Как читать и понимать учебник
консультация по теме

Фирфарова Валерия Михайловна

Данная публикация предназначена для учащихся и их родителей в целях оказания помощи в освоении трудного материала на страницаз учебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon как читать и понимать учебник64 КБ

Предварительный просмотр:

Перед чтением

  • Сформулируйте цель или желаемый результат чтения текста. Спросите себя: о чем я буду читать? Чего жду от этой главы параграфа?
  • Пробегите глазами главу, просмотрите заголовки и подзаголовки, рассмотрите иллюстрации. Если заголовки и иллюстрации отсутствуют, прочтите первые предложения каждого абзаца, чтобы составить примерное представление об организации главы в целом.
  • Отметьте такие характеристики параграфа (главы), как длина и структура.
  • Отметьте важные пункты, выделенные жирным шрифтом или вынесенные в подзаголовок.
  • Определите, на что стоит обратить внимание, а что можно проигнорировать.

Спросите себя: что я уже знаю по этой теме? Припомните прочитанное на эту тему раньше, если нужно, запишите это. Рассмотрите иллюстрации и другие материалы по этой теме, вернитесь к своим записям.

Во время чтения:

  • Тщательно прочитывайте важные части текста, читайте выборочно.
  • Прочтите вслух трудные, требующие особого внимания отрывки.
  • Перескажите прочитанное своими словами.
  • Не забывайте делать заметки.
  • Делайте остановки, задавайтесь вопросом: что хотел сказать автор?
  • Перефразируйте отдельные части главы (параграфа).
  • Не пропускайте связки, выявляющие логическую организацию текста:
  • причина – следствие,
  • проблема – решение,
  • последовательность, хронология, порядок иного рода.
  • Ловите себя на непонимании, бездумном чтении.
  • Остановитесь, поняв, что не следите за мыслью автора.
  • Пересматривайте цели чтения при поступлении новой информации.
  • Особо отмечайте незнакомую для себя информацию.
  • Пересматривайте свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.
  • Обращайтесь к дополнительным материалам (ресурсам), если новая информация не увязывается с ранее полученными знаниями.
  • Не пропускайте ключевые предложения.
  • Перечитывайте важные места.
  • Подчеркивайте, обводите, помечайте важные места.
  • Делайте выводы, заключения, догадки об авторе:

его цели, задачи, намерения,

его мировоззрение, взгляды, склонности,

социальный контекст, в котором был создан текст,

возможные источники информации, которыми пользовался автор.

  • Не пропускайте слова, выстраивающие логику текста, такие как «например», «в заключение», «во-первых», «далее», «наконец».

После чтения:

  • Перечислите важные пункты.
  • Решите, не нужно ли перечитать какие-то части текста.
  • Изложите конспект (резюме) прочитанного.
  • Составьте вопросы по прочитанному тексту, задайте их себе и ответьте на них.
  • Пересмотрите свои знания с учетом новой информации.
  • Обозначьте места несовпадений между имевшимися знаниями и новой информацией.
  • Систематизируйте важнейшую информацию.
  • Свяжите имеющиеся знания с новой информацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

УРОК для учащихся 11 класса (подготовка к ЕГЭ – 2 часа): «Учимся читать и понимать художественный текст. (А.А.Ахматова «Реквием»)».

Урок содержит подробную подготовку к сочинению по поэме "Реквием" А.А. Ахматовой. Поиск видов информации в тексте как один из способов формирования УУД....

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. По рассказу К. Ушинского "Орёл и кошка"

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Зарайск.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Два капитана.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

Учимся читать и понимать тексты разных стилей. Муром.

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2013 г. Предназначена...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности по смысловому чтению «Читаю. Понимаю. Применяю» для обучающихся 8 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по смысловому чтению «Читаю. Понимаю. Применяю» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП ...