Занятия с детьми 1,5 -3 лет.
консультация на тему

Драгина Кристина Борисовна

 

Главная задача всех разновидностей занятий с малышом — формирование у него картины окружающего мира и  развитие  гармоничного восприятия себя в окружающем мире.

Групповые занятия рассщитаны на два года обучения и включают практически все направления для всесстороннего развития малыша.

Физическое направление .

Речевое направление.

Сенсорное направление.

Познавательное и психологическое направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_s_detmi_15_-3_let.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Главная задача всех разновидностей занятий с малышом — формирование у него картины окружающего мира и  развитие  гармоничного восприятия себя в окружающем мире.

Групповые занятия рассщитаны на два года обучения и включают практически все направления для всесстороннего развития малыша.

Физическое направление .

Чем лучше ребёнок знает своё тело, то есть может контролировать его и управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и осваивать новые, неизвестные для него ранее виды деятельности.

 Координация движений определяется развитием большой и мелкой моторики.

Большая моторика – это все те движения, которые связаны с передвижением тела в пространстве (например, ходьба, бег). К двум –трём  годам малыш должен научиться:

 бегать ,

подниматься и спускаться по лестнице, касаясь каждой ступеньки одной ногой ,

 прыгать (подпрыгивать вверх, прыгать через обруч или лежащее на земле препятствие, прыгать на одной ноге),

 маршировать ,

ударить по мячу ногой ,

 ходить задом наперёд ,

сохранять равновесие на перекладине.

 Мелкая моторика – это точные и плавные движения рук, а также их координация со зрением (например, когда необходимо взять из ряда лежащих игрушек именно ту, которую хочется). К этому возрасту ребёнок должен научиться:

 рисовать вертикальные  лини,

обводить контуры по точкам,

выполнять простую штриховку,

 строить башню или дом из 4-6 кубиков ,

 резать бумагу, держа ножницы одной рукой.

Кроме того, хотелось бы отметить, что уже в этом возрасте у малыша начинает развиваться право- или леворукость. В повседневной жизни это можно увидеть по тому, какой рукой ребенок предпочитает выполнять интересные для него задания. Но пока это только тренировка рук, и сказать окончательно, является ваш ребёнок левшой, правшой или амбидекстром (тем, кто в равной мере владеет двумя руками), можно будет только к 5-и годам.

Основная задача на данном этапе – продолжать предоставлять ребёнку свободу для тренировки координации движений и развития ловкости. Более пристальное внимание следует обратить на развитие мелкой моторики. Это связано с тем, что в данном возрасте существует прямая взаимосвязь между развитием мелких движений рук и развитием речи. Учёные выяснили, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за мелкие движения наших рук, находятся в непосредственной близости к зонам, отвечающим за речевое развитие. То есть, развивая мелкую моторику ребёнка, вы тем самым способствуете развитию его речи.

Речевое направление.

В этом возрасте речь является основным, ведущим психическим процессом, который в значительной мере влияет на интеллектуальное развитие ребёнка. Психологи называют период от 1.5 до 3-х лет сенситивным, то есть чувствительным для активного развития речи. В этом возрасте мозговые структуры, ответственные за речь, оказываются наиболее восприимчивыми к влиянию среды, способствующей усвоению родного языка. Речь развивается сразу в нескольких направлениях: осваиваются грамматические правила построения фраз, заканчивается овладение произношением звуков речи, развивается способность связно выражать мысли в речевой форме, совершенствуется понимание речи.

Итак, уже на втором году жизни ребенок должен

 обладать запасом в 200-300 слов,

 пользоваться  в речи двух-, трехсловными словосочетаниями и предложениями,

прислушиваться к словам и понимать их значение,

 сосредотачивать внимание, когда ему читают,

 рассматривать иллюстрации, называеть предметы, изображенные на картинках,

хорошо знать свое имя, произносит его,

пользоваться словами «да», «нет»,

уметь выразить просьбу не только жестами, но и словами,

использовать существительные в разных падежах (то есть с разными окончаниями),

согласовывать предмет и действие («кукла спит», «я хочу»).

 К 3 годам ваш малыш должен

 Задовать  вам вопросы,

пользоваться двух-, трехсловными предложениями,

 стараться высказывать свои впечатления, мысли,

договаривать звуки, слоги, слова при чтении,

 иметь словарный запас 1000-1500 слов,

понимать значение простых предлогов,

 понимать значение множественного числа,

 знать время суток,

 называть и различать три – четыре цвета.

Лучше всего речь развивается в деятельности, когда ребенок наряду с каким-то действием или движением слышит комментарии или сам старается назвать тот или иной предмет.

