Для родителей о дисциплине
статья по теме

Предлагаются советы, которые  помогают на­ладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину. Материалы взяты из книг Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Л. Леви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disciplina.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дисциплина.

Есть несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать бесконфликтную дисциплину.

Правило первое

Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Это особенно полезно помнить тем взрослым, которые стремятся избегать конфликтов детьми. В результате они начинают идти на поводу у ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Правило второе

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Это правило предостерегает от другой крайности — воспитания в духе «закручивания гаек», то есть авторитарного стиля общения.

Найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилями можно при помощи образа четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой, желтой, оранжевой и красной.

  1. В зеленую зону помещается все то, что разрешается делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, когда сесть за уроки, в какой кружок записаться, с кем дружить...
  2. В желтой зоне находятся действия ребенка, в которых ему предоставляется относительная свобода. Ребенку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ. Иначе говоря, он может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил. Например, можно сесть за уроки, когда хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера. Можно гулять в своем дворе, но дальше не уходить. Необходимо в каждом случае спокойно (но коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно подчеркните, что именно остается ребенку для его свободного выбора.
  3. В оранжевой зоне находятся такие действия ребенка, которые в общем не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас допускаются. Исключения только подтверждают правила; не стоит бояться подобных исключений, если они, действительно, редки и оправданы. Зато дети бывают очень благодарны взрослым за готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы соблюдать правила в обычных ситуациях.
  1. В красной зоне находятся действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах. Это категорические «нельзя», из которых не делается исключений. Нельзя играть с огнем, ломать вещи, обижать маленьких... Список этот «взрослеет» вместе с ребенком и подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.

Правило третье

Требования взрослых не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Например, взрослым часто досаждает «чрезмерная» активность детей: почему им надо так много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по деревьям, бросать камни, рисовать на чем попало, все хватать, открывать, разбирать..?

Ответ прост: все это и многое другое — проявления естественных и очень важных для развития детей потребностей в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия — все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать часы тоже можно, но только если они старые и давно не ходят; играть в мяч можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Для этого нужно поместить ребенка в подходящую обстановку и разрешить действовать свободно.

Правило четвертое

Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.

В ситуации несогласованности требований ребенку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привыкает добиваться своего, «раскалывая» ряды взрослых.

Не менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребенок два дня подряд ложился в 10 часов вечера вместо 9-ти, то на третий день вам трудно будет уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему «разрешали». Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают как правило только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он произносится сердитым или властным тоном, то становится трудным вдвойне.

На вопрос «Почему нельзя?» не стоит отвечать: «Потому, что я так сказал», «Я так велю», «Нельзя, и все!». Нужно коротко пояснить: «Уже поздно», «Это опасно», «Может разбиться...»

Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «Спичками не играют» вместо «Не смей играть спичками!»; «Конфеты едят после обеда» вместо: «Сейчас же положи конфету назад!»; «Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули», вместо: «Перестань мучить кошку!»

КАЖДЫЙ ДЕНЬ С РЕБЕНКОМ

НАЧИНАЙ РАДОСТЬЮ,

ЗАКАНЧИВАЙ МИРОМ!

Ценные указания в области наказания.

  1. Не вреди здоровью

Ни физическому, ни психическому. Более того, по идее наказание должно быть полезным. Не  забывай об этом подумать.

  1. Лучше недожать, чем пережать

Если колеблешься, сомневаешься, наказывать или не наказывать - не наказывай!

  1. За один раз — одно

Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

  1. Не за счет любви

Что бы ни случилось, не лишай ребенка заслуженной похвалы и награды. Никогда не отнимай подаренного тобой или кем бы то ни было - никогда! - подарки и награды священны. Даже если набезобразничал хуже некуда, но сегодня же помог больному, защитил слабого...

Не мешай ребенку быть разным!!!

  1. Не казни вдогонку

Чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Напомни со словами прощения - или лучше совсем оставь! Есть риск внушить маленькому негодяю мысль о возможной безнаказанности? Конечно. Но этот риск не так страшен, как риск недоверия и задержки душевного развития. Запоздалые наказания внушают ребенку его прежнее состояние, держат его в прошлом и не дают стать другим.

Не зацикливайся!

  1. Наказан — прощен

Инцидент исчерпан. Страница перевернута. Как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешай начинать жизнь сначала!

  1. Без унижения

Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество твоей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что наказание несправедливо, оно подействует только в обратную сторону!

  1. Соблюдай неприкосновенность личности

Выражая неодобрение, не определяй человека, не прикасайся к личности. Не изрекай диагноз. Определяй только поступки, конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо». Не «ты жестокий», а «ты поступил жестоко».

