего нельзя повернуть назад.

            Вдумайтесь: сегодня вы ведёте своё маленькое чудо за ручку — а оно прыгает и шалит и замучило вас вопросами. И вы бесконечно, до раздражения, устаёте от этих «почему?!» и от этих шалостей. Сегодня вы торопитесь, и вздыхаете, и выходите из себя, и у вас сотня важных взрослых дел, от которых он вас отвлекает. А завтра? Всего-то через каких-нибудь три-четыре года вы сами захотите взять сына за ручку, и притянуть поближе, и поговорить, и ответить, и научить — а у него под окном друзья, и ваше прелестное чудо вприскочку помчится не к вам, а туда… Вдумайтесь: когда-нибудь (скоро, так скоро) она, ваша дочка, вдруг захлопнет школьную тетрадку и, не спросив: «Ну как же решается эта задачка?», ускользнёт, чтоб целоваться с каким-то совсем незнакомым вам мальчиком. И это перевесит все ваши соблазны и призывы.

    Дети вырастают. Даже если вы будете очень-очень держать — вы не удержите. Не удержите этих торопливых дней детства. Ваших общих дней.

    Помните — и наслаждайтесь, пока они — ещё дети, и кроватки их стоят рядом с вашими, и руки — в ваших руках. Пока вы, вы, вы нужны им больше всего на свете.

    Потому что это закон жизни: кто-то другой должен стать твоему (самому лучшему на свете!) ребёнку дороже и важнее, чем ты.

    Говорят, что родительская любовь трагична, потому что разлука изначально заложена в ней. Думается, тот, кто сказал так, всё-таки ошибался. Дети вырастают, и покидают нас, и ничто не вернётся обратно… но как раз само осознание этого факта (если помнить о нём всегда) заставит нас просто и радостно принимать то, что у тебя есть сейчас. Если накрепко запомнить это — вы не будете растить — страдать — и мучиться; вы поймёте, что самое ценное — не «вчера» и не «завтра», а то, что есть и что происходит у вас «сейчас». Сейчас.

    Родительская любовь проста и радостна, пока вы принимаете этот закон.

    Это — первое.

            Если вы это переварили, то у нас есть для вас второе сообщение — хорошее.

    Мы растим — и отпускаем ребёнка всё дальше и дальше от себя. Но именно поэтому и именно тогда происходит удивительная вещь: дети нас не покидают. Они остаются рядом. На расстоянии, но — рядом. Сохраняется душевное, духовное единство. Дети по-прежнему нуждаются в нас и видят в нас и надёжный тыл, и опору, и советчика. Всегда.

    Остаются, если всё начинается и всё продолжается с нашей истинной безусловной любви.

    Посмотрите, как это просто. И как это правильно, и как здорово — жить и любить. И оставаться рядом.

    Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям — моим родителям (раздается родителям)

    1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать

    всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

    2.Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

    3.Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

    4.Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

    5. Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

    6.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

    7. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

    8 .Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».

    9. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

    10. Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

    11. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

    12. Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

    13. Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

    14. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною,— это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

    15. Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

    16. Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу ничего объяснить. Если вы сможете это понять, я попытаюсь сам себе и вам все объяснить, но на это

    надо время.

    17. Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

    18. Не забудьте, что я развиваюсь, а значит — экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

    19. Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

    20. Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.

    21. Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.

    22. Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.

    23. Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

    24. Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.

    25. Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

    26. Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

    27. Не забывайте, что мне нужны ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

    28. Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

    29. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.

    30. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо — Я, ВАШ РЕБЕНОК!

    Литература

    Некрасова З., Некрасова Н. «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти». М.: ООО Издательский дом «София»,  2006 год

    О.И. Давыдова, С.М. Вялкова  «Беседы об ответственности и правах ребенка», М., 2008 год

    А.В. Захарова «Что такое самооценка». Журнал «Семья и школа», №8, 1979 год

    А.В. Захарова «Самосознание и самооценка подростка». Журнал «Семья и школа», №11, 1979 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материал для родительского собрания.Памятка родителям от ребенка.

    Памятка родителям от ребенка. Прислушаемся к советам своих детей.Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов:при...

    Материал к родительскому собранию.Как развивать самооценку ребенка.

    Материал для подготовки  классного руководителя к собранию....

    Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »

    Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол)   ...

    Материал для родительского собрания " Как оказать помощь ребенку в подготовке домашнего задания"

    Родители всегда пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса ...

    родительское собрание самооценка ребенка

    разработка родительского собрания по теме "Самооценка ребенка"...

    Родительское собрание -практикум "Повышение самооценки ребенка,как фактор предотвращения суицидальных проявлений среди детей и молодежи.

    Родительское собрание -практикум "Повышение самооценки ребенка,как фактор предотвращения суицидальных проявлений среди детей и молодежи....