Во время занятий используются множество игр и упражнений:

- игры, развивающие внимание и слуховое восприятие,

- игры, развивающие силу голоса и темп речи,

- игры, развивающие речевое дыхание,

- игры, способствующие развитию понимаемой речи,

- игры, формирующие правильное звукопроизношение,

- игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций,

- артикуляционная гимнастика,

- пальчиковые игры.

Сенсорное направление.

Тактильные ощущения, а также обонятельные, зрительные, вкусовые и слуховые наиболее активно развиваются у дошкольников. Важно не упустить момент и постоянно организовывать разнообразные занятия для детей.

Активность сенсорного развития зависит от количества информации, которая поступает в мозг и преобразуется в яркую, целостную картину. Поэтому необходимо научить ребенка сопоставлять информацию, которую он получает от разных органов чувств, и соединять ее в целое. К примеру, изображение машинки должно в сознании малыша ассоциироваться с шумом проезжающего автомобиля. Иными словами, различные сенсорные ощущения должны в итоге давать ребенку целостное представление о предмете, объекте. Поэтому занятия для малышей, направленные на сенсорное развитие, нужно проводить в комплексе, чтобы развивались разные способности.

Чтобы классифицировать объекты, ребенок должен научиться анализировать отдельные признаки и свойства каждого из них (например, форму, цвет, вкус). А для этого необходимо дать малышу представление о сенсорных эталонах, которые используются в качестве образцов, мерок. К примеру, цвета радуги – это эталоны цвета, а эталонами формы являются геометрические фигуры.

Специально созданные условия — в процессе проведения занятий и в повседневной жизни — позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький), формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т. п.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.

Важно помнить что к трём годам у детей заканчивается подготовительный этап сенсорного развития.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

- дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

- группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше;

- соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырех разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т.п.);

- узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.), в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котенка (с 2 лет - 2 лет 3 месяцев);

- обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. (с 2, 5 лет);

- активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец), цвета (трава, апельсин, помидор, цыпленок, небо и др.) (с 2 лет 3 месяцев - 2 лет 6 месяцев);

- отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичи» или кубики определенного цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды);

- начинают активно пользоваться общепринятыми словами-названиями цвета, часто в отрыве от конкретного предмета (синим он может называть и желтый, и зеленый предмет) (с 2 лет 9 месяцев-3 лет).

Познавательное и психологическое направление.

Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются главным образом в процессе предметных действий. Мышление в раннем возрасте имеет преимущественно наглядно-действенный характер. Наряду с этим видом мышления развиваются такие его формы как, наглядно образное и символическое мышление, которые тоже опираются на опыт практических действий малыша. Речь ребенка - возникает и развивается также в контексте совместной с взрослыми предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра. Благодаря развитию предметных действий и речи в игре ребенка появляются игровые замещения. Становление игровых замещений дает начало сюжетно-ролевой игре, которая становится ведущей на следующем этапе развития ребенка.

В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств ребенка, как самостоятельность и целенаправленность. У малыша формируется стремление к достижению правильного результата своей деятельности. Достижения в предметной деятельности и признание их со стороны взрослых становятся для ребенка способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я.

Исследования педагогов и психологов показали, что дети 4—7 лет способны освоить самые разнообразные знания и в достаточно большом объеме. Очень важно накопить к этому возрасту достаточный опыт и объём знаний, которые обеспечат качественное развитие. Большая роль в этом процессе отводится стихийному опыту ребенка. Именно в этом возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Освоение мира происходит под девизом «Хочу все знать!».

       Основной недостаток детских знаний заключается в их хаотичности и отрывочности. Это происходит потому, что имеющиеся у ребенка возможности переработки, упорядочивания информации не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений.

       В связи с этим взрослым (педагогам и родителям) необходимо серьезно отнестись к отбору оптимального содержания для полноценного познавательного развития ребенка. Отдельные знания и умения не выводят детей на должный уровень умственного развития. Существенные сдвиги в данном вопросе достигаются в результате последовательного усвоения детьми определенной системы знаний. При этом каждое последующее формируемое представление и понятие вытекает из предыдущего. Центральным звеном систематизации знаний выступают существенные связи и зависимости между предметами и явлениями, их изменения и развитие.

Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка. Образовательная программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального потенциала ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".

Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста

  Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей»  Е.А.Стребе...

Конспект индивидуального логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ОНР по формированию слоговой структуры слов

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм...

Виды, типы и формы занятий с детьми

Методическая разработка  - Виды, типы и формы занятий с детьми...

"Пальчиковые игры" Сборник упражнений для занятий с детьми на музыкальных занятиях

В сборник собраны игры, помогающие в освоении ритма, в работе над развитием дыхания, вокальных навыков, дикции, а так же упражнений, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук....

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном...

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР...