«Эмоциональный кризис у подростков»
методическая разработка по теме

Минина Ирина Леонидовна

Личностные изменения в подростковом периоде. Психологические особенности подростков, которые делают этот возраст особенно опасным. Рекомендации по снижению риска эмоционального кризиса у подростков. Оказание помощи в ситуации эмоционального кризиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_besedy.docx26.44 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Эмоциональный кризис у подростков»

Кризис – (от греч.) буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – « возможность».

Таким образом, слово  «кризис» несёт в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действовать.

Само понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент.

Статистика:

Столкновение с травматическими ситуациями вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого могут тянуться многие годы. Все это особенно актуально и в отношении детей и подростков. Яркой иллюстрацией этого являются данные об актах насилия в семье и обществе. Так, 30–40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семьях. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске. По данным Генеральной прокуратуры РФ, десятки тысяч детей умирают от травм, убийств, самоубийств и отравлений. За последние десятилетия в три раза возросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных учреждений, пропавших без вести, многие стали жертвами преступлений.

Объективно:

Детско-подростковый возраст подвержен целому ряду психотравмирующих факторов. В результате длительного процесса накопления психологических ударов у ребёнка возникает сужение эмоциональной сферы, увеличение агрессивности, аутоагрессивности, бегство от реальности в мир фантазий, депрессии. Случаются и крайние случаи, когда обнаруживается неспособность ребёнка противостоять жизненным трудностям.

Конфликтные ситуации для ребёнка или подростка могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Максимализм в оценках, неумение предвидеть истинные последствия своих поступков и прогнозировать исходы ситуации, отсутствие жизненного опыта, свойственные этому возрасту, создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Важно знать, что депрессии могут стать причиной нежелания жить.

Личностные изменения в подростковом периоде:

  1. происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,
  2. возникают новые образования,
  3. закладываются основы сознательного поведения,
  4. вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Негативные показатели подросткового возраста:

  1. дисгармоничность в строении личности
  2. свёртывание прежде установившейся системы интересов
  3. протестующий характер поведения по отношению к взрослым

Положительные показатели подросткового возраста:

  1. возрастает самостоятельность ребёнка
  2. значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми
  3. значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности
  4. развивается ответственное отношение к себе
  5. развивается ответственное отношение к другим людям

В современном мире отношения в семье изменились, изменилась степень поддержки, которую имеет как взрослый человек, так и ребёнок. А это служит условием возникновения разного рода пограничных расстройств, которые приводят: к депрессиям,  агрессии,  суицидам

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ,
КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ЭТОТ ВОЗРАСТ ОСОБЕННО
ОПАСНЫМ:

  1. крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм
  2. неадекватное представление о собственной компетентности
  3. снижение настроения, тревожность
  4. легко возникающие страхи

У подростков редко встречается классическая картина депрессии, обычно у них она иная, чем у взрослых, часто замаскированная. Проявлениями депрессивного состояния у подростка могут быть нарушения поведения, снижение успеваемости, капризность и т.д, симптомы, которые расцениваются взрослыми как лень, распущенность и т.п. подростка упрекают, стыдят, наказывают…

Подобная неадекватная оценка душевного состояния подростка создаёт тяжелейшие конфликтные ситуации, служащие факторами вторичной травматизации и создающие условия для возникновения мыслей и намерений прекратить жизнь. Все эти сигналы в этом возрасте следует расценивать как истинные и относиться к ним серьёзно.

Эмоционально-оценочные симптомы неблагополучия подростка:

  1. Резкая смена эмоциональных состояний (апатия/возбуждение, недостаток сна/повышенная сонливость, нарушение аппетита)
  2. Социальная  и эмоциональная изолированность (отдаление от семьи, друзей, почти полное молчание)
  3. Сильное эмоциональное напряжение (вспышки гнева, раздражительность, усиление чувства тревоги)
  4. Склонность к депрессиям (сниженное настроение, выражение безнадёжности, мысли о смерти)
  5. Неадекватные формы поведения (безразличие к своему внешнему виду—не моются, не причёсываются, неряшливо одеваются, утрата интересов, приобщение к алкоголю и курению, излишний риск в поступках)

Как снизить риск эмоционального кризиса у подростка

Важно серьёзно относиться к любому намёку на нежелание жить, даже если подросток выкрикнет сгоряча: «Я не хочу с вами жить!», «Как вы мне все надоели!», «Я никому не нужен!», «Без меня всем будет хорошо». Насторожитесь! Скорее всего, это не просто слова, а призыв о помощи, а может, и опасный сигнал. Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях. Самое главное – покажите ребёнку, что он вам небезразличен, а именно:

  1. Как можно чаще говорите сыну/дочери о своей любви (даже в конфликтной ситуации)
  2. В ситуации конфликта помните первое правило спецназа «Не позволяй своим эмоциям влиять на твои решения»
  3. Всегда старайтесь подчёркивать всё хорошее и успешное, что присуще вашему ребёнку—это повышает уверенность в себе и укрепляет веру в будущее
  4. Не следует оказывать постоянное давление на подростка и предъявлять чрезмерные требования в отношении всё лучших результатов
  5. Принимайте подростка таким, каков он есть
  6. Принимайте самостоятельные устремления подростка. Самостоятельность и собственные умения—это главный материал для повышения самооценки
  7. Поощряйте занятия спортом и успехи среди друзей подростка
  8. Умейте доверять чувствам ребёнка и научите его доверять самому себе

Как помочь подростку

в ситуации эмоционального кризиса

  1. Относитесь всегда со вниманием к жалобам и обидам подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за его словами. Не пренебрегайте ничем из сказанного им

  1. Умейте оценить серьёзность намерений и чувств подростка

  1. Попробуйте оценить глубину эмоционального кризиса

  1. Проявите искреннее участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием.

