Л. Р. Аркатова ОРГАНИЗАЦИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
статья по теме

Емцова Ирина Владимировна

В письме Министерства образования РФ от 28.02.2003г. №27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений» написано о том, что для обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения – школы надомного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_raboty_shkol.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Статьи научно-методического журнала ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Л. Р. Аркатова
ОРГАНИЗАЦИЯ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Учитель математики, МОУ СШ №2, г. Елабуга 

В письме Министерства образования РФ от 28.02.2003г. №27/2643-6 «Методические рекомендации по организации деятельности образовательных учреждений» написано о том, что для обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения – школы надомного обучения.

Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с учащимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому. Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий – в классе. Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся; сложности структуры их дефекта; особенностей эмоционально-волевой сферы; характера течения заболевания; рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы; возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе). Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают письменные виды работ, занимаются индивидуально.

В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом его вариативная часть позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.

Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.

Для решения задач школы надомного обучения следует организовать ее полноценное кадровое обеспечение. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности, как педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией «социальный психолог».

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у школы надомного обучения с момента выдачи ей лицензии (разрешения).

Школа надомного обучения с момента регистрации приобретает права юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет, текущий и иные счета в банковских и других кредитных учреждениях. Школа надомного обучения проходит аттестацию и государственную аккредитацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

Деятельность школ надомного обучения в настоящее время постоянно совершенствуется, ведется поиск наиболее оптимально организованных моделей такого образовательного учреждения.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Если ребенок по болезни не может посещать школу и учителя приходят к нему домой, это и есть надомное обучение.

На основании письма Министерства просвещения СССР от 05.05.1978 №28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении детей на дому» для больных детей и детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (и лиц заменяющих их) обеспечивают обучение этих детей на дому. Согласно второго письма Министерство «...предоставляет право распределения часов по предметам районным, городским отделам народного образования. При этом следует учитывать индивидуальные особенности, психофизические возможности больных детей. В пределах выделенных часов по классам разрешается включать в учебный план дополнительные предметы, не предусмотренные письмом...». Из не предусмотренных списком, по словам специалистов отдела образования, – занятия с логопедами и сурдопереводчиками, помогающими больным детям. Или, по желанию ребенка, более усиленное внимание какому-либо особо любимому предмету. Но недельные нагрузки на учащихся начальных классов не должны превышать 8 часов, на учащихся V-VIII классов – 10 часов, IX класса – 11 часов, X-XI – 12 часов. Из списка предметов общеобразовательной школы чаще всего исключаются уроки физкультуры, труда, рисования и музыки.

Организация индивидуального обучения на дому больных детей ставит задачу освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта учащимися, которые по причине болезни не могут обучаться в образовательном учреждении.

Направление детей и подростков на медико-педагогическую комиссию осуществляется по инициативе учреждений образования с согласия родителей, либо законного представителя, а также по инициативе родителей, либо иного законного представителя.

Обязательным условием для определения данной формы обучения является заявление родителей и наличие заверенной амбулаторно-поликлиническим учреждением справки об имеющемся заболевании в соответствии с «Перечнем заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещений массовой школы», утверждённым Министерством просвещения РСФСР 08.07.80 г. и Министерством здравоохранения РСФСР 28.07.80 г.

Разрешение на домашнее обучение в каждом отдельном случае выдается городским, районным отделом образования.

Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовых школ, разделяется на соматические, неврологические, хирургические, кожные и психоневрологические и состоит из нескольких десятков различных тяжелых недугов. По некоторым из них (психоневрологические заболевания) дети могут быть вообще освобождены от обучения на длительный срок – от нескольких месяцев до года и более.

Некоторые дети периодически возвращаются в школу, если позволяет здоровье, и уходят на домашнее обучение при обострениях. Свободное посещение отдельных предметов по желанию больных детей тоже практикуется. И даже приветствуется, поскольку в будущем ребятам предстоит осваивать окружающий мир, учиться общаться с различными людьми, приобретать профессию.

Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения.

Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому:

- предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

- обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ в полном объеме;

- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

- выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

Целью обучения детей на дому является обеспечение выполнения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей.

Обучение детей на дому организуется ближайшей школой, которая осуществляет контроль за работой учителя, проявляет заботу о школьниках, которые обучаются индивидуально. Детей с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов, как правило, обучают педагоги дефектологи соответствующей квалификации: олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды. Обучение больных детей осуществляют учителя общеобразовательной школы.

Знания детей систематически оцениваются. В классный журнал соответствующего класса вносятся данные об успеваемости учащегося, о переводе из класса в класс и выпуске из школы.

На каждого ученика, обучающегося на дому, заводятся тетради-дневники, в которых учителя записывают дату занятия, содержание изучаемого материала, количество часов на его изучение. На основании этих записей производится оплата педагогам за индивидуальное обучение детей на дому.

Учебные занятия с больными детьми проводятся в первой половине дня в соответствии с утвержденным расписанием уроков, с учетом самочувствия и индивидуальных возможностей ребенка.

Между уроками необходимо проводить физминутки. В середине недели детям дается один выходной.

Общеобразовательное учреждение может организовать дистанционное (компьютерное) обучение больных детей старшего возраста на дому, используя имеющиеся возможности семьи и школы.

Каждый учитель ведет журнал индивидуальных занятий с учеником, в котором проставляется дата проведенного урока, записывается тема и содержание изученного материала, количество часов, домашнее задание и оценка. За проведенное занятие родители (законные представители) ставят в журнале свою подпись.

Если период обучения больного учащегося на дому не превышает двух месяцев или срок окончания обучения на дому из медицинской справки не ясен, то учителям производится почасовая оплата, в остальных случаях оплата учителям включается в тарификацию.

В случае болезни учителя (не позже чем через неделю) администрация школы, с учетом кадровых возможностей, обязана произвести замещение занятий с больным учеником другим учителем.

В случае болезни ученика учитель, труд которого оплачивается по тарификации, обязан отработать непроведенные часы.

Учитель обязан:

1) выполнять государственные программы с учетом склонностей и интересов детей;

2) развивать навыки самостоятельной работы с учебником, справочной и художественной литературой;

3) знать специфику заболевания, особенности режима и организации домашних занятий;

4) не допускать перегрузки, составлять индивидуальные планы;

5) своевременно заполнять журналы учета проводимых занятий;

6) контролировать ведение дневника учеником и расписываться о проведенном занятии в нем (расписание, аттестация, запись домашних заданий).

Обучающийся обязан:

1) соблюдать требования образовательного учреждения;

2) добросовестно учиться, стремиться к сознательному и творческому освоению образовательных программ;

3) уважать честь и достоинство работников образовательного учреждения;

4) соблюдать расписание занятий;

5) находиться в часы, отведенные для занятий дома;

6) вести дневник.

При организации обучения больных детей на дому школа должна иметь следующие документы:

Заявление родителей.

Приказ управления образования.

Приказ по школе.

Расписание занятий, письменно согласованное с родителями и утвержденное заместителем директора по УВР в 2-х экземплярах.

Журнал учета проведенных занятий.

В справке, выданной медицинским учреждением, указывается срок, который необходим ребенку для обучения на дому.

Если, например, ребенок – инвалид – это может быть постоянный срок.

В соответствии с тяжестью заболевания может быть срок обучения на дому на целый учебный год, на учебную четверть, на месяц и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

«Организация надомного обучения детей – инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) - что это такое?  Дистанционные образовательные технологии - это технологии, реализуемые,в основном, с применением информационных и телекомму...

Эссе на тему: «Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».

Одной из актуальных проблем в системе современного образования становится обучение детей-инвалидов....

Организация надомного обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.

Целью данного эссе является теоретическое обоснование организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и определения условий особенностей работы преподавателя ДО....

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитии

Организация надомного обучения детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в развитииК детям с комплексными нарушениями относятся те, кто имеет сочетание нескольких выраженных первичных псих...

Организация надомного обучения в общеобразовательной школе. Математика.

В статье описывается организация надомного обучения и его особенности при преподавании математики в общеобразовательной школе....