Семейные туристско-краеведческие походы как форма взаимодействия семьи и учреждений образования
статья по теме

Зайдуллина Лидия Ярисовна

 

В статье речь идет о семейных туристско-краеведческих походах,  как одной из форм  взаимодействия семьи и учреждений образования в современном образовательном пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_turistsko_-_kraevedcheskie_pohody.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейные туристско-краеведческие походы как форма   взаимодействия семьи и учреждений образования

                                        

Зайдуллина Лидия Ярисовна,

                                учитель истории МБОУ СОШ №88 Октябрьского района ГО г.Уфа РБ

Школа и учреждения дополнительного образования ищут новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным только в том случае, если учителя, педагоги и родители станут союзниками.

Одним из наиболее эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является, на наш взгляд, туристско-краеведческая работа. Историческое краеведение, этнографический туризм как инновационное направление, является тем элементом образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков. В основе экспедиционных выездов, туристских походов, этнографических исследований лежат поиск, глубокий интерес к прошлому.

Особую роль здесь играют семейные походы, причем в купе с элементами краеведения, этнографии, игрового компонента, которые приобретают все большую популярность, и это не просто дань моде – огромное влияние походов на формирование личности ребенка, физическое развитие, воспитание в нем положительных  качеств доказано лучшими педагогами мира. Неслучайно активный туризм для детей в качестве прекрасной системы воспитания широко использовался в СССР, его зарубежным аналогом  является не менее популярное скаутское движение. Известно, что основа формирования личности закладывается в детстве, каков фундамент – таков и результат. Детям необходимо развивать кругозор, научить доброте, дружбе, целеустремленности, стойкости, бережному отношению к природе, чувству прекрасного – в обычных условиях привитие этих качеств требует огромных усилий и времени. Походы с детьми позволяют ребенку все это освоить в более короткие сроки (даже один единственный поход с детьми оказывает заметное влияние на развитие их личности).

Семейные туры и походы с детьми имеют ряд преимуществ перед другими видами отдыха:

Они позволяют  улучшить взаимопонимание, уделить друг  другу внимание, которого порой так не хватает в обычной жизни, загруженной работой и домашними делами.  

Походы с детьми выполняют серьезную воспитательную функцию. В походных условиях дети учатся взаимопониманию, взаимоуважению, взаимопомощи, приобретают навыки стойко переносить физические нагрузки, учатся достижению поставленных целей, несмотря на трудности.

Семейные походы сближают, укрепляют семью, помогают найти общий язык с детьми.

Походы с детьми несут в себе развивающий познавательный аспект: изучение природы (горы, родники, растения), историко-культурного наследия (пещерные, руины), этнографии (традиции разных народов, легенды и предания), также семейные походы выполняют функцию духовного воспитания.

Семейные походы выполняют важную образовательную функцию - освоение туристских навыков, полезных не только в походе, но и в обычной жизни (приготовление пищи, разведение костра).

Важнейшим аспектом в походах с детьми является физкультура.  Не секрет, что заставить ребенка делать зарядку или заняться легкой атлетикой в обычных городских условиях весьма сложно. Современные дети даже подвижным играм на свежем воздухе предпочитают компьютерные игрушки. Походы  позволяют увлечь детей физкультурой без особых усилий – им интересно взобраться на вершину, дойти до таинственных пещер, ради этого удовольствия они согласны преодолевать расстояния, спуски и подъемы – а все это отличная физическая и аэробная нагрузка, лучше всякой зарядки.

Таким образом, походы с детьми выполняют важную оздоровительную функцию: свежий воздух, родниковая вода плюс физические нагрузки – положительно влияют на организм.

Если вам надоело общаться с ребенком урывками, разрываясь между ним и заедающим бытом; если вам грустно от того, что воспитанием вашего наследника занимаются нянечки, учителя, соседи, улица – все, кто угодно, кроме вас самих; если вы вдруг почувствовали, что просто по-отцовски (по-матерински) любите свое чадо и готовы ради него поступиться некоторыми своими претензиями, – значит, вы созрели для семейного похода.

При разработке маршрута семейного похода необходимо ориентироваться на возможности самого слабого участника группы. Обязательное требование к любому походу (а при участии в нем детей в особенности) – безопасность. Это определяется выбором маршрута и опытом его участников. Дети, как и взрослые, должны набираться туристского опыта постепенно, переходя от простого к сложному. Взрослые участники похода должны превосходить своим туристским опытом детей, т. е., если вы новички в горах или на водном маршруте, не тащите за собой детей.

В этом плане показателен пример МБОУ ДОД ДООЦТКИЭ «Меридиан» Октябрьского района. С самого начала деятельности Центра были четко определены задачи работы, в числе которых была и организация детского и семейного отдыха с образовательными и развивающими программами. Неотъемлемой частью программ такого рода стали именно семейные походы.

Использование таких форм работы как проведение НПК, с регулярными успехами воспитанников Центра, освещение работы «Меридиана» в СМИ привлекли внимание родителей к деятельности Центра и, как следствие, активное участие родителей в совместных походах и экскурсиях.

На базе Центра не первый год успешно функционирует туристско-краеведческое объединение «Глория», в основе деятельности которого лежит крайне интересное направление – этнотуризм. К своим мероприятиям они успешно привлекают и семейные группы. Только за истекший учебный год в активе «Глории» походы на такие памятники природы как водопады Кук-Караук и Атыш, сплавы по рекам Инзер и Юрюзань, походы в Серпиевские, Никольскую и Идрисовскую пещеры, научные экспедиции, инсценировки фольклорно-обрядовых праздников. Сюда же отнесем несложные горные походы. Конечно, не сразу дети с родителями идут на категорийные маршруты. Всё начинается с совместных экскурсий и походов выходного дня. Например, очень любимый семейный маршрут – это посещение Шихан в Стерлитамакском районе, Голубое озеро и Карламанская пещера в Кармаскалинском районе, мавзолеи – кэшэнэ в Чишминском районе. И сезон еще не закончен! Любое путешествие также сопровождаются легендами, преданиями, не говоря уже о собственно научно-исследовательских экспедициях. Особенно отрадно отметить, что и здесь оставил свой след «семейный вопрос».

И какой же поход без гитары и песен у костра!

Семейные походы сплачивают семью, укрепляя тем самым, ее взаимодействие с образовательными учреждениями. И это очень важно в условиях нынешнего непростого времени.

Путешествуйте с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей в системе дополнительного образования....

Эффективные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей

В материале описаны основные эффективные формы работы с семьей, используемые в учреждении дополнительного образования....

семейный клуб как форма взаимодействия семьи и школы

С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта  Семья один из важнейших социальных заказчиков образования, поэтому нужно учитывать и активно изучать позицию родителей...

Позитивная модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования

Многоплановая ситема работы во Дворце, тесное сотрудничество с родителями вылилось в создание программы "Мы вместе!". Семйные клубы, участие в проектах, совместные мероприятия дворца и студи...