  1. Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами подростка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинить боль или которые причиняют боль ему.

  1. Если вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте всегда рядом!

Если состояние ребёнка становится необычным или угрожающим, не медлите, обращайтесь к специалистам: психологам, психотерапевтам, психиатрам.

Основная задача родителей состоит в том, чтобы оказать ребёнку поддержку во время кризиса, дать ему надежду на то, что ситуация изменится. Важно помнить, что именно любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки. Именно в семье ребёнок получает уроки терпимости к стрессу, овладевает навыками поиска выхода из сложных жизненных ситуаций, учится принимать несовершенство окружающего мира, становится уверенным в себе и учится любить себя и других людей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кризис – (от греч.) буквально означает «разделение дорог». В китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «опасность», а другой – « возможность».

Слайд 3

* происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, * возникают новые образования, * закладываются основы сознательного поведения, * вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Слайд 4

дисгармоничность в строении личности свёртывание прежде установившейся системы интересов протестующий характер поведения по отношению к взрослым

Слайд 5

возрастает самостоятельность ребёнка значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности развивается ответственное отношение к себе развивается ответственное отношение к другим людям

Слайд 6

крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм неадекватное представ- ление о собственной компетентности снижение настроения, тревожность легко возникающие страхи

Слайд 7

Резкая смена эмоциональных состояний (апатия/возбуждение, недостаток сна/повышенная сонливость, нарушение аппетита) Социальная и эмоциональная изолированность (отдаление от семьи, друзей, почти полное молчание) Сильное эмоциональное напряжение (вспышки гнева, раздражительность, усиление чувства тревоги) Склонность к депрессиям (сниженное настроение, выражение безнадёжности, мысли о смерти) Неадекватные формы поведения (безразличие к своему внешнему виду—не моются, не причёсываются, неряшливо одеваются, утрата интересов, приобщение к алкоголю и курению, излишний риск в поступках)

Слайд 8

 Как можно чаще говорите сыну/дочери о своей любви В ситуации конфликта помните первое правило спецназа «Не позволяй своим эмоциям влиять на твои решения»  Всегда старайтесь подчёркивать всё хорошее и успешное, что присуще вашему ребёнку—это повышает уверенность в себе и укрепляет веру в будущее  Не следует оказывать постоянное давление на подростка и предъявлять чрезмерные требования в отношении всё лучших результатов  Принимайте подростка таким, каков он есть  Принимайте самостоятельные устремления подростка. Самостоятельность и собственные умения—это главный материал для повышения самооценки  Поощряйте занятия спортом и успехи среди друзей подростка  Умейте доверять чувствам ребёнка и научите его доверять самому себе

Слайд 9

Относитесь всегда со вниманием к жалобам и обидам подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за его словами. Не пренебрегайте ничем из сказанного им Умейте оценить серьёзность намерений и чувств подростка Попробуйте оценить глубину эмоционального кризиса Проявите искреннее участие и интерес, не применяйте допроса с пристрастием. Постарайтесь увидеть и почувствовать ситуацию глазами подростка. Будьте на его стороне, не принимайте сторону людей, которым он может причинить боль или которые причиняют боль ему. Если вы не знаете, что сказать, не говорите ничего. Но будьте всегда рядом!

Слайд 10

Чем проповедь выслушать, Мне лучше бы взглянуть. И лучше проводить меня, Чем указать мне путь. Глаза умнее слуха, Поймут всё без труда. Слова порой запутаны Пример же – никогда. Тот лучший проповедник – Кто веру в жизнь провёл. Добро увидеть в действии – Вот лучшая из школ. И если всё мне показать – Я выучу урок. Понятней мне движенье рук, Чем быстрых слов поток. Должно быть, можно верить И мыслям и словам Но я уж лучше погляжу, Что делаешь ты сам. Вдруг я неправильно пойму Твой правильный совет. Зато пойму, как ты живёшь, По правде или нет.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Освещение опыта работы профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у подростков из неблагополучных семей.

Гузачева Лариса Михайловна Педагог-психолог МБУСОССЗН       Чернянского района « Социально--реабилитационный центр для  несовершеннолетних».В 2013году окончила Воронежский эко...

Формирование эмоционально-волевой сферы подростков на уроках ОБЖ путем интегрирования с предметом физическая культура

Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные и...

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

Диагностика общей эмоциональной направленности у подростков

Подростковый возраст, зачастую являться самым эмоциональным периодом  (суициды, девиантные, аддиктивные и деленкветные поведения ) в жизни подростка. Проходя через стадию взросления, подросток ищ...

Программа " Коррекция эмоционально – волевой сферы подростков"

Коррекционно- развивающие занятия по развитию ЭВС подростков. Для обучающихся 5-9 классов...

Программа "Коррекция эмоционально-волевой сферы подростков"

Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся 5-9 классов....