Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка
консультация по теме

Крылова Екатерина Александровна

Нагляная агитация для родителей (консультирование родителей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx435.31 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

КОГДА  НАЧИНАТЬ  ЗАНИМАТЬСЯ? 

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 3-х лет. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку. С 3-6 лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, пазлы, нанизывание бус, бисера, пуговиц, лепку из глины или пластилина, используйте веревочки различной толщины для завязывания и развязывания узелков и т.д. В 3 года ребенок должен уметь показывать три пальчика отдельно друг от друга. К 4,5 годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.

КАК  ИГРАТЬ  В  ПАЛЬЧИКОВЫЕ  ИГРЫ?

Запомните, что игры с пальчиками малыша подбирают с учетом его возможностей и постепенно усложняются.  

  • Для начала разогрейте пальчики: несколько раз согните и разогните их. Можно поиграть в жмурки и вместо хлопков в ладоши попищать резиновыми игрушками. А затем приступить к пальчиковым играм.
  • Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
  • Сначала все движения выполняются медленно. Можно научить ребенка самостоятельно поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
  • При проведении игр с пальчиками необходимо следить, чтобы у локтя малыша постоянно была опора, чтобы сначала работала одна рука, затем другая, потом обе. В процессе игры темп постепенно ускоряется.
  • Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы. 
  • Показывать нужно и простые, и сложные игры. Тем самым вы даете понять ребенку, что вам очень интересно играть в эту забавную игру. Ребенок становится вашим партнером по игре.
  • Расположение мамы относительно ребенка во время игры зависит от сложности самой пальчиковой игры и возраста ребенка. Если в игре задействована только одна рука, то мама может сидеть (стоять, лежать) сбоку от ребенка. Можно положить грудного малыша к себе на колени. Если это более сложная игра, в которой задействованы обе ручки, то можно посадить ребенка к себе на колени или расположиться на коврике и посадить ребенка между ног как в гнездышке. В некоторых играх, для детей от 2,5-3 лет нужно садиться за стол друг напротив друга, чтобы ребенок мог наблюдать за движениями рук взрослого и соотносить зрительный образ с мелкими движениями. Также можно стоять друг напротив друга.        

В  КАКОЕ  ВРЕМЯ  ЛУЧШЕ  ЗАНИМАТЬСЯ?

Преимуществом пальчиковых игр является то, что ими можно заниматься в любое активное время ребенка. Можно играть в пальчиковые игры в перерывах между основными дневными играми ребенка. Более того, когда предстоит долгое ожидание, например, на приеме к врачу и т.д., можно отлично провести время с пальчиковыми играми. 

ВАРИАНТЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ

Поочередно загибайте все пальчики, поглаживая их от основания к кончикам, приговаривая:

Этот пальчик в лес пошел,                                                                                                                                 Этот пальчик гриб нашел,                                                                                                            Этот пальчик чистить стал,                                                                                                      Этот пальчик жарить стал,                                                                                                      Ну а этот взял и съел,                                                                                                          Потому и потолстел.

ДОМИК

Я гуляю во дворе (хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой)        Вижу домик на горе (ритмичные хлопки ладошками)                                                          Я по лесенке взберусь (раскрыть перед собой ладони и, касаясь поочередно кончиками пальцев, сложить лесенку, начиная с больших пальцев)                                                    И в окошко постучусь.                                                                                                          Тук, тук, тук, тук! (поочередно стучать кулачком одной руки в ладошку другой)

КУРОЧКА
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать
(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

СОЛНЫШКО

Утром солнышко встаёт выше, выше, (руки высоко вверх).
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже (руки вниз).
Хорошо-хорошо солнышку живётся,
(делаем ручками фонарики)
И нам вместе с солнышком весело живётся
(хлопаем в ладоши)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии речи ребенка

Большую роль в становлении личности играет речь. Речь- инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, мы способствуем...

Роль семьи в развитии речи ребенка

Рекомендации родителям по развитию речи детей дошкольного возраста в домашней обстановке....

О роли родителей в развитии речи ребенка

Информирование родителей об участии  в речевом развитии...

Мастер-класс "Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 лет"

В группе 1мл возраста «Почемучки» воспитатель Липатова О.С. провела родительское собрание-мастер-класс для родителей «Роль пальчиковых игр для развития связной речи детей 3-4 л...

Роль изобразительной деятельности в развитии речи ребенка

На протяжении всей своей жизни человек совершенствует свою речь. В раннем детстве у ребенка возникает потребность в общении, овладевая родным языком через речевую деятельность , через восприятие. Како...