  1. «Не судите, да не судимы будете»

Есть разница в подходах воспитателя и судьи. Если судья обязан быть беспристрастным и в этой беспристрастности беспощадным, то воспитатель не ошибется, намеренно приписав ребенку побуждения лучшие, чем на самом деле. Украл — твердо глядя в глаза, утверждаем, что взял по глупости, что он и сам хочет, чтобы этого больше не повторялось. Солгал из трусости или ради выгоды — обнаружив обман, объясняем его поведение недоверием к самому себе. Уверены, что ему хочется быть правдивым, внушаем это. И вероятность успеха растет!..

Наказывать и ругать ребенка нельзя:

  1. когда болен, недомогает или еще не оправился после болезни
  2. когда ест
  3. после и перед сном
  4. во время игры
  5. во время учебы, работы  
  6. сразу после физической и/или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой неудаче виноват только он сам)
  7. когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, ленью, раздражительностью, с любым недостатком; когда проявляет неспособность, бестолковость, неловкость — короче, во всех случаях, когда что-либо не получается
  8. когда внутренние мотивы проступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны
  9. когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам

                                               Ребенок не против, чтобы его иногда наказывали,

                                    но при условии, что в целом он чувствует к себе любовь,

а также считает данное наказание справедливым,

а не преследующим цель причинить ему боль или унизить его.

Карен Хорни

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Дети очень ценят традиции, когда родитель уделяет им специальное внимание, и с ним интересно — это настоящий праздник для ребенка. Однако, если случается непослушание или проступок, то «праздник» в этот день или на этой неделе отменяется. Наказание ли это? Конечно, и довольно ощутимое! И главное — не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо, когда родитель не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.

Какой же практический вывод? Необходимо иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько  дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

Зона радости — это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.

Она одновременно — и зона его ближайшего развития, и основа  доброжелательного общения, и залог бесконфликтной дисциплины.

Косвенное неодобрение.

Очень сильный, тонкий и разнообразный метод.

Один из вариантов, часто употребляющихся стихийно, — простое игнорирование. Не высказывать никаких оценок — поставить нуль.

Не пережимать: одно дело не замечать поведения, другое — не замечать человека. Не играть в молчанки и угадайки, не демонстрировать своего плохого настроения в связи с чем-то, о чем ребенок должен сам догадаться. Это непосильно и для психики взрослого.

Рассказать о ком-то, кто поступил так же скверно, как наш ребенок, ему или кому-либо в его присутствии. Маленькому можно в виде сказки. При этом допустимо и некоторое утрирование, чтобы все было ясно, а если к тому же смешно, еще лучше. Даже если не подаст вида — дойдет, хорошие шансы.

Ироническая похвала.

Крутил чашку, докрутился, разбил. «Молодец, из чайника пить удобнее. И чайник тоже бей, будем пить из ведра». Экономнее и сильнее, чем: «Ну сколько же раз говорить тебе!.. Что ж ты делаешь, такой-сякой! Всю посуду перебил!.. Пора уже...»

Осторожно с насмешкой.

«Все есть яд, и все есть лекарство.

Тем или другим делает только доза».

Острое оружие. Применимо только к детям с развитым чувством юмора, то есть только к тем, кто способен ответить тем же.

При обостренном самолюбии можно применять в качестве стимулятора только в гомеопатических дозах и только наедине. Закон неприкосновенности в полной силе. Лучше недощутить, чем перешутить.

Мягкое подтрунивание, веселая ирония как постоянный фон отношений — прекрасно для всех характеров и возрастов, надежный контакт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям: Как привить ребенку дисциплину?

Как научиться ладить со своим ребенком, как правильно просить ребенка сделать что-либо и как воспитать послушного и дисциплинированного ребенка. Все это и многое другое узнаете, прочитав эти советы....

Роль родителей в повышении ответственности школьников за соблюдение общественной дисциплины

Роль родителей в повышении ответственности школьников за соблюдение общественной дисциплины...

информация для родителях об обязательных дисциплинах

полная информация об экзаменах по обязательным дисциплинах в 9 классе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.."

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия  по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей." Предназначен для проведения занятий н...

Консультация для родителей "Подросток: поведение и дисциплина"

Консультация для родителей "Подросток: поведение и дисциплина"...

Методические рекомендации по разработке рабочей программы элективной дисциплины «Организация обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курской губернии в конце XIX – начале XX вв.»

В соответствии с п.п 2.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (уровень высшего образования бакалавриат) направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